Я -курсант артиллерийского училища. Часть третья

Иван Краснов 2
В  июне  месяце 1953 года нам объявили,  что  составлен список  из  числа  наиболее   подготовленных   курсантов   для  формирования  взвода  с  двухгодичной  подготовкой. Армии   нужны  были  молодые   офицеры. Я   был  включен  в  этот  список, и не  возражал  против  сокращения  срока обучения  в  училище на один  год,    тем  более,  что  все  «двухгодичники»  были  выпускниками  артиллерийских  подготовительных  училищ.   Правда,  учебная  нагрузка  возросла, но мы  были  молоды,   хорошо  подготовлены  как  теоретически, так и  физически.

В  июле  месяце  мы  были  свидетелями  первого  выпуска  офицеров  2-го  Ленинградского   артиллерийского  училища  в  Коломне. Уже  в  июне    выпускники  надели  офицерскую   форму, но с   погонами  курсантов.  В  ожидании  приказа  Министра  обороны  о присвоении офицерского звания  они  свободно   ходили   по  городу   со  своими  девушками. В  офицерской   форме  курсанты-выпускники   очень  даже  смотрелись.

И  вот,   в это  время  произошло   трагическое  событие  с  выпускником   училища.  Без  недели   курсант - лейтенант  шел  со  своей  молодой  женой    по  городу,  они мечтали  и  планировали  свою  жизнь,  когда   в  них   врезалась  грузовая  машина  и  погубила  только  что     родившуюся   молодую  семью. Из-за  грубого  нарушения  водителем правил дорожного   движения  погибла    молодая    красивая  пара,  которых  ждало   счастливое  будущее. Всё  училище   тяжело  переживало  это трагическое событие. Под  траурные  мелодии   духового  оркестра  хоронили   молодую  красивую  пару.

После  летней  экзаменационной   сессии   я   поехал    на  летние  каникулы  к   дяде  в  Брянск,   там   у  меня  были  мои  старые  знакомые  по  техникуму. Да,  и  больше   не  к кому  было  ехать.   
               
  В  августе,   наш  уже  выпускной  взвод   вернулся  к  обычной   учебе.  Приятно  было   после  отпуска   встретиться  со  своими   друзьями-курсантами:  Женей  Хохловым, Юрием  Тепляковым, Леонидом  Ушаковым  и  другими  друзьями,  по  которым   уже    успел и   соскучиться.   Напряжение  в  учебе   нарастало,   нужно  было  трехгодичную  программу    одолеть  в  сжатые  сроки. Помимо   учебы  я   много  внимания  уделял  занятию   в спортивном  зале,  не  забывал  заниматься гимнастикой, боксом,     по  возможности    много  читал  художественной  литературы,  вел  дневниковые  записи.


В  субботу    наша   компания  ходила  на  танцы.  Я  познакомился на  танцах  с  интересной  девушкой  Натальей,   она  училась  на  третьем  курсе  пединститута,  увлекалась, как  и  я,  поэзией  серебряного  века.    Я  продолжал  переписываться   со  своим   близким  другом  по   подготовительному  училищу  Володей  Попковым,  который закончил  ХАПУ  с  золотой  медалью  и  учился  теперь  уже   в   Ростовском   Высшем    инженерно-техническом   ракетном    училище (в  то  время  это  название  было  строго  засекреченным). В  ноябре 1953-го  года  Володя   прислал  мне  письмо    с  фотографией  младшего  лейтенанта   и  трогательной  дружеской  надписью   как   лучшему   другу.  К  сожалению,  даже  после  выпуска  его  служба   оказалась  строго  засекреченной,   так  как  была  связана с  ракетной  базой.
Только  через три года после   окончания  училища   наши  общие  знакомые   сообщили  мне  печальную  весть: на  ракетной  базе   Володя   получил   смертельное   радиационное  облучение и   умер   через  два  года  после  окончания  Ростовского   училища. Я  говорю,  вечная память  тебе,  мой   дорогой  далекий  друг  юности,  с  которым  мы   в  подготовительном  училище  строили  стратегические    планы на   светлое   будущее.  Твоя  жизнь  была  отдана  укреплению  оборонного  ракетного  щита  нашей  Родины.  Короткая,  но  яркая жизнь   сгорела  как  первая  ступень ракеты, но   она   позволила    второму  поколению  ракетчиков   поднять  на должную   высоту   ракетный  щит  Родины.  Твоя  жизнь,  дорогой  мой  друг  юности,  не  прошла    даром, а  вместе  с  другими  молодыми   жизнями    сотен   офицеров-ракетчиков  в  далекие  пятидесятые   годы  прошлого века,     обеспечили    мирную  и  спокойную  жизнь    советских  людей.   Пусть же  и  мои  строки   будут  хотя  бы  и  малой  толикой  памяти   о  моих  друзьях,  которые   отдали  свою  жизнь  во  имя  нашей жизни сегодня.  Пусть,  наши сыновья и  внуки  помнят,  какой  ценой  была  обеспечена   их  мирная  жизнь  уже  в  послевоенные   пятидесятые   и шестидесятые  годы   прошлого  века,  когда  мир стоял на  грани    мировой  термоядерной  войны.

Приближался  новый   1954   год.  Мы  планировали  встречу  Нового  года.  Я  поделился    мыслями о  встрече  Нового   года  со  своей  знакомой  студенткой  Наташей. Она  безо  всяких   сомнений сказала: - Я  приглашаю  тебя  и  твоих  друзей   встретить   новый  1954  год   у нас  дома. У  нас  большая  дружная  семья,  будут  мои  родители,  два  брата, приедет  из  Москвы  моя  сестра,  которая  учится  на  третьем  курсе   медицинского  института.  Квартира у нас   большая,  места  всем  хватит,  мои  родители  не  будут  возражать,  они  уважают  военных.   

Так  и   порешили.   Следует  заметить,  что  у  курсантов   было  очень  маленькое  денежное  довольствие,  такое же,  как  и  у  солдат.  Исходили  из того, что  курсантов  одевают и   кормят,  а живут  они в  казарме. Поэтому  деньги   выдавали  только  на   курево,  предметы  гигиены.  Некоторым   курсантам   помогали  родители. Понятно,  что  мне,   бывшему   воспитаннику  детского  дома,   ждать   денежного   перевода  было  неоткуда.  Основная  масса    курсантов обходилась  тем  минимальным  денежным  довольствием, которое  получало  от государства. Мы  могли на  свои  деньги  пригласить  девушку  в  кино,   угостить   мороженым, купить  билеты  на    вечер  отдыха   на   большее  у  курсантов  денег   не  было.   Вот  поэтому    курсанты  с  удовольствием  принимали  приглашение   своих  девушек   прийти   к ним  домой в  гости,  где  можно было хорошо поесть и  выпить   рюмку  водки.

Итак,  30  декабря  в   двадцать  часов,  курсантов,  которые  были  свободны  от  наряда,  отпустили  до    двенадцати  часов  следующего  дня  в   увольнение. Со  мной  встречать   Новый  1954  в  кругу  семьи   Натальи   были  приглашены  мои  близкие  друзья  Женя   Хохлов  и Паша  Логинов.  На  собранные для  встречи  Нового   года    деньги  мы  купили    для  женщин   букеты   цветов, четыре     бутылки  вина,   на  оставшиеся  деньги  кое-какие   продукты  для  закуски   и  отправились   по указанному    адресу. 

 К  дому   Наташи   мы  пришли   к     двадцати  двум  часам,  нас  уже  ждали  хозяева  дома:  глава  семьи  Владимир  Васильевич,   мужчина  лет   шестидесяти,   широкий  в плечах,  крепкого  сложения,  с серыми  добрыми  глазами. Мы   по  очереди  ему представились.  Он  же, в свою очередь,   представил   нам хозяйку  дома -  Екатерину  Самсоновну,  моложавую  симпатичную  женщину,   на вид  лет  пятидесяти  пяти,  с  добрым  открытым  лицом,  празднично   одетую.  Затем  моя  знакомая, Наталья-дочь   хозяйки,     познакомила со  своей  сестрой  Мариной,  студенткой  третьего  курса  Московского   медицинского   института, и с двумя  братьями - Николаем   лет   двадцати  и  Сергеем   лет  восемнадцати;  оба  брата   выправкой  и  лицом  были похожи на  отца. Все  трое  мужчин -  отец и  два  его  сына,   работали  на   Коломенском  машиностроительном  заводе. 

Кстати,   завод  этот  в  годы  войны  выпускал   крупнокалиберные  минометы,  и  там  же работал  главным   конструктором минометного  и  реактивного вооружения  Герой  Социалистического  Труда, Лауреат  Ленинской  премии   Шавырин  Борис  Иванович.  Об  этом   и  сообщил нам    с  гордостью  Борис  Васильевич. 
Как   водится,   все  перезнакомились  друг  с  другом,  быстро  нашли  общий  язык,  так  как  встретились за  одним  столом те,  кто   создавал  для  армии   вооружение   и  те, кто  это  вооружение  скоро должны  были   испытать  в  войсках.  У  курсантов   также  был  общий  язык  со  студентами.

 В  23  часа  хозяин  пригласили всех  к  столу,  и  взял  руководство  компанией  в  свои  руки. Он   приказал   мужчинам    пить  только  «беленькую», а  тосты с  вином  - поднимать  только  женщинам. Никто  против  этого   не  возражал. В   двадцать  четыре  часа   мы  подняли  тосты  за  Новый  1954  год,  в  котором  мы  становились    лейтенантами. За  столом  было  шумно  и  весело.  Пили  за  тех,  кто  ковал   победу  над  врагом,  создавая  грозное  оружие,  пили  за   артиллеристов,  за   студентов - будущих  педагогов. К  часу  ночи на  столе  оказалось  только  вино.

Я    уделял внимание  в основном  не  Наталии, а её сестре Марине: беседовал и  танцевал    только с  ней. Оказалось,  что  у  нас  много  общих   с ней  интересов. Где-то в  начале  второго  ночи  вдруг Марина  мне  говорит:  -Ваня, здесь  уже  стало  слишком  шумно  и  мало  спиртного.  Здесь  недалеко  живет   моя  тетя,  сестра  мамы,   в  их  компании  одни  женщины,  она  меня  приглашала  навестить  её.   Давай,  мы   с  тобой   навестим  её  и  поздравим с  Новым  годом. 

Упрашивать  меня  не пришлось,  я  быстро  согласился.  Ушли  мы  с ней  чисто  по-английски,  никому ничего не  сказав. Покинули  одну  компанию  мы  уже   через  двадцать  минут  нагрянули   в  компанию  тети   моей  новой  знакомой  - Анны   Самсоновны. Действительно,  в   компании   тети     встречали  Новый  год  одни  женщины.  Нас  очень  мило  и  с   юмором  приняли, встреча   Нового  года  продолжилась  еще  более  активно, чем  у  родителей   моих  знакомых  девушек. Не  знаю,   почему  я не  отказывался  от  предложенных  тостов  и  сам  поднимал  тосты  за  женщин,  которые  по  возрасту  мне   годились бы  в  матери. И  вскоре  я  заметно  охмелел,   или  сказать  вернее,  перепил  лишнего.  Помню,   только  Марина  сказала  тете,  что  в  таком  виде  курсанту,то есть мне, идти по улице  опасно.

 Подруги «нашей»  тети как-то  незаметно  покинули  хозяйку,   и  я остался  один  среди двух  медиков:   тети  Марины  – терапевта  и  Марины - будущего  врача.  Они  стали   колдовать  надо  мной, стараясь  привести  меня в  нормальное  состояние.     Через    час  двум врачам   это  удалось  хорошо  сделать.  Мне  дали  возможность  четыре  часа поспать,   рано  утром  мы выпили  кофе,   и  Марина  проводила  меня  до  училища.
Вот такой подарок – знакомство  с  замечательной  девушкой,  будущим  врачом Мариной, получил я на Новый  1954  год.      

Продолжение следует)