Конюшня

Анатолий Аргунов
В шестом классе началась профориентация, так называлась программа обучения сельских мальчишек и девчонок  будущим профессиям. Делалось это для того,чтобы хоть как-то компенсировать массовый отток молодёжи в крупные города и на комсомольские стройки.После войны страна  не только стремительно залечивала раны,но и строила новые города,заводы, щахты,рвалась в космос. Парни после службы в армии целыми взводами уезжали на стройки  страны или осваивать целину в Казахстан. На селе образовался дифицит кадров.Начальство решило, что если ты живешь в сельской местности, то и профессию  нужно давать соответствующую.  Мальчишек- в трактористы, механики-водители, автослесари и прочие рабочие специальности. Девчонок же,  приучали уходу за животными: телятами, ягнятами, циплятами; и растеневодству-сажать и растить картошку,маркошку, огурцы и прочую зелень, без которой не обойтись в русской кухне. Особенно популярной была в то время" царица полей"-кукуруза.Кукурузой засаживали самые лучшие поля,с надеждой получить,как можно больше сочных початков.Но не вызревала кукуруза в наших северных широтах и вместо желтых початков вырастала хиленькая почка с пучком травенистых волосков.Если почку очистить,то появлялся на свет небольшой стручок,сантиметров пятнадцать, белого, как снег,початка,не очень сладкого на вкус.Были и другие мотивы оставлять молодежь на селе- в городах не хватало жилья.
Конечно, профориентация не носила обязательного характера, и никто из учителей не принуждал ребят заниматься тем или иным делом. Начиналось  все с экскурсий, знакомством с конкретными сельхозработами.  На селе таких работ – круглый год.  Экскурсии планировал учитель по труду, Виктор Иванович, отставной военный, хорошо знавший психологию ребят. Он тонко чувствовал, чем заинтересовать, чтобы ребята потянулись к той или иной профессии.Вот такую задачу ставили наши учителя.
Об одной такой экскурсии я хочу вам  сейчас рассказать.
В конце третьего урока, Василий Степанович, наш классный руководитель, неожиданно вошел в класс и объявил:
- Сегодня мы идем знакомиться с конюшней.
Витька Жбан, как всегда не удержался и съязвил:
- Нам бы с конями поближе познакомиться, а с конюшней, чего в ней интересного? Конюшня она и есть конюшня.
- Так, Ершов, много говоришь лишнего: не был, не видел, а обсуждаешь.  Так, вообщето, кто не хочет идти знакомиться с конюшней, остаются в классе. Для них будет дополнительный урок по математике.
Староста класса, Нинка Ермилова, тут же выскочила из-за парты.
- Кто остается, поднимите руки, я вас запишу на урок математики.
Но, никто руку не поднял.
- Тогда все одеваемся и идёмте за мной. Я доведу  до совхозной конторы, а там вас встретит зоотехник, Альбина Николаевна Ермилова, моя  мама, - закончила она свое объявление.
Василий Степанович встал из-за стола:
- Все слышали, вставаете, одеваетесь и идите за старостой к совхозной конторе, ну а оттуда вас поведут в конюшню.
- Василий Степанович, а вы с нами  пойдете? – поинтересовался на всякий случай Вовка Чиж.
Все знали, что классный руководитель после контузии на войне, плохо ходил и вряд ли до совхозной конторы, что в двух километрах от школы, он пойдет пешком.
- Так, Чижов, тебе сказано, что вы идите со старостой класса. Я остаюсь в школе, у нас будет заседание педсовета, скоро четверть кончается, нужно подвести итоги...Есть еще вопросы?
В  один миг класс опустел.
По дороге к совхозной конторе Витька Жбан попытался было улизнуть от мероприятия. Он остановился, ойкнул и присел на корточки.
- Что с тобой? – спросила Нинка.
- Ногу свело! Нога, как деревянная, идти дальше не могу. Мне бы в проводники кого дать? – запричитал жалостливо Витька.
Если бы я вчера весь вечер не провел с Витькой у себя на квартире, то я бы принял за правду. Я быстро подбежал к нему.
- Ты чего дурака-то валяешь? Без справки фельдшера, тебе за вранье Василий Степанович двояк по труду поставит и оценку неуд по поведению. Тебе это надо?
Витька понял, что перегнул палку.
- Вроде отходит,  и он распрямился. – Все теперь значительно лучше – и Витька шагнул в сторону, стоящего гурьбой класса.
- Тебе, Ершов, действительно не нужна помощь? – спросила староста класса.
- Помощь ему обязательно нужна, он хочет, чтобы ты Нинка, его под руку взяла и вела бы его до самой конторы, - ехидно под хохот класса, произнесла  самая шустрая из девчат, Верка Ляпунова.
Староста ничего не ответила, но ее лицо в красивой вязаной шапке, стало пунцовым.
Все в классе знали, что Нинка неравнодушна к хулигану Витьке Жбану. Но, Витька в карман за словом не лез.
- А что,Верка права.  Так вы обе можете меня с двух сторон под руки взять, я не возражаю...
И снова волна смеха разнеслась по окрестности. Так шутя, класс дошел до совхозной конторы, двух этажному кирпичному зданию, выкрашенному в ярко-синий цвет.
У входа их дожидалась  зоотехник, мать Нинки, Альбина Николаевна.
- Жду, жду, а вас все нет. Договаривались к часу подойти, а сейчас уже половина второго – поругала она ребят.
- Да, это я виноват, товарищ зоотехник, - с серьезным лицом обратился Витька Жбан к Альбине Николаевне. – Ногу свело, ребят задержал. Они без меня не захотели идти.
- Ну, это другое дело! А в чем проблема с ногами, Ершов, так твоя фамилия? – спросила зоотехник.
- Да, ничего  серьезного – сказал Витька. Уж очень ему хотелось понравиться этой симпатичной женщине, одетой в беличью шубку, и пуховый платок на голове. - Интеллигентная, подумал я, разглядывая эту хорошенькую женщину. Судачили, что она  с отличием закончила  ветеринарный институт, и сама напросилась на работу в сельскую глубинку. С мужем она разошлась еще до студенчества, проходимцем оказался ее бывший супруг. Дочка росла у бабушки, а потом с матерью поехала работать на село. Молва утверждала, что первый секретарь райкома, как увидел ее, в позу встал – будешь работать районным зоотехником.
Но, Альбина Николаевна не согласилась, пошла работать рядовым зоотехником в совхоз «Веракушенский», где начали строить новые коровники, свиноферму и даже предусмотрели построить конюшню.
Альбина Николаевна взялась за дело со своей активностью,  привлекала друзей по институту и вскоре совхоз «Веракушский» появился на страницах районной газеты «Новый путь», а потом и статьи и заметки в областной прессе.
Альбина Николаевна получила новую двухкомнатную квартиру со всеми удобствами, и была счастливой, и верила в будущее сельского хозяйства.
Конюшня произвела на всех сильное впечатление, когда ребят раздели, потом всех переодели в чистые белые халаты, а на помытую обувь одели бахилы – толстые холщевые сапоги, чтобы не занести инфекцию в денник,  помещение, где держали молодых жеребят, ребята поняли, что они попали  как минимум в районную больницу. Альбина Николаевна понимала состояние подростков и девчат, проживших большую часть своей жизни  в бараках и деревянных домах, туалет на улице, а умывальники с ведром были привычным делом. А тут фантастика.
Кирпичное здание с водопроводом, электричеством, потолки белые, стены без единого грязного пятна. Мы стояли оглушенные, когда увидели красивых жеребят с расчесанными гривами, подпрыгивали и радостно били копытцем в пол. Большущие глаза с длинными ресницами смотрели на нас так же изумленно и доверчиво.
Потом наступило обеденное время у жеребят и нам разрешили взять большие бутылки в форме гранаты с желтыми сосками. 
Взрослое отделение конюшни на меня произвело меньшее впечатление. Но Витьку Жбана заворожил красавец темно-серой масти, с небольшим белым пятном на морде.
- Это наша гордость и надежда – Квадрат – прокомментировала Ангелина Николаевна. Орловский чистокровный рысак. Ему скоро год. И у нас по плану начнется его выездка, учеба в полевых условиях. Своего ипподрома нет, но думаем обзавестись – это наше будущее. Останетесь после школы, работа найдется всем. – Вот  тебе, Ершов, обратилась она к Витьке Жбану,конюшня понравилась?
- Очень! – ответил Витька, без обычного ребячьего хорохорства.
- Так вот, с весны начинаем объезжать молодых лошадей и Квадрата тоже, приходи, будешь помогать.  А там глядишь,чем чёрт не шутит, знаменитым наездником станешь. Без труда не выудишь и рыбку из пруда,так ведь ребята?- заулыбалась Альбина Николаевна.
Мы были настолько поражены всем увиденным, что лишь молча кивали головами. Витька Жбан никак не мог успокоиться.
- Альбина Николаевна, я может, в разведчики хочу, а лошадь, чем может мне в этом помочь?
Класс удивленно уставился на Витьку, временно забыв, где они находятся.
-  Говоришь, разведчиком!? Без коня, выезке на нем, никаким настоящим разведчиком не станешь.
- Это почему? – обиделся Витька.
- Чтобы добывать важные сведения разведчику нужно вращаться среди элиты, так называется высший свет в капиталистических странах – пояснила Альбина Николаевна. Автомобили, самолеты, яхты, ракеты – все это важно знать разведчику, но без выучки езды на лошади,без этикета, разведчиком быть трудно.
Витька стоял, как и многие из нас,оглушенный сказанным и переваривая в своем мозгу- шутит эта красивая и умная женщина,или говорит правду? Потом ребята долго ходили по конюшне со старшим конюхом. Архип Константинович, служивший когда-то в гренадерском Семеновском полку,ещё при батюшке царе.Он останавливался около каждого жеребца и рассказывал о его повадках, умении и характере. А в заключении делал вывод – из Базана хороший конь получится,но не более,кубки брать не будет...
- Ну, а вот этот красавчик, - он снова подошел к Квадрату. – непременно кубки на конкуре будет брать.  Непременно! Вот помяните моё слово ребятки, через три, четыре годика, лучше его на Московском ипподроме не сыщешь.Да что Московские скачки,на Лондонском дерби равных ему не будет. Наездника  бы ему хорошего. Не конь, а огонь! Дерзайте! А я ребятки, на своем веку не одну сотню бедовыхх лошадей через свои руки пропустил. Помню, как Его Высочество князь Михаил Александрович,брат царя ,подзовет меня к себе, да и спросит: – Скажи-ка братец, правда ли, Арзамат – лучший конь в царской конюшне? Арзамат меня воспринимал,  идет со мной под узды словно шелковый, а как до его Высочества дойдет, не дается, чтобы тот не делал. Не мог оседлать Арзамата и всё тут. Характер  у каждого коня есть, к нему подход нужен и особое уважение. Тут ничего не поделаешь,лошадь не обманешь. Вот так-то, ребятки!
Мы слушали деда Архипа,  не подозревая до этого млмента, что этот старичок знает и умеет ладить не только с лошадьми, но  мог запросто общаться с первыми лицами Императорского двора. Нам тогда казалось, что царский режим был так давно и далеко, что о нем можно забыть или прочитать в книжках. Но вот, перед нами стояла живая  легенда того далёкого времени- дедушка Архип, простой русский крестьянин,лучший обьздчик  цаской конюшни.
          Экскурсия на конюшню провела настоящую революцию в душах и умах ребят нашего класса.Конечно,после окончания школы не все остались на селе,но уроки полученные нами  при общении с людьми, животными, с  бытом деревни,остались на всю жизнь.  Я может быть неосознанно, но понял, что паровозы, самолеты , космические корабли и прочие технические премудрости ,одним словом-продукты человеческого прогресса-  будут только совершенствоваться  и остановить его невозможно.Этот факт бесспорный! Но природа и живой человек со своими мыслями, страстями, желаниями ,добром и злом- останется самым загадочным и необъяснимым существом на Земле.А лошадей я полюбил навсегда. Квадрат же стал знаменитым скакуном,и ему в России поставили памятник,как лучшему рысаку в мире.