Чужое горе двойная радость, или лицемерие добра

Павел Рыжкевич
                Вспоминая былые радости.

Знаете, чем больше я оставляю за своими плечами времени, тем больше я задумываюсь и детстве. И мысли мои не светлые. Хорошо, конечно, было. Почти всегда. Сказка, в сравнении с взрослой жизнью. Сказка, которую нам рисовали родители, учителя, детские книжки. Мир в розовых тонах, в пушистой вате и теплой неге.

Это-то и грустно. Родители, воспитатели, а дальше учителя всегда твердили нам: добро побеждает зло, будьте добрыми, в добре счастье и многие подобные вещи. Нам пытались впечатать в сознания эти постулаты. Нас пытались научить идеалам. Эти идеалы жили в голове взрослых, и только там. Взрослые не смогли воплотить их в жизнь. Не сможем и мы.

Но, хочу заметить, очень приятно быть наивным ребенком. Верить в чудо, в добро, в то, что твоя чистая душа может спасти мир. Лестно знать, что вырасти ты добрым человеком, тебя будут любить и уважать. Холить и лелеять. Ценить, в конце концов.
Большие перспективы сулила нам детская сказка.

Я очень хорошо помню пропаганду добра. И считаю это именно пропагандой, наравне с нынешней пропагандой величия русского народа или патриотизма. Но я не знаю, стоит ли винить взрослых, которые дарили мне сей сказочный мир. Стоит ли упрекать их в эгоизме, да-да, именно в эгоизме. Ведь все надежды рушатся, хотя бы с наступлением первой любви.

Вырастая, ты начинаешь видеть мир несколько иначе. В твоем мировоззрении появляются темные тона, холодные ветры, острые скалы и спрятанные ямы. Поначалу ты не понимаешь, что происходит. Думаешь, что это всего лишь трудные времена, которые, конечно же, со временем пройдут. Ведь так тебе говорили много лет! Но они не проходят, только увеличиваются.  И это больно.

                Относительность понятий.

Мне 18, и я считаю себя вполне способным подумать над вопросами мироздания. Сложно, но возможно. Размышления на эту тему – дело тонкое, потому как ни один человек не может быть до конца объективен. Что ж, я не буду и стараться.
Индивидуальность, считаю я, очень важна в человеке. И очень мною ценится.

Итак, общепринято разделять мир на доброе и злое, белое и черное. Общепринято к одному относиться плохо, к другому хорошо. Добрый человек – хороший человек, злой – плохой. Человечество живет этим не одно тысячелетие, но на то мы и Homo Sapiens, чтоб опровергать или доказывать то, что было давно открыто и понято. Мы должны думать.

Лично для меня нет границ между плохим и хорошим, как, собственно, нет добра или зла. Я не могу себе представить, как можно окрашивать то или иное действие, мысль, поступок, слово в один цвет. Мир относителен до безобразия, он сложен и многогранен. И у него нет четкого разделения.

Но все-таки вернемся к добру и попытаемся понять, что же это такое.
Википедия гласит: добро -- намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. И мне очень нравятся два слова в этом определении: бескорыстное и искреннее. Именно этому нас учили взрослые, именно такой идеал этого качества они хотели в нас взрастить.


               Реальность бытия.

Но что происходит на самом деле? Существует ли то самое добро в сердцах людей в чистом виде? Мой ответ – нет. И я попробую это доказать.

Хочу начать с того, что любой человек эгоистичен в той или иной мере. Потому как любой человек, прежде всего, думает о своем комфорте, удовольствии, о своих радостях. Я провел небольшой опрос, и выяснил, что человеку приятно делать добро другим. И его обижает, если это не ценят и не видят. Эгоизм! В этом есть корысть: я тебе помогаю, но ты меня благодари, помни, что я для тебя сделал, думай, что я хороший. Человек желает этого признания только из побуждения собственного эгоизма. Доказательство тому – пословицы. Вот некоторые:

Про доброе дело говори смело. (Хвались, иначе говоря, распуши хвост, покажи, каков ты есть)

Добро тогда будет добро, когда люди похвалят. ( Обязательно нужно, чтобы другие видели твои деяния, а иначе смысла в них нет)

За добро добром и платят. (Я тебе конфетку – ты мне конфетку, бескорыстно, правда?)

За доброе дело жди похвалы смело. (Внушается мысль, что тебя должны заметить, коль ты добр)

Добрым быть – добрым слыть. (И снова слава)

Доброе дело скрытности не любит. (Ну еще бы, в этом вся бескорыстность)

Все эти пословицы говорят о том, что добро делается, дабы потешить свое самолюбие, утолить жажду эгоизма. Еще одна функция добра – награда. Люди ждут благодарности, ждут и обижаются, если этого не случается.
Почему об этом мало кто задумывается?

                Пустое дело – пустые мысли.

Конечно, я не делал выводы на одних только пословицах. Я замечал все то, что описывал в окружающих меня людях.
Однажды я разговаривал с одним знакомым на эту тему. Даже не разговаривал, а спорил. Дискуссия была продолжительной и насыщенной, что мне нравилось. В какой-то момент я спросил его:
-- Неужели если ты поможешь человеку от всего сердца, душу вложишь в его дело, а он плюнет тебе в лицо и скажет, что ему даром не далась твоя помощь… Неужели тебе не будет обидно?
-- Нет, -- сказал знакомый, -- главное, что я помог. Мне будет приятно, что я это сделал.

Ну, во-первых, тот самый эгоизм. Его помощь была и не нужна, но он потешил свое эго, он доволен тем, что сделал это, пусть даже и бесполезно. Глупость несусветная, как по мне. Во-вторых, он лгал. И это я знаю точно, так как был свидетелем одной истории.
Тот же знакомый в бешенстве кричал на человека. Бесило его то, что он попросил о помощи, а его мягко послали. Знакомый кричал:

-- Я тебе тогда помог, все сделал для этого, а ты сейчас мне отказываешь! Как тебе не стыдно! Я для тебя… А ты… Как ты смеешь так наплевательски ко мне относиться?
Показательно.

Это лицемерие повсюду. «Я добрый!», кричат порой люди. И ладно бы они такими в самом деле были… Ан нет. Ведь главное в доброте – бескорыстие. А человек не знает, что это такое.

                *         *          *

Не стану говорить, что я осуждаю всех, кроме себя. Хотя я и не считаю себя добрым, и не думаю, что нужно помогать людям. Если тебе нужна помощь – попроси. Если ты хочешь помочь сам – спроси, надо ли это другому. Если ты считаешь себя добрым – считай молча, и не смей обижаться на других за то, что тебя не ценят. Потому что тебя не должны ценить. Тебе не должны помогать. Тебя не должны любить. Все это нужно заслуживать.
Добра нет. Есть только эгоизм. Доброе, понимающее, толерантное, неконфликтное и бескорыстное общество – утопия. Как и любой другой идеал, придуманный мечтающим человеком.