Не навреди!

Иван Алтынник
Иван Алтынник

Не раз приходилось слышать: «Если заболел, а денег на лечение  нет – считай: представился, мой свет!»
А, если  они есть, вопрос с восстановлением или поправкой Вашего организма решён? В обществе, где в приоритете личное обогащение, результат может быть обратный. Чем больше Ваших денег будет уходить  на лечение, тем здоровья у Вас будет становиться всё меньше. А всё потому, что там, где за него (за Ваше здоровье) борются деньги, принцип древних целителей «Не навреди!» нередко превращается в современный  – «Не упусти!» Исключение там, где расход финансовых средств находится под контролем власти. Но, – это  не Ваш случай.

* * *
У Вас денег нет. Но в боку боли невыносимые. Вы идёте в поликлинику. К какому врачу? Вы не знаете. Откуда Вы можете знать? В школе Вам даже азов по медицине не дали. Вы не знаете внутреннего устройства человека. И не знаете, какой врач заведует печёнкой, какой – селезёнкой и всякими пузырями и железами. Где они расположились, там у Вас внутри? Люди, отвечающие за наше образование, посчитали, что  гражданин их страны должен владеть тремя, четырьмя иностранными языками, знать, желательно наизусть, иностранных классиков. Даже тех, о которых, на их собственной Родине, не слышали. Знать расположение светил, строение атома, устройство автомобиля и многое, многое другое.  Но собственное устройство нашему человеку знать не обязательно. Так решили чиновники, придумывающие школьные программы.
И вот Вы – невежественный тип, в плане знаний своего внутреннего устройства, с нестерпимой болью в боку идёте в медицинское учреждение, в котором всё знают: и что у Вас снаружи, и что внутри.
В регистратуре Вы интересуетесь к кому Вам надо идти с такой напастью. Регистраторша, как бы невзначай, произносит:
– Небось хотите к хорошему врачу?
Вы, безусловно, хотите именно к нему, к хорошему. Об этом, расплываясь в улыбке в знак бесконечной благодарности, ей и сообщаете. От предстоящего общения с хорошим врачом утихает боль.  Но ненадолго. Возможно потому, что в сладкое сообщение добавляют горчинку. Оказывается за такую рекомендацию надо платить. А уж хорошему врачу, само собой разумеется. Придя в себя, Вы не к месту брякаете:
– По конституции у нас медицина бесплатная.
На что Вам резонно отвечают:
– Вы правы. Мы уже третий месяц зарплату не получаем. Работаем по долгу совести.
– За что же Вы живёте? – интересуетесь Вы, уже с сочувствием.
– Люди разные сюда приходят, – отвечают уклончиво и тут же быстро выписывают Вам новенькую медицинскую, пока пустую, карточку. И к кому-то направляют. Как Вы догадываетесь – не к самому хорошему врачу. А может быть, к тому же самому, который считается хорошим, только Вы к нему идёте бесплатно.
Стоите в очереди. В ней же узнаёте, что ходить бесплатно за здоровьем дело пустое. Но открывается и другая истина – за деньги Вам его тоже не добавят. Хочется уйти, но боль в боку усилилась. Убеждаете себя, что надо терпеть и таки получить рецепты на спасительные таблетки.
И вот, наконец-то, Вы в кабинете врача.
– Слушаю вас внимательно, – говорит врач. Мужчина или женщина – не важно.
Вы поспешно излагаете свои проблемы. В процессе Вашей сбивчивой речи Вам начинает казаться, что Вас обманывают – слушают невнимательно. Но, возможно, это Вам кажется.
– Подойдите ко мне, – даёт команду врач.
Вы исполняете. Он щупает Вас за больной, затем за здоровый бок и задаёт вопрос:
– УЗИ будем делать?
– А сколько это стоит? – интересуетесь Вы, открыв этим невинным вопросом всю свою наготу.
– Нисколько, – отвечает врач сочувственно.
– Почему?! – спрашиваете Вы, не скрывая удивления.
– Посидите на диете. Жирное не есть, – рекомендует врач, пропуская мимо ушей Ваше «Почему?».
Далее он продолжает перечислять, чего Вам не надо есть. А Вы слушаете с недоумением – Вы его, того, что произнесено, и так не едите.
– А что же можно? – спрашиваете Вы, когда Ваш спаситель в белом халате закончил свои рекомендации.
Оказывается можно многое. Но его нельзя, потому что на него нет средств.
Общение с врачом длится не более пяти минут. А затем он начинает писать. Пишет долго. Это Вас начинает утомлять. А, главное, – не терпится узнать диагноз. В кабинет, то и дело, заглядывают невоспитанные пациенты. Некоторые даже вваливаются, чтобы что-то прояснить поскорее и не томится в очереди. На них отвлекается медсестра. А врач всё пишет и пишет. Но вот, наконец, он разгибается и произносит, обращаясь к Вам:
– Свободны.
И тут же даёт команду медсестре:
– Пусть заходит следующий.
Следующий тут же влетает. А Вы, робко переминаясь с ноги на ногу, пытаетесь узнать диагноз.
– Диетка! Диетка! – произносит он, на мгновение скосив глаза в Вашу сторону, и переключается на нового пациента.
Вы нехотя покидаете поликлинику, морально убеждая себя: «Жил как-то до этого без врачей, буду тянуть и дальше без них».
Однако, по дороге боль возобновляется. Вы уже начинаете думать о том, что неплохо бы вернуться, попросить в регистратуре карточку, чтобы почитать, что же в ней этот доктор Айболит написал.  Не даёт покоя вопрос: «Почему он даже диагноз не сказал?». Вас охватывает паника: «Не сказал, значит что-то не так!»
Осеняет мысль: «Попросить свою книжку в регистратуре. Прочитать, что там написано. Хотя бы главное станет понятно». Вы уже разворачиваетесь и двигаетесь в обратном направлении. Но вовремя вспоминаете, что денег у Вас  нет, а бесплатно её не дадут.
Считайте, что Вам повезло в том, что у Вас на это чтение нет денег. Там, с Ваших же слов, такое написано!  Там сведено всё, на что могут жаловаться несчастные люди при болях в боку. И неважно, что у Вас и приблизительно нет таких симптомов. Теоретически же они могут быть. Значит, считает врач, их надо записать. Возможно потому, чтобы в случае плохого исхода, из вашей книжки было видно, что Вы давно были на этой дороге.
Но Вы ничего этого не прочитали и понемногу успокоились. Да и боль утихла.  Всё хорошо! Жизнь продолжается.

* * *
Но боль в боку ушла не навсегда. Пришло время, и она вновь дала о себе знать. Но тут случается чудо. У Вас появляются деньги. Откуда? Да мало ли. Копал огород –  нашёл клад. Или досталось огромное наследство из-за богатой заграницы. Или дети сжалились. Дали денег и Вам,  и кому надо в поликлинике, чтобы результат был от её посещения.  Наиболее правдоподобный – последний случай.  Итак, Вы вновь идёте за здоровьем к людям в белых халатах.
К Вашему удивлению, о том, что Вы придёте, уже знают. А Вы в свою очередь знаете, что Вам надо к терапевту. Даже знаете, что надо идти к тому, у которого Вы уже были. Ваши дети сказали, что он лучший врач. Вы удивляетесь, но соглашаетесь.
Но это не последний повод для удивлений. В регистратуре Вас вначале направляют к ЛОРу. Несмотря на свою безграмотность в медицине, Вы знаете, что этот врач лечит уши, горла и носы. К счастью, ни уши, ни горло, ни нос Вас не беспокоят. И, вообще, если бы не эти боли в боку, Вы бы могли гордиться своим здоровьем. Поэтому, Вы идти к ЛОРу противитесь. Но Вас деликатно убеждают, что идти надо именно к нему. С него надо начинать. Откуда Вам знать то, что ЛОР, молодой начинающий врач, – зять заведующей поликлиникой и то, что он собирает материал для диссертации. А Вы – частичка этого материала.
Так или иначе, Вы идёте к нему. Этот врач Вас приятно удивляет. Он вежлив, внимателен. Вначале он задаёт традиционный вопрос:
– На что жалуетесь?
На ваш ответ: «Ни на что», он читает целую лекцию, из которой Вам становится не по себе от огромнейшего количества болезней ушей, горла и носа. А, когда Вы, оправившись от лавины, свалившейся на Вас отрицательной информации, заявляете: «И, тем не менее, в Вашей области я здоров», врач задаёт коварный вопрос:
– И не храпите?
– К сожалению этим страдаю, – произносите Вы виновато.
– Страдаете! Да, Вы страдаете! А вот с ума сходят все, кто живёт с Вами в квартире. А, судя по Вашему горлу, – и, даже, Ваши соседи. Все они чувствуют себя, как на военном аэродроме, с которого непрерывно взлетают истребители.
После того, как он обвинил Вас в лишении сна и покоя более десятка близких и знакомых Вам людей, он убедил Вас, что храпом Вы убиваете и себя. А далее, что самое главное, он предлагает Вам небольшой курс лечения, после которого Вы значительно уменьшите храповые децибелы. То есть переведёте своих близких с аэродрома на автотрассу. Избавитесь Вы  от храпа или нет, но от части своих денег, выделенных на избавление болей в боку, – безусловно.
Потом Вам рекомендуют осмотр у окулиста, который тут же, в этом кабинете. Этот врач по сетчатке Вашего глаза предскажет лучше всякой гадалки, что было с Вашим здоровьем, а следовательно, и с Вами, и что скоро сбудется. Он выпишет Вам лекарства, и в его кабинете Вы тоже оставите часть того, что причитается на главное – на устранение боли в боку. К тому же лекарства эти не дешёвые, и приобрести их надо будет только в той аптеке, которую он Вам рекомендует, а она тоже не из дешёвых.  Почему именно в той, а не в другой? Постепенно догадаетесь.
Но вот, после того как Ваши карманы изрядно похудели, Вы попадаете к нужному врачу. Он весь во внимании к Вам и Вашим проблемам. Из разговора с ним вы осознаёте, что это действительно светило первой величины. Вы удивляетесь, тому первому приёму, который он оказал второпях. Вы надеетесь, что сейчас он пошлёт избавление от Ваших неприятностей.
Однако, Вас ждёт разочарование. Для того, чтобы Вас начать по настоящему лечить, Вам надо пройти уйму предварительных исследований и сдать множество анализов. Вот когда Вы приходили бесплатно, Вам ничего не надо было. По вашей физиономии можно было поставить диагноз и порекомендовать лечение. А теперь Вам надо сделать кардиограмму, УЗИ всех внутренних органов, какие-то ФГС, КТ, МРТ и столько ещё всего, что Вы самостоятельно не в силах осознать. Поэтому Вам расписывают подробно, где и что Вам надо сделать. Девяносто процентов от того, что там приписано, можно было бы сделать в Вашей же поликлинике. Но Вас убеждают, что оборудование в поликлинике устарело, поэтому Вас направляют в центр медицинской диагностики и в несколько специализированных институтов, где всё самое современное, самое точное и самое достоверное. Не говорят Вам только того, что в Вашей поликлинике все эти УЗИ и кардиограммы сделали бы опытные врачи, которые чётко понимают, что они видят на дисплеях пусть и устаревшего оборудования, а описание этих кардиограмм и УЗИ, вышедшее из-под их пера, соответствовало бы состоянию Вашего организма. В центре диагностики Вас обслуживает юный персонал, который набрали не с улицы, но именно под него организовали этот центр. Эти не случайные ребята должны достойно жить, несмотря на недостаточный опыт и знания. А может быть даже и недостаточное образование.

* * *
Как не каждой птице дано долететь до середины Днепра, так и не каждому пациенту суждено до конца пройти все эти медицинские центры и институты. Вы, скорее всего, тоже не станете исключением. Где-то на середине пути Вам станет плохо. Вы потеряете сознание. Хорошо, если успеют вызвать скорую.
Скорая, как ей и предписано, прибудет к Вам в считанные минуты. Для этого ей понадобится продраться сквозь потоки машин, игнорируя сигналы светофоров и указания дорожных знаков и разметки. Ей надо успеть и она успеет, если на пути не окажется кортеж хозяев жизни. Их можно минуть разве что на вертолёте. Но это не Ваш случай.
Врачи скорой реанимируют Вас, насколько это будет возможно в их  силах, и помчат в неотложку.  Но вовремя доставить Вас в больницу неотложной помощи – мало. Надо, чтобы вместе с Вами, а лучше раньше Вас, туда дошло известие, что этим больным надо заниматься по-настоящему. Обогнать скорую могут только радиоволны. То есть сообщение по мобильнику, что Вас к ним везут, а остальное, что положено, довезут.  Представляете сколько должно произойти счастливых случайностей!
В неотложке диагноз поставят через тридцать секунд. На то она и неотложка. «Гнойный аппендицит. В операционную немедленно!», – будет произнесена короткая фраза и запущен механизм по Вашему спасению.
Если всё закончится благополучно, Вам суждено будет ходить по земле, дышать воздухом родного города, любоваться его аллеями и парками. А если Вы сельский житель – ещё не один раз ощутите не повторный вкус колодезной воды, красоту цветущего сада, великолепие ночного неба и, безусловно, восхититесь восходами и закатами солнца. Кем бы Вы ни были, будете наслаждаться жизнью, которая даётся каждому один раз. И, казалось бы, этот Божий дар, не должен зависеть от наличия или отсутствия денег. Создатель, сотворив Землю и всё живое на ней, сделал так  чтобы всем – и давно живущим, и вновь пришедшим, и навсегда ушедшим хватило всего на все времена. Но он почему-то не установил предел человеческой алчности. Именно от её беспредела зачастую зависят человеческие судьбы.
Господи! Верни человеку человечность. Homo! Человечище! Если – не  помоги, не спаси, то хотя бы – не навреди! Ведь и ты ходишь под Богом.