Легкое дыхание. По мотивам И. Бунина

Марина Шамаева
Наши дни.

ФАБРИКА ПО ПРОИЗВОДСТВУ СПОРТИВНОЙ ОБУВИ. СПОРТЗАЛ. ДЕНЬ.
АЛЕКСЕЙ (56), импозантный человек с зачесанными назад седыми волосами, открывает дверь в круглый спортзал, где бегает ОЛЬГА (16). Ольга с разбега делает сальто, залезает вверх по канату, раскачивается на нем, прыгает вниз. Алексей закрывает дверь.

ФАБРИКА ПО ПРОИЗВОДСТВУ СПОРТИВНОЙ ОБУВИ. СКЛАД. ДЕНЬ. 
АЛЕКСЕЙ перебирает кроссовки, лежащие перед ним на столе, клеит на подошвы кроссовок яркие ярлыки, укладывает в коробки. Входит МАРИЯ (45), сухощавая, моложавая, стройная брюнетка.

МАРИЯ
Мне это надоело! Уволь эту маленькую дрянь! Немедленно!

Алексей роняет кроссовок на пол, поднимает, крутит в руках. Складывает коробки одна на одну, достает веревку, связывает коробки.

АЛЕКСЕЙ
Опять мужика с кем-то не поделила? Без меня разобраться никак нельзя?

МАРИЯ
Ольгу на работу ты принял!

АЛЕКСЕЙ
Ах, вот в чем дело! Нет, сестричка,  Ольга штучный товар. Не девушка, зажигалка! С батарейками в попе.

МАРИЯ
Эта зажигалка бегает на свидания с моим Денисом! Почему я должна это терпеть? 

АЛЕКСЕЙ
(кивает на коробки)
Я уже уволил по твоему настоянию заведующую складом. Теперь вот сам кроссовки отпускаю. Больше некому.

Мария помогает Алексею связать коробки.

МАРИЯ
Разве я так часто о чем-то тебя прошу? Девчонке я не конкурентка, сам понимаешь!

АЛЕКСЕЙ
Значит, так! Ольгу я не уволю! Но тебе помогу! Двое суток хватит, чтобы разобраться с Денисом?   

МАРИЯ
Сейчас же им займусь.

Мария уходит. Алексей берет в обе руки стопки связанных коробок, выходит следом.

ИНТ. ФАБРИКА. КОРИДОР. ДЕНЬ.
Алексей, держа на весу в обеих руках стопки коробок с обувью, идет по коридору. К Алексею подходит ДЕНИС (25), высокий, стройный, смазливый молодой человек.

ДЕНИС
Алексей Михайлович! Я к вам!

АЛЕКСЕЙ
Ты вовремя, Денис! Отнеси это клиенту, он в холле нервничает.

Алексей нагружает Дениса коробками.

ДЕНИС
Но я хотел с вами поговорить.

АЛЕКСЕЙ
После. Мне некогда.

Алексей уходит. Денис, вздыхает, перехватывает коробки, идет вперед по коридору.
 
ИНТ. ФАБРИКА. ДУШЕВАЯ. ДЕНЬ.
Алексей заходит в душевую с букетом в руке. Слышен плеск воды, девичий голос что-то напевает.  Алексей кладет букет на скамейку. Шум воды стихает, из кабинки выходит завернутая в полотенце Ольга, в шлепанцах, с мокрыми волосами, взвизгивает.

ОЛЬГА
Блин! Как я напугалась!

АЛЕКСЕЙ
Прости. Хотел сюрприз сделать. Не получилось.

ОЛЬГА
Это мне? Какие красивые! Спасибо!

Ольга подскакивает к скамейке, хватает букет, утыкается в него носом. Полотенце падает на пол. Ольга снова взвизгивает, прикрывается букетом. Алексей протягивает Ольге полотенце.

ОЛЬГА
Я такая неуклюжая!

Ольга кладет букет на скамейку, заматывается полотенцем. Алексей идет к выходу, оборачивается от двери.

АЛЕКСЕЙ
Ты очень красивая, Оленька!

Алексей выходит, закрывает за собой дверь. Ольга прячет в букет лицо.

ИНТ. ФАБРИКА. ПРОЕКТНЫЙ ОТДЕЛ. ДЕНЬ.
Денис стучит по клавишам ноутбука, смотрит на часы, выключает ноутбук, идет к двери. Сталкивается с Марией, одетой в мини-платье, лосины и туфли на высоких каблуках. Денис чихает. Мария протягивает Денису платок.

МАРИЯ
(участливо)
Простыл? У меня есть хорошее лекарство. Принести?

ДЕНИС
Не надо! Это из-за ваших духов. Очень резкие.

Денис делает попытку выйти, но Мария плотно стоит в дверях.

МАРИЯ
Ты спешишь? Мне нужны чертежи аэродинамической подошвы.

ДЕНИС
Какой именно? Мужской? Женской?

МАРИЯ
Да ты включи ноутбук! Разберемся!

Мария приобнимает Дениса, разворачивает его от двери в сторону стола. Денис чихает.

МАРИЯ
Будь здоров!

ДЕНИС
Спасибо!

Денис включает ноутбук, бросает взгляд на часы. Вздыхает. Мария обнимает Дениса одной рукой, прижимает кончик пальца второй руки к папке на рабочем столе ноутбука.

МАРИЯ
Вся информация в этой папке!

ДЕНИС
(отстраняется)
Там же куча файлов! До утра буду печатать! Мне, правда, пора уже!

МАРИЯ
Что поделаешь, ты на работе! Не волнуйся, я тебе помогу!

Денис щелкает мышкой. На экране появляются чертежи. Мария за спиной Дениса улыбается, облизывает губы, расстегивает на платье верхние пуговицы.

НАТУРА. УЛИЦА ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. ДЕНЬ.
Ольга, с розовой плюшевой сумочкой на плече, прижимая к груди букет, выбегает из здания фабрики, подбегает к краю тротуара, поднимает руку. Подходит Алексей, слегка прикасается губами к тыльной стороне ладони Ольги.

АЛЕКСЕЙ
Торопишься на свидание?

ОЛЬГА
Денис меня в кино пригласил.

Алексей галантно берет Ольгу под локоток, ведет по тротуару к спортивной машине красного цвета. Алексей щелкает брелоком сигнализации, открывает перед Ольгой дверь.

АЛЕКСЕЙ
Карета для мадемуазель Мещерской! Прошу!

Ольга восторженно взвизгивает, запрыгивает в машину, кладет букет на заднее сиденье. Алексей закрывает дверь со стороны Ольги, обходит машину, залезает внутрь. Автомобиль мигает фарами, трогается с места. 

ИНТ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ. ДЕНЬ.
Ольга включает приемник, звучит песня в исполнении Элтона Джона.

ОЛЬГА
Во, блин, отстой!

Ольга нажимает на кнопки приемника, ловит диско. Подпевает, крутится, дергает плечами, руками и головой в ритм музыки.

ОЛЬГА
Вау, кул гёлз! Обожаю! Такие классные! У меня получается, как они?

Ольга поет громче. Алексей косится на Ольгу, слегка морщится.

АЛЕКСЕЙ
Танцуешь тоже замечательно. Куда едем, Оленька?

ОЛЬГА
А! Блин! Кино же! Забыла совсем! Торговый центр Рио. Знаете?

АЛЕКСЕЙ
Ну, разумеется. Едем в Рио.

Алексей нажимает на педаль газа. Песня смолкает, Ольга нажимает кнопки, ловит очередное диско.  Танцует сидя.

ИНТ. ФАБРИКА. ПРОЕКТНЫЙ ОТДЕЛ. ВЕЧЕР.
Денис со страдальческим видом сидит за ноутбуком. На щеке у него след от губной помады, рубашка расстёгнута. Мимо Дениса к принтеру проходит Мария, задевает его бедром. Денис вздрагивает, втягивает голову в плечи, бросает взгляд на часы.

ДЕНИС
(с отчаянием)
Мария Михайловна, я все-таки пойду! Рабочий день давно закончился! Через пять минут фабрика закроется!

МАРИЯ
Во-первых, для тебя я Маша. Во-вторых, мы еще не все сделали! В - третьих, зачем тебе куда-то идти? Здесь есть гостевая комната!

ДЕНИС
Меня ждут!

Денис вскакивает, застегивает рубашку, снимает со спинки стула пиджак, надевает. Мария протягивает Денису мобильный телефон. 

МАРИЯ
Ты же хочешь тут работать? Позвони и предупреди, что задерживаешься!

Денис, уворачиваясь от льнущей к нему Марии Михайловны, набирает номер. Убирает телефон в карман пиджака.

ДЕНИС
Черт! Не берет трубку!

МАРИЯ
Твоя девушка?

ДЕНИС
Мы в кино собирались.

МАРИЯ
И тебе этого достаточно? Неужели ты не мечтаешь о карьере? Я готова тебе помочь.

ДЕНИС
(испуганно)
Не надо!

Денис отталкивает Марию, убегает.

ИНТ. ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР. ВЕЧЕР.
Ольга с букетом сидит на скамейке. Подходит Алексей с мороженым, протягивает Ольге.

ОЛЬГА
Эскимо! Мое любимое!

Ольга разворачивает эскимо, облизывает.

АЛЕКСЕЙ
Похоже, твой рыцарь не придет. Кино уже начинается.

ОЛЬГА
Вы идите, Алексей Михайлович! Я тут Дениса подожду!

ИНТ. ФАБРИКА. ХОЛЛ. УТРО.
Ольга носится по холлу фабрики в кроссовках и спортивном костюме, за ней, повизгивая, стайкой бегают несколько девочек лет 7-8. Ольга разбегается, запрыгивает на стену, отталкивается ногой, делает переворот в воздухе, мягко приземляется на обе ноги, сдувает со лба прядку волос.

ОЛЬГА
Вот так надо! Кто рискнет повторить?

Девочки переглядываются. Одна из девочек разбегается, ударяется лбом о стену, падает, плачет, потирает лоб. Ольга подбегает к упавшей девочке, поднимает ее, разглядывает лоб. Другие девочки обступают Ольгу и упавшую девочку.

ОЛЬГА
Сонечка! Разве так можно? Теперь на лбу шишка вырастет!

СОНЕЧКА
(шмыгает носом)
Мама будет ругаться. Не пустит больше меня сюда.

ОЛЬГА
Пустит! Алексей Михайлович ее уговорит! Он, знаешь, какой обходительный!

Одна из девочек протягивает Ольге пятирублевую монету. Ольга прикладывает монету ко лбу девочки. Появляется Мария.

МАРИЯ
Что происходит? Зачем здесь дети?

ОЛЬГА
Их Алексей Михайлович пригласил, кроссовки для девочек испытывать. А от большого зала ключи куда-то пропали.

МАРИЯ
(поджимает губы)
Действительно, я забыла. Все, Мещерская, иди в круглый зал, там носись себе сколько хочешь. Я сама займусь девочками.

ОЛЬГА
Хорошо, Мария Михайловна.

Ольга отнимает руку с монетой ото лба Сонечки. Девочки со всех сторон повисают на Ольге.

ДЕВОЧКИ
(наперебой)
Можно, Оля вместе с нами останется? Можно, мы вместе с Олей пойдем? Нам тут без Оли скучно будет! Она такая веселая!

МАРИЯ
Дети! Дети! Вы сюда не играть пришли! Вам мало одного разбитого лба? Мещерская, ты еще здесь?

Ольга наугад гладит девочек по голове, уходит. Девочки печально смотрят вслед Ольге.

ИНТ. БОЛЬШОЙ СПОРТЗАЛ. УТРО.
Ольга быстро идет по коридору. Денис хватает Ольгу за руку, втаскивает в спортивный зал, закрывает дверь изнутри на ключ.

ОЛЬГА
Денис!

ДЕНИС
Тссс! Я прячусь! От Марии Михайловны! Не знаешь, она пришла?

ОЛЬГА
Здесь! Злющая! Я уже под раздачу попала.

ДЕНИС
(хватается за голову)
Вот чёрт! Проспал! Не успел до ее прихода с фабрики удрать! Что делать-то теперь?

ОЛЬГА
Ты что, тут ночевал???

ДЕНИС
Ну да. (показывает рукой на собранные в кучу посреди зала маты). Вот на этом самом месте.

ОЛЬГА
А девочки не могут в зал попасть.

ДЕНИС
Меня вчера вечером Мария Михайловна чуть не изнасиловала!

ОЛЬГА
Да ты что! Тебе это показалось! Такого просто не может быть!

ДЕНИС
Еще как может!

ФБ. ИНТ. ФАБРИКА. ПРОЕКТНЫЙ ОТДЕЛ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
Потный и взъерошенный Денис со страдальческим видом сидит за ноутбуком. На щеке у Дениса след от губной помады, рубашка полу- расстёгнута. Мимо Дениса к принтеру проходит Мария, слегка задевает его бедром. Денис вздрагивает, втягивает голову в плечи, бросает взгляд на часы.

ДЕНИС
(с отчаянием)
Мария Михайловна, я все-таки пойду! Через пять минут фабрика закроется!

МАРИЯ
Во-первых, для тебя я Маша. Во-вторых, мы еще не всю работу доделали! В - третьих, зачем тебе куда-то ночью идти? Здесь есть гостевая комната!

ДЕНИС
(сдавленным голосом)
Нет, я не готов…я не могу….

Денис вскакивает, снимает со спинки стула пиджак, пытается надеть, не попадает рукой в рукав. Мария подходит к Денису.

МАРИЯ
(ласково)
Неужели ты не мечтаешь о карьере у нас на фирме? Я готова тебе помочь. Хочешь должность исполнительного директора?

ДЕНИС
(испуганно)
Нет!!! Я домой хочу!

Денис отталкивает Марию, хватает пиджак, убегает.

ИНТ. БОЛЬШОЙ СПОРТЗАЛ. УТРО.
Денис подходит к двери, прикладывает к ней ухо.

ДЕНИС
Я на выход сунулся – закрыто! Боялся, что эта ненормальная меня найдет, отвлек охранника, ключ от большого зала стянул. Заперся, всю ночь сидел. Тихо! Сюда идут…

Денис отпрыгивает от двери, мечется по залу. Ольга тянет Дениса за руку в сторону душевых, бегут туда. Внезапно Денис толкает Ольгу на маты, лежащие посреди зала, Ольга падает, Денис сверху – на нее, целует. Дверь спортзала открывается. Входит Мария, охранник и девочки.

МАРИЯ
У стены коробки с вашими фамилиями, надевайте кроссовки, бегайте, играйте, мячи принесу. Кто это тут?

Девочки обступают лежащих на матах посреди зала Дениса и Ольгу, фыркают, смеются. Подходит Мария.

ДЕТСКИЙ ГОЛОС
Целуются!

МАРИЯ
(возмущенно)
Денис?! Мещерская?!

Денис вскакивает, протягивает Ольге руку. Ольга поднимается.

ДЕНИС
Извините, Мария Михайловна.

МАРИЯ
Вы уволены! Оба! За простой зала вычту из вашей зарплаты! Охрана! Заберите у них пропуска!

Охранник подходит к Денису и Ольге, берет их за руки, Ольга вырывается.

ОЛЬГА
Не имеете права! Я несовершеннолетняя!

ДЕНИС
А я на стажировке!

МАРИЯ
(Денису)
О том, как ты тут стажировался, дружок, я сегодня же сообщу в институт!

Мария кивает охраннику, тот выводит Ольгу и Дениса из зала. Девочки стоят, открыв рты.

НАТУРА. КРЫЛЬЦО ФАБРИКИ. УТРО.
Алексей, Ольга и Денис стоят на крыльце.

ОЛЬГА
Вы обещали, что я на айфон себе смогу заработать. Я официанткой работать не пошла.

ДЕНИС
А я специально к вам на фабрику на стажировку просился.

АЛЕКСЕЙ
Не понимаю, что нашло на Марию! Иди пока домой, Оленька, я позвоню. А ты останься, Денис. Ты ведь хотел со мной поговорить? Я слушаю!

ОЛЬГА
До свидания!

Ольга бежит вниз по ступенькам крыльца. Алексей и Денис смотрят ей вслед.

ИНТ. ОФИС ФАБРИКИ. СКЛАД. УТРО.
Хмурая Мария вынимает кроссовки из коробок, отрывает ярлычки. Входит Алексей.

АЛЕКСЕЙ
Что за спектакль ты устроила, сестричка? Почтенная публика от души позабавилась.

МАРИЯ
Паршивцы уже обо всем доложили? Прекрасно! И как, по-твоему, я должна была реагировать на вопиющее нарушение трудовой дисциплины?

Алексей смеется.

АЛЕКСЕЙ
Браво! Значит, это была не ревность? Тогда ты не очень расстроишься, если я скажу, что Денис не твоего поля ягода?

МАРИЯ
Что ты имеешь в виду? Неужели….

АЛЕКСЕЙ
(посмеивается, довольно)
Да! Сегодня вечером мы с ним идем в Голубую Радугу, уже договорились.

Мария с грохотом бросает коробки на пол.

МАРИЯ
Да что ж такое! Нормальных мужиков совсем не осталось! Но как же так?  Ты врешь! Денис целовался с Мещерской, я своими глазами видела!

АЛЕКСЕЙ
Он тебе очки втирал, а ты купилась. Кстати, Ольгу тоже надо обратно вернуть. Позвони ей!

МАРИЯ
Я??? А ты не обнаглел, братец? Дениса себе захапал, но это я понимаю. Мещерская тебе зачем?

АЛЕКСЕЙ
Кроссовки испытывать! И не говори мне про другую девицу -  такую я вряд ли быстро найду. С легким дыханием после трехчасового бега.

МАРИЯ
(кивает на разложенные коробки)
Ага. Нашел испытателя, называется! Вон сколько брака вернули!

АЛЕКСЕЙ
Ольга работает всего две недели! Она что, должна за ошибки прошлого сотрудника отвечать?

МАРИЯ
Так и быть. Скажу Мещерской, чтобы выходила на работу. Мне теперь с ней делить нечего.

АЛЕКСЕЙ
Вот и чудненько!

Алексей встает, идет к двери. Мария поднимает коробки с пола.

МАРИЯ
(вслед Алексею)
Хорошо устроился, братец. Весь в шоколаде. Но мне ведь тоже любовник нужен! Закажи еще одного стажера, с нормальной ориентацией!

АЛЕКСЕЙ
(оборачивается)
Боюсь, студентов твоего возраста в институте нет. Ну, а если тебе так нужны мальчики… завтра приглашу! Из детского сада!

МАРИЯ
Ах ты….

Мария запускает в Алексея коробкой с кроссовками. Алексей смеется, уходит.

ИНТ. ФАБРИКА. ДУШЕВАЯ. ВЕЧЕР.
Ольга причесывается возле зеркала, брызгает на себя духами, красит губы помадой. Достает из сумки носовой платок, стирает помаду. Кладет платок обратно, убирает духи, подхватывает сумочку, выходит.

ИНТ. ФАБРИКА. КОРИДОР. ВЕЧЕР.
Ольга быстро бежит по коридору, выскакивает из-за угла, врезается в Марию, которая выходит из кабинета с чашкой чая в руке. Чай проливается на Марию, чашка разбивается. Мария вскрикивает, отряхивается. Ольга кидается собирать осколки.

ОЛЬГА
Ой! Простите, Мария Михайловна! Я нечаянно!

МАРИЯ
Куда это ты так торопишься, интересно?

ОЛЬГА
Я…Алексея Михайловича ищу! Он обещал меня домой отвезти! И я хотела его поблагодарить.

МАРИЯ
От тебя одни неприятности! Алексей Михайлович давно ушел!

ОЛЬГА
Не может быть! Как же так! Он вчера мне сказал, что завтра!

МАРИЯ
Алексей Михайлович тебе не извозчик! Аванс получила? Лови машину! Или топай на остановку, автобус каждые полчаса ходит.

Ольга встает, прижимая к груди осколки. Ищет, куда выбросить, не находит, убирает в свою сумочку.

ОЛЬГА
Я так и сделаю! До свидания!

Ольга идет по коридору, Мария смотрит ей вслед, бросает взгляд на часы. Задумчиво потирает переносицу, недобро усмехается.

МАРИЯ
Мещерская!

Ольга оборачивается, подходит к Марии, вопросительно смотрит на нее.

МАРИЯ
Денис пригласил Алексея Михайловича в кафе «Голубая радуга». Беги туда, если не лень.  Там они.

ОЛЬГА
Денис? Но как же…Почему?

МАРИЯ
(усмехается)
Тебя заговорщики не пригласили? Заодно и спросишь. 

Мария скрывается в кабинете. Ольга растерянно топчется на месте, спохватывается, заглядывает в кабинет.

ОЛЬГА
Спасибо, Мария Михайловна!
 
Ольга закрывает дверь, убегает.

НАТУРА. УЛИЦА ВОЗЛЕ КАФЕ «ГОЛУБАЯ РАДУГА». ВЕЧЕР.
Ольга выпрыгивает из автобуса, бежит к кафе, замечает припаркованный возле входа в кафе красный спортивный автомобиль. Подбегает к автомобилю, дергает за ручку. Дверца автомобиля открывается, Ольга засовывает голову внутрь салона.

ОЛЬГА
(радостно)
Алексей Михайлович, вы здесь? Я хотела вас поблагодарить! Ой…

Ольга видит на заднем сиденье двух целующихся мужчин, которые при звуках Ольгиного голоса отшатываются друг от друга.

ОЛЬГА
(растерянно)
Алексей Михайлович…Денис? Ой! Простите! Я не хотела!

АЛЕКСЕЙ
Оля? Ты почему здесь?

Ольга захлопывает дверцу автомобиля, пятится задом.  Алексей выскакивает из машины. Ольга поворачивается, бежит по тротуару.

ОЛЬГА
(кричит на бегу)
Я же не знала!

АЛЕКСЕЙ
Оля! Стой!

Алексей бежит следом за Ольгой. Ольга оборачивается, визжит от страха, бросается на проезжую часть, прямо под колеса автобуса. Удар, резкий скрип тормозов, пронзительный женский крик. Алексей останавливается, держится за сердце, оседает на асфальт. Подоспевший Денис подхватывает его.

НАТУРА. КЛАДБИЩЕ. УТРО.
Возле свежего холмика, посреди которого вбит крест с фотографией Ольги, стоят Мария и Алексей. Мария зажигает свечу, ставит ее возле креста.

МАРИЯ
Покойся с миром.

АЛЕКСЕЙ
(подавленно)
Прости нас, если сможешь, Оленька.

Свеча ярко вспыхивает и гаснет. Алексей и Мария переглядываются, идут по аллее.

АЛЕКСЕЙ
Ты так и не призналась на следствии, зачем эту несчастную девочку в кафе отправила.

МАРИЯ
Я тут ни при чем! Она сама!

АЛЕКСЕЙ
Не отпирайся. Осколки твоей чашки у Ольги в сумочке были. Я ее узнал.

МАРИЯ
Такая вдруг злоба на меня накатила. Пусть, думаю, помучается, когда вас с Денисом вдвоем увидит. Не все же мне…

АЛЕКСЕЙ
Понятно.

МАРИЯ
Я и подумать не могла! Не понимаю, чего она так испугалась!

АЛЕКСЕЙ
Невинная душа увидела порок в чистом виде и не смогла этого перенести.

Алексей закрывает лицо руками. Мария трогает его за плечо.  Алексей вытирает платком глаза.

МАРИЯ
Не казни себя. Она была не создана для этого жестокого мира.

АЛЕКСЕЙ
Я знаю. Легкое дыхание этой девочки вернулось к создателю. Но я все время думаю про себя – кто будет теперь испытывать наши кроссовки?

Мария пожимает плечами, берет Алексея под руку. Идут дальше.

КОНЕЦ.
Москва,2012