Кабачки и кабанчики

Вера Полуляк
Кабачки на даче уродились на славу! Блюда из них по вкусу домочадцам, вмиг разлетаются со стола. И жареные, сдобренные чесночно-майонезным соусом, и тушёные, и обжаренные, как картошка с луком и чесночком, с болгарским перцем и томатами, и залитые яйцом. Едим с аппетитом эти летние блюда. Но горка кабачков, выросшая на балконе, уменьшается очень медленно.

 Пришлось вспомнить о заготовках на зиму. Нашла рецепт «тёщиного языка». Блюдо получается остреньким. Отсюда, видно, и название. Хотя я с этим «наездом» на тёщ не согласилась бы. Не все тёщи и свекрови одинаковы. Как и не  все невестки и зятья. Тут уж обоюдно всё случается – либо любовь, либо непонимание. Но это – уже совсем другая история. Сегодня мне вспомнилось другое.

Заготовками на зиму я уже давно не занималась, как и дачей и вообще сельскохозяйственными работами. Не  было в этом необходимости, и времени свободного – тоже. Этой весной, интереса ради и для своего удовольствия, посадили некоторые овощи на даче. Но был в моей жизни довольно продолжительный период, длиной в пару лет, когда натуральное хозяйство стало палочкой-выручалочкой и позволило решить продовольственную проблему в рамках одной моей маленькой семьи.

В те годы месяцами не выплачивали зарплату, а нам с сыном-школьником приходилось рассчитывать только на себя. Многие спасались картошкой и соленьями, сделав их основными блюдами дневного рациона. Вспомнила и я о доставшемся в наследство домике в деревне. Решено было развернуться там по полной программе. Или почти так.

Огород в 60 соток был засажен картошкой, морковкой, тыквой, засеян ячменём и гречихой. С техникой проблем не было. В распоряжение мне был предоставлен трактор марки «Беларусь» (МТЗ-80), купленный по случаю братом. Самому ему заниматься сельским хозяйством было недосуг. И он охотно передал бразды управления-распоряжения трактором мне. Так как сама я трактористка никакая, пришлось найти специалиста тракторных дел среди местных жителей. По доверенности он управлял трактором, использовал его активно и в своём семейном подсобном хозяйстве, и мои сотки обрабатывал.

Правда, посадить морковь трактором не получилось, не нашлось специальных приспособлений. Но очень уж хотелось вырастить этот овощ на продажу, и вырастили! Урожай выдался на славу, но не стандарт, как оказалось. Вкусная, сочная, экологически чистая морковка выросла без всяких удобрений на чернозёме очень большой. А стандарт – со спичечный коробок, и не сантиметра больше, как мне объяснили. Моя же морковь в основной массе была крупнее. Пришлось сдать её на переработку по минимальной цене.

Но и это было для нас с сыном в те годы неплохим подспорьем. А уж свежеприготовленный сок морковный пили до самого Нового года.
Одним огородом наше хозяйство не ограничилось. Завели курочек, уток и даже хрюшек.
Поросяток, маленьких, беленьких,  с розовыми пяточками, привезли в начале мая.  Хороши! Но  я даже подойти к ним боялась, не знала, что с ними делать. Вот только тогда и поняла, что вся эта затея с сельским хозяйством всерьёз и надолго. Но отступать было поздно, да и некуда. Вспомнила любимую бабушкину поговорку: «Глаза страшат, а руки делают». И принялась за работу.

На корм пошли все избытки выращенных овощей, перемолотый урожай ячменя. Только молочко  приходилось подкупать. Жили хрюшки у нас до зимы. Кабанчики наши, вскормленные натуральной пищей, богатой витаминами, сильно жирными не вырастали, стройняшечки такие получались. В ноябре-декабре приглашали резчика, я пряталась в доме, и поросячий век недолгий подходил к концу.

Жили у нас ещё и кролики – ушастики, симпатяги. Было очень жаль рассматривать их в качестве мяса. Но приходилось.
 
Еды теперь хватало. Варенья, соленья, тушёнка, сало в банках – всего полно. Но не хлебом единым… Через некоторое время распрощались со своим натуральным хозяйством и вернулись в цивилизацию. О том периоде теперь вспоминаю с улыбкой. А тогда – пришлось нелегко. Взявшись за это дело, я очень смутно представляла, что меня ждёт. И без помощи родных мне бы не справиться было.

Оглядываясь назад, с благодарностью и улыбкой вспоминаю то время. Такой вот опыт был в моей жизни, а опыт, даже экстремальный, полезен. На пользу пошло и просто общение с природой, это помогло привести мысли в порядок, правильно оценить ситуацию и снова ощутить почву под ногами.

 Кабачки урожая сегодняшнего напомнили мне о былом, когда все излишки тыкв и кабачков шли на корм моим кабанчикам… Когда просыпалась на рассвете от петушиного пения, а в хлеву уже, нетерпеливо повизгивая, ждали завтрак хрюшки, когда днём мне улыбалось солнышко, а лунная дорожка указала путь в ночи…