В лабиринтах Инфора. Гл. 7

Эммануил Досада
      
      7.
      Лада ждала его у гостиницы. Едва он затормозил, она опустилась рядом с ним на сиденье:
      - Поехали. Нам надо поговорить.
      - Я убил её, Ильза... - тяжело выдохнул Северин.
      - Во-первых, меня зовут не Ильза. Во-вторых, этого и следовало ожидать. В-третьих, если мы останемся тут ещё какое-то время, ты убьёшь и меня.
      - Тебя? Но Лада... - Северин отъехал от гостиницы.
      - Теперь я уже и не Лада. Теперь у меня нет имени. Меня могут забрать в любую минуту. В машине будет безопасней. Поехали.
      - Но - почему? - недоумённо спросил Северин, разворачиваясь.
      - Твои летающие тарелки оказались шпионами Великого Информатора. Я не должна была этого знать. Но я узнала, и теперь меня переводят в Вестники.
      - В Вестники? Поздравляю, - рассеянно пробормотал Северин.
      - Кретин. Стать Вестником - значит нечто похуже, чем просто умереть или сойти с ума. От меня останется только тело - но в этом теле уже будет распоряжаться сознание другого человека. Хорошо ещё, если это будет человек.
      - Прости, - Северин поехал быстрее: освещённые окна слились в сплошные цветные полосы. - Знал бы, чем обернётся, был бы нем, как рыба. Но ведь и ты тоже. Могла бы подумать, прежде чем рассказывать им о тарелках.
      - Я никому ничего не говорила. Дэзи никому ничего не рассказывает. Он сам - глаза и уши Великого Информатора. Вследствие сильной деформации информационного поля организмы дэзи изменились так, что он слышит нашими ушами и видит нашими глазами.
      - Ты? Лада...
      - Смотри на дорогу. В этом никто не виноват. Так мы расплачиваемся за право иметь ограниченный доступ к информации. За право быть на ступеньку выше серой орды дикарей, которая существует одними инстинктами и условными рефлексами.
      - Значит, и этот наш разговор...
      - Да, и не только. Кроме ГУДИ, Информатор имеет много других глаз и ушей. Он видит и слышит всё, что происходит в городе. Но теперь это не имеет значения. Мне всё равно осталось самое большее пятнадцать минут. А тебя он не тронет. По крайней мере пока не получит от тебя нужной информации.
      - Но что я такого могу знать...
      - Ты этого можешь и не знать. Но эта информация - только в тебе, и ключ к ней можешь найти только ты. Он сделает всё, чтобы выудить из тебя эти знания. Через пятнадцать минут в городе погаснет свет - тогда меня заберут. При свете не посмеют - слишком много свидетелей. Может произойти информационный взрыв.
      - Лада, но почему бы нам не бежать из города?
      - Бежать из города? - Лада грустно рассмеялась. - Из города невозможно уйти. Инфор - замкнутое пространство. Из него нет выхода.
      - То есть как...
      - Очень просто. Нечто вроде листа Мёбиуса. Куда бы ты ни пошёл - ты идёшь вглубь города, удаляешься от его границ. Горожане уверены в том, что город безграничен. Они считают, что город исчерпывает собой Вселенную, а другие вселенные - большой мир, например это только отдалённые кварталы Инфора.
      - Но ведь такое невозможно...
      - Для Информатора нет невозможного. Он покорил не только пространство, но и время. Его летающие тарелки парят в небесах всех времен Земли, выслеживая и похищая талантливых ученых. Только Виктор, мой шеф, прибыл сюда из твоего времени. далёкие предки Ильзы были похищены в Германии восемнадцатого века; мой отец попал в Инфор из 2155 года. Великий Информатор заселял город талантливейшими учеными, крупнейшими умами всех стран и эпох. Он лишил Землю интеллектуальной мощи, которая, возможно, уже в восемнадцатом веке позволила бы ей достичь звёзд. И, может быть, львиная доля крови, пролитой в ужасных войнах двадцатого века, тоже лежит на Великом Информаторе. В конце концов город оказался вне времени. Инфор... Конечно же, это не клочок земли в глухой сибирской тайге. Инфор - везде. Всегда и везде, где живут люди.
      - Никогда бы не подумал, что ты из будущего. Впечатление такое, что мы с тобой десять лет учились в одном классе. Или по крайней мере пять - в одном институте.
      - Дело в том, что я - хороший специалист, - усмехнулась Лада. - И моя специальность - твоё время. Остальные пласты времён и пространств для меня закрыты. Я как бы живу в твоей стране в одно время с тобой.
      - Что такое информатории?
      - Своеобразный атавизм, пережиток культурного прошлого. Когда-то в городе работало огромное количество учёных. Они через сеть информаториев вносили в городской информбанк данные о своих разработках, открытиях, результаты своих исследований и тому подобное. Информатории составляли одно целое с сетью информатов, через которую можно было получить любую нужную информацию. Но потом произошла катастрофа. Случилось нечто страшное - солнце перестало всходить над городом, смешались времена, люди в один миг потеряли память и способность усваивать информацию. Мощнейший научный центр превратился в приют для слабоумных. Никто не мог вспомнить, чем он занимался раньше, никто не сохранил способности читать и писать, и считанные единицы сохранили способность к примитивному счёту. Более того - городская информационнная сеть оказалась совершенно пустой, а входы информбанка - блокированными. Создалась угрожающая ситуация: население города в один миг превратилось в дикую толпу, поведение которой непредсказуемо. Нужно было во что бы то ни стало обуздать эту толпу, направить её грозную дремучую силу в мирное русло. Выяснилось, что от прежней жизни у дикарей сохранилась только страсть к знаниям - на уровне инстинкта. Этим и воспользовались. Внушили несчастным, что они должны собирать и сдавать в информатории всю информацию, которую им удастся раздобыть. Этим они якобы и зарабатывают на жизнь. Но, поскольку никто из них уже не был способен ни к творчеству, ни к запоминанию, им предписали собирать информацию друг о друге.
      - А кабины для приезжих?
      - Это канал Великого Информатора. Он забирает знания приезжих.
      - Лишает памяти?
      - Не просто лишает памяти - забирает, как нечто материальное. Память может вернуться, но знания, отнятые Информатором, не возвращаются никогда. Если бы ты назвал в микрофон своё имя, ты бы уже никогда не вспомнил, как тебя зовут, а если бы встретил это имя - не узнал бы его. Человек держит в памяти не так уж много, так что скоро приезжий становится таким же беспечным полуидиотом, как все в городе.
      Они проезжали мимо ресторана. У входа в него, точно каменный лев или скорее красный фонарь, застыла фигура в кремовом платье.
      - Останови, это она!
      - Ильза покончила с собой - возразил Северин не снижая скорости. - Это призрак, - он повернул в боковую улочку, потому что не мог оторвать взгляда от зеркала заднего вида.
      - В Инфоре нет времени. Прошлое и будущее здесь существуют одновременно. Это была Ильза из прошлого - Ильза, с которой ты ещё не встретился.
      Северин резко затормозил и начал разворачиваться.
      - Поздно, - сказала Лада. - Её там больше нет. Я живу в городе дольше тебя, но ещё ни разу не попадала дважды в одно и то же место. Здесь невозможно куда-либо вернуться. Инфор - это океан времени и пространства, пребывающих в непрерывном волнении. Вернуться можно только домой. Но это происходит бессознательно, без ориентировки в пространстве. Иногда человек уходит из дома на километры, на десятки кварталов - а возвращается в несколько шагов.
      Свернув за угол, Северин убедился, что Лада права - улица, на которую они выехали, не имела ничего общего с прежней. На ней не было ни Ильзы, ни ресторана - в том месте, где Северин ожидал их увидеть, улица упиралась в серую глыбу информатория и уходила вправо.
      - Что это за информация, которой он ждет от меня?
      - Не знаю. Информатору принадлежит вся информация во Вселенной, ни одно существо в бесчисленных мирах не может задать вопрос, на который он не знал бы ответа. Ни одно событие, происходящее во времени и пространстве, не может для него быть тайной. Но то, что знаешь ты, не принадлежит ни времени, ни пространству. Вопрос, на который он ищет ответа, и на который ответить можешь только ты, выходит за пределы Вселенной.
      - Никогда бы не подумал, что знаю...
      - Если бы ты это знал, проблем бы не было - он сам нашёл бы ответ в твоих мыслях, в твоём сознании в конце концов. Однако этого ответа в тебе нет - ты только на пути к нему.
      - Ты видела Великого Информатора?
      - Его никто не видел. Говорят, что увидевшего Информатора постигает мгновенная смерть. Возможно, он не человек. Во всяком случае, я не могу представить его человеком. Когда я начинаю о нём думать, передо мной возникает странный образ: чёрный, непроницаемо чёрный силуэт. Тень, у которой нет человека.
      - Чёрная дыра, - пробормотал Северин. Лада вдруг насторожилась:
      - Что такое чёрная дыра?
      - Видишь ли... - замялся Северин. Но Лада не стала дожидаться его объяснений - она взглянула на часы и заторопилась:
      - Осталось пять минут. Через пять минут во всем городе погаснет свет, и мы больше не увидим друг друга. Могу я тебя попросить об одной вещи? Пусть это будет моим последним желанием.
      - Я сделаю все, что смогу.
      - Поцелуй меня.
      Басаврюк остановил машину и обернулся к ней. На него смотрели огромные, полные слёз и нежности, зовущие глаза. И в то же время из этих глаз на него смотрел Великий Информатор.
      - Закрой глаза, - сказал Северин.