Битва со стихиями

Сказочница Наташа
(Из цикла «Как живешь ты, старый Год?»)


***

Матушка Томь мирно несла свои воды к своему суженому – Великому Амуру. Родилась Томь у подножия хребта Турана много веков назад, и с тех пор славно служила людям, обитавшим на ее берегах. Матушка редко сердилась, хоть люди иногда и обижали чистые воды реки. Тогда Томь просто меняла свое русло, оставляя людям земли. А сама все дальше и дальше отдалялась.  Но как-то раз…


***


Год учил своих дочерей Лето и Осень играть на гуслях и жалейке. Девочки быстро усвоили навыки игры и уж, было, собрались показать свое мастерство обитателям замка, как вдруг влетела взъерошенная Сорока и заверещала:
 
- Играете! Концерты устраиваете! А посмотрите, что в мире делается! Пожар! Пожар!

У Сороки от нервного возбуждения даже  перья начали высыпаться.

Год отложил в сторону балалайку, которую  настраивал, и уставился на гостью:
- Сорока, не стрекочи. Объясни, что случилось, но медленно и внятно.

Сорока  немного перевела дух, оправила перья и пересказала события, которые происходили на Востоке:

- Понимаешь, Год, у меня же яйца в гнезде, их греть надо. А тут сигнал поступил от бобров. Я бросила все, кладку на мужа оставила и бегом на зов. Прилетаю, а там! Бобры в панике, их хатка – в огне.

- Как это? – удивился Год.- Бобры ведь хатки в воде строят. А что уже и вода гореть научилась?

- Не научилась. Матушка Томь за этим хорошо следит. Но бестолковые люди подожгли сухую траву, а ветер помог огню вырасти до  великанских размеров. Томь свои воды от огня отодвинула, да бобровую хатку не заметила, вот и случилось несчастье. Что теперь бобры делать будут? – Сорока взмахнула крыльями. – А у них малыши!

Хозяева замка  выглянули в окно и ничего не увидели – на Востоке все было затянуто дымом . Год понял, нужно принимать срочные меры.
- Осень, лети в чертог Мораны, пусть срочно вызывает сестрицу Фею Моргану с дождевыми облаками, иначе быть беде. Сорока, лети к бобрам, скажи, что помощь скоро будет.


***


Матушка Томь горевала. Она видела, как все вокруг горит, выгорают луга, семена редких растений. Смотрела, как дикий огонь добрался до соснового бора, из которого выбегали звери и бросались в воду, чтобы охладиться и водицы испить. Птицы искали места спокойные, бросив гнезда с яйцами. Томь от горя начала мелеть и не увидела хатку бобров, в которой были малыши. Зато заметил огонь! Он подкрался к бобровому строению и начал жадно пожирать. Но бобры вовремя обнаружили  врага, спасли своих детёнышей и попросили реку о защите. Томь бережно перенесла семейство в безопасное место…


А в это время…


Фея Моргана, к счастью, пролетала не далеко. Она услышала зов сестрицы и поспешила на помощь. Выбрав несколько мощных туч, волшебница выдавила их прямо на разбушевавшийся огонь.

- Я тебя, дикое стихийной бедствие, не знаю. Мой Огонь – мирный и славный, а ты – порождение зла, -  ругалась Фея Моргана,  посылая дожди на задымленный Восток. В одних  местах были мелкие затяжные дождики, заливающие самые незаметные очаги огня, а в других – сильные грозы, усмиряющие лесные пожары. Люди тоже не сидели на месте. Они гасили пожары с вертолетов водой, пеной и особым порошком.

Долго бились с огнем силы Года и люди. Наконец, стихия была побеждена. Матушка Томь вздохнула с облегчением и приняла в себя остатки воды. А природа начала оживать. Обожженную землю покрыла свежая трава, до корней которой огонь не смог добраться. На болотах распустились желтые лилии и фиолетовые ирисы. Фея Моргана оставила своих стражей в дозоре, а сама полетела по делам.

Всё было хорошо, но пришла напасть, которую никто не ожидал…


***


- Год! Беда! Беда! – влетевшая Сорока перепугала хозяина Небесного замка.
- Что, опять пожар? – удивился пришедший в себя Год. – Фея Моргана стражей оставила, или и это не помогло?

- Да какой там пожар! – Сорока махнула крылом. – Матушка Томь в опасности и люди, живущие в городе  у Белой Горы. Проснулся злобный Тролль, который захватил большое хранилище воды и всех топит. Ты посмотри, что делается!
Год подбежал к окну. От увиденного у него перехватило дыхание  – Восток был в воде, как в то самое время, когда Змея рассорила его дочерей Лето и Осень. Воды, правда, было намного меньше, но от этого не легче. С Троллем справиться – задача не легкая. Но Год знал его слабости. Он велел Лету принести побольше земляники и сам отправился в гости.


***


Тролль жил под мостом недалеко от плотины. Злобным его назвать было трудно. Но дикий огонь его разбудил и перепугал. А  еще больше его разозлило, что все про него забыли и бросили. И в отместку Тролль открыл шлюз плотины, сбросив большую воду.  Матушка Томь пыталась его урезонить, что не надо так делать, но разве  своенравная  нечисть кого послушает. Тролль сбрасывал воду раз за разом, а Томь, не успевая отнести свои воду Великому Амуру, разбухла и разлилась…

Год прибыл вовремя. Он ласково погладил несчастного и забытого Тролля, протянул ему большую корзину ягоды.

- Ну что, сынок, здравствуй! – Год обнял обиженного подопечного, похлопал по мощному плечу. – Не сердись, никто тебя не забыл, дел много накопилось. В мире так неспокойно, а тут ты со своими обидами. Закрывай шлюз, хватит уж людей топить. Но теперь ты на Совете – почетный гость. Как же без тебя? А приходи к нам на концерт,  дочки будут очень рады.

Тролль улыбнулся, съел горсть земляники:
- Знаешь ты, Год, как меня успокоить. Эх, люблю я землянику! Спасибо за ягодку. Шлюз уже закрыл, больше воды не будет. Мне тоже людей у Белой Горы жаль. То от огня пострадали, то от меня. Я больше не буду обижаться…
 Концерт? Музыкальный? О! Я такое люблю. Приду. И подарки сестрицам принесу…


***


Матушка Томь, сливаясь с прекрасной Зеей, продолжила свой вековой путь к Великому Амуру, вспоминая беду  мгновенной рябью по водной поверхности…

… А люди,  живущие по берегам Притомья любовались красотами реки и оберегали ее покой.

13.08.16