Джулио Романо. Зал Психеи. Палацо Дель Те

Алина Алексеева-Маркезин
 Зал Психеи в Палаццо дель Те.Работа Джулио Романо.Мантуя.

              Джулио Романо (итал. Giulio Romano, настоящее имя — Джулио Пиппи (Pippi), прозвище Романо означает "римлянин, 1492—1546) — итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля, расписывал Станцы и Лоджии вместе с Рафаэлем во дворце Ватикана. Является одним из ярких представителей искусства маньеризма . Работал преимущественно в Риме, но его наиболее оригинальная работа находится в Мантуе — это Палаццо дель Те.

         Пала;ццо дель Те, или Палаццо Те — загородная вилла мантуанского маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Построено за 18 месяцев в 1524—1525 годах по проекту Джулио Романо.
             Затем на протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Представляет собой яркий образчик искусства маньеризма. Официальное название здания — Palazzo Te, так же его чаще всего называют и в Италии.

              Правившее Мантуей семейство Гонзага было известно как коннозаводчики, которые поставляли скакунов для дворов Европы. На месте нынешнего палаццо в начале XVI века находился конный завод. Второй страстью Гонгаза было искусство. Мать Федерико, Изабелла д’Эсте, прославилась покровительством величайшим художникам своего времени, включая Леонардо да Винчи.

                В 1524 году Федерико Гонзага задумал выстроить рядом с конюшнями непритязательное здание, где бы он мог проводить своё свободное время в обществе немногих близких друзей и подруг. Для осуществления замысла из Рима был приглашён любимый ученик Рафаэля — Джулио Романо.

            Дворец известен не только своей архитектурой,но и замечательными фресками ДЖУЛИО РОМАНО и его помощников.

               Главные росписи палаццо дель Те расположены в трёх залах.Сегодня мы остановимся на самом эротическом зале Зале Психеи -Олимпийском пире Богов.
 Этот зал предназначался только для избранных друзей и подруг герцога Гонзага.
       
 Героев легенды об Купидоне(Амуре) и Психее, много раз будут вспоминать в европейском искусстве, . Джулио Романо в палаццо Те, предложил свою интерпретацию истории, рассказанной Апулеем.
                Из мира гармонии мы переносимся в мир необузданных страстей. Зрителя ошеломляет обилие обнаженных тел, он видит откровенные любовные сцены, вокруг него все движется и шумит. Сильная эротическая энергия наполняет пространство зала.
             Купидон, который перед лицом Зевса (осиянного в горной высоте небесным светом) сочетается браком с Психеей в присутствии всех богов.

Купидон и Психея.

            Изобразить это с большим изяществом и лучшим рисунком невозможно, ибо Джулио написал фигуры в сокращении снизу вверх настолько хорошо, что некоторые, имеющие в длину от силы один локоть, кажутся, если смотреть на них с земли, высотой в три локтя. И поистине, выполнены они с поразительным искусством и талантом, ибо Джулио удалось достичь того, что они не только кажутся живыми (настолько они реальны), но и приятным видом обманывают человеческий глаз"(Вазари).

             В восьмиугольниках же изображены все другие начальные истории о Психее, повествующие о злоключениях, постигших ее из-за гнева Венеры, и выполненные столь же красиво и совершенно, а по другим углам около окон - многочисленные амуры, которые производят разное впечатление, в зависимости от занимаемого ими пространства.

     Фрески северной стены посвящены Венере. Слева богиня купается вместе с Марсом, а справа ревнивый Марс преследует Адониса. В центре, над окном, изображены Вакх и Ариадна.

     Остальные же, самые большие истории о Психее расположены внизу по стенам, и на одной фреске Психея купается и амуры ее омывают и тут же ее обтирают с красивейшими телодвижениями, в другом же месте, пока она купается, Меркурий накрывает пиршественный стол, а вакханки играют на музыкальных инструментах; там же и грации, написанные в изящнейшей манере, осыпают стол цветами, и Силен со своим ослом, которому сатиры помогают перелезть на козу, чье вымя сосут два путти, в то время как сам он беседует с Вакхом, у ног которого два тигра и который стоит, облокотившись на поставец.

        Этот поставец, по сторонам которого стоят верблюд и слон, - полукруглый, с цилиндрическим сводом, и весь покрыт гирляндами, зеленью и цветами и обвит виноградными лозами, отягощенными гроздьями с листьями, под ними же в три ряда стоят затейливые сосуды, блюда, стаканы, чаши, кубки и другая посуда разнообразной формы и причудливого вида, сверкающая так, будто она из настоящего серебра и золота, которые переданы простым желтым цветом и другими красками столь отменно, что свидетельствуют о способностях, таланте и искусстве Джулио, который показал здесь, как разнообразны, богаты и обильны его выдумка и его мастерство».

        Зевс на стене палаццо готовится оплодотворить Олимпиаду. Некоторые неосуществлённые этюды Джулио Романо для палаццо впоследствии были опубликованы в книге «Любовные позы».

 Всем кому интересно ,можно перейти по ссылке и посмотреть позы Аретино,так их ещё называют.https://ru.wikipedia.org/wiki/

             Вазари пишет. "После этого Джулио Романо поручил Маркантонио вырезать по его рисункам на двадцати листах все возможные способы, положения и позы, в каких развратные мужчины спят с женщинами, и, что хуже всего, мессер Пьетро Аретино написал для каждого способа неприличный сонет, так что я уж и не знаю, что было противнее: вид ли рисунков Джулио для глаза или слова Аретино для слуха. Произведение это было строго осуждено папой Климентом, и, если бы, когда оно было опубликовано, Джулио уже не уехал в Мантую, он заслужил бы суровое наказание от разгневанного папы.

            А так как некоторые из этих рисунков были найдены в местах, где это меньше всего можно было ожидать, они не только были запрещены, но и сам Маркантонио был схвачен и заключён в тюрьму, и плохо бы ему пришлось, если бы кардинал Медичи и Баччо Бандинелли, находившиеся в Риме на службе у папы, его не выручили. (...) да и в самом деле не следовало бы, как это, однако, часто делается, злоупотреблять божьим даром на позор всему миру в делах омерзительных во всех отношениях."

Зал лошадей.

        Во дворце Джулио Романо и Федерико Гонзага никто никогда не жил и не мог жить! Есть совершенно исключительная по своей напряженности показность во всем живописном и скульптурном убранстве Палаццо дель Те.

      Строитель и живописец здесь все рассчитывал на впечатление, прибегая к силе искусства или диковинности выдумки, и в каждом своем задании он был так поглощен какой-либо отдельной затеей, что не позаботился даже об общем впечатлении всей затеи в целом.

Тициан. Портрет Фредерико Гонзага.1529 Прадо, Мадрид.
        Вот он герцог Фредерико Гонзага, во времена которого был построен этот замечательный дворец великим мастером Эпохи Возрождения Джулио Романо,лучшим из учеников Рафаэля.

         Подобно своим предкам, он понимал и ценил искусство. Именно для него Корреджо написал великую серию мифологических полотен,а Рафаэль запечатлел Федерико в «Афинской школе».
Сменив отца на престоле Мантуи в 1519 году, Федерико прославился как опытный коннозаводчик, поставлявший лошадей чуть ли не всем правителям Европы.

 Он умер в возрасте 40 лет то ли от оспы, то ли от сифилиса.
 Эмблемой  герцога была ящерица. Её изображение сопровождал девиз Quod huic deest me torquet («Меня гнетет то, чего ей не недостает»намек на даму, бывшую предметом его страсти.
 
 Посмотреть текст с иллюстрациями и фотографиями можно здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/5418497