Случай в Орше

Виктор Кутуркин
     Эта необычная история произошла с нами, во время первой поездки к морю на машине. Мой друг Петя Соболев настоятельно рекомендовал побывать в Одессе и с палаткой отдохнуть в кемпинге, расположенном на побережье в Затоке. В последующие годы мы объедем весь юг России, Крым, Кавказ, Украину, Прибалтику, а пока, самой короткой дорогой к морю было направление на Одессу.
     Лето только начиналось, июнь, жара!  “Копейка” резво бежит по Киевскому шоссе. Рядом со мной Лариса, на заднем сиденье удобно расположился наш любимый сын Олежка. В багажнике все необходимое – палатка, походная газовая плита с баллонами, набор консервов, которые я собрал, покупая на работе продуктовые наборы. Страна переживала эпоху дефицита. На дворе стоял 1982 год.
     Стартовали мы рано утром в четверг – на работе я взял два дня отгула, плюс четыре недели отпуска. В первый день проехали около 600 километров, останавливаясь на озерах Псковской области, и пересекли границу с Белоруссией. Ночевать остановились на озере Лосвида в Витебской области. Познакомились с ребятами аквалангистами, которые охотились с подводными ружьями на щук. Палатку не ставили – спали в машине. Откинули сиденья, надули матрасы, одеяла и подушки с собой. Выспались замечательно!
     Утром снова в путь. Остановились в Витебске, осмотрели город, пообедали. Теперь наш путь лежал через Оршу, а ночевать я планировал уже в Киеве. Подъезжая к Орше я обратил внимание на знак “ Cтанция технического обслуживания автомобилей ВАЗ”. Хочу напомнить, что в те годы всеобщего дефицита, особенным спросом пользовались автозапчасти к Жигулям. Купить в автомагазине распредвал, маслосъемные колпачки, трамблер и расходные материалы не представлялось возможным, а цены на “черном рынке” были в пять раз выше. Если что–либо и появлялось на прилавках автомагазина на улице Салова, то немедленно скупалось дежурившими у дверей спекулянтами, а попасть на станцию техобслуживания можно было лишь по большому блату.
     Многие мои знакомые, бывавшие в Белоруссии и Прибалтике, рассказывали, что обслуживание машины там значительно дешевле и доступнее чем в Ленинграде. Именно по этой причине меня так заинтересовала станция в Орше. Не скажу, что мой “жигуль” в чем- то особенно нуждался, но,  представившейся возможностью осмотреть машину, и выполнить регулировочные работы грех было не воспользоваться.
     Подъехав к станции, я убедился в отсутствии очереди и машину сразу взяли в работу. Мне предложили заменить масло в двигателе, отрегулировать клапаны, проверить развал колес. Механик, занимавшийся моей машиной, попался толковый и опытный. Часа через полтора основная часть работ была выполнена. Оставалась регулировка клапанов, и можно было идти в кассу оплачивать 30 рублей за ТО. И тут механик меня огорошил, сказав, что машину я получить не смогу. Сегодня пятница, короткий день, руководители уже уехали и касса закрыта. – И что же мне делать? – заволновался я.  Ответ механика меня подкосил: - Ждите до понедельника!
    Мои причитания о том, что я в Орше проездом, нахожусь в отпуске и, как могла кассир уйти, меня не предупредив, остались гласом вопиющего. Закончив работу, механик собрался и ушел.
     И тут до меня дошло, в какую ситуацию я попал. Перспектива провести выходные в Орше меня не устраивала.  Механик ушел, касса закрыта, на станции один сторож, который откровенно признался, что у начальства вечером пикник на природе. Домашние телефоны директора, кассира, бухгалтера не отвечали, и мое положение казалось безвыходным.
     Не зная, что делать, я вышел на улицу. До центра города, находившегося в десяти километрах от станции, меня подвез частник на Москвиче. Здесь располагалось здание администрации города. В глаза бросилась вывеска “Городской комитет КПСС”. Недолго думая, я толкнул массивную дверь. При входе за столом сидел пожилой дежурный, который удивленно посмотрел на меня поверх очков. Стараясь не спешить, я рассказал ему о своей проблеме, не надеясь на помощь, но скорее от отчаяния. По крайней мере меня здесь выслушают и посочувствуют, как мне думалось.
     - А почему Вы собственно сюда обратились? – задал вопрос дежурный.
     И тут я выдал единственно правильный в этой ситуации ответ, в который вложил все отчаяние, владевшее мной: - А куда же мне обратится в незнакомом городе, оказавшись в трудном положении, как не к товарищам по партии?- взволнованно произнес я.  Мой партийный стаж был свыше пятнадцати лет, из которых пять я состоял членом парткома фабрики. В партию вступил находясь на срочной службе. а в настоящее время работал начальником электроцеха .
     Дежурный задумался. Похоже, мой ответ поставил его в тупик, но отфутболить меня сразу он не решился. Мало ли чего можно ожидать от этого проезжего путешественника?  Недолго подумав, он сказал:
     - Вообще-то у нас накопилось много вопросов и замечаний к руководителям этой станции! Попробую Вам помочь. Возвращайтесь на станцию и ждите!
     Дежурный посмотрел мои документы, и сделал какую-то запись в лежащей на столе книге. У меня появилась надежда.
     Когда я вернулся на злополучную станцию, то увидел свою машину на закрытой стоянке. Олежка изучал рабочие места, оборудование, приспособления для ремонта машин, а Лариса разворачивала походную кухню, собираясь готовить ужин. Предложив еще раз сторожу деньги, чтобы он наc выпустил, я окончательно убедился в бесполезности моих просьб. Он дорожил своим рабочим местом и отказался наотрез. Телефоны руководителей станции по-прежнему не отвечали. Оставалось ждать и надеяться.  Мы поужинали и стали готовиться ко сну. Я приступил к накачке матрасов. Настроение было хуже некуда.
     То, что случилось в 23 часа, я посчитал чудом. Вдали показались огни фар приближающегося автомобиля. К станции подкатила “волга”, из которой вышли слегка навеселе директор, сменный мастер и кассир. Мастер подписал наряд, я рассчитался с кассиром и машину выпустили за ворота.
     Директор станции извинился за причиненные неудобства и сказал, что на мое имя в центральной гостинице города забронирован номер. После этой нервотрепки мы хорошо выспались, а утром любовались из окна номера замечательным видом на центральную площадь с установленным на ней памятником. Именно отсюда, в годы Великой Отечественной войны, был нанесен по немецким захватчикам первый залп легендарных “Катюш”.
     После осмотра города мы продолжили наш путь к теплому Черному морю.