М - дополнение

Анна Боднарук
М                дополнение

              Содержание
Музыка
Мысль
_____________


(Музыка)

Мелодией одной звучит печаль и радость…
Но я люблю тебя:  я сам такой.
             А. Блок

     - Что за странность! – сказал герцог. – Я привёз с собой из Флоренции какого-то мальчишку, которого мой повар выгнал, потому что ладов с ним не было: всё кастрюли таскал и на них играл…
     - Я нашла этого ребёнка на улице и велела его привести к себе, - сказала герцогиня, вдруг вспомнив о мальчике, и, встав, она пошла к широкой лестнице, которая вела вниз.
     Всё общество двинулось за ней, но вдруг все остановились в удивлении.
     Внизу, у лестницы, был расставлен целый ряд различных кастрюль; поварёнок в белом колпаке и с палочкой в руке живо перебегал от одной к другой, постукивая то в ту, то в другую кастрюлю и припевая под свою музыку. Музыка эта шла довольно складно; дворня окружила его, в удивлении слушая такую странную музыку.
     Поодаль стоял повар, в бешенстве кричал на мальчика, требуя свои кастрюли и вырываясь из рук удерживающего его человека.
     - Молчи, ты успеешь ещё налюбоваться на свои кастрюли, - говорил повару держащий его. – Ты послушай, что за музыка!
     - Нет, не успею налюбоваться, потому что мне пора готовить ужин и мои кастрюли не барабаны!
     - Будь у меня скрипка, так я бы не трогал твои кастрюли, - крикнул Люлли.
     - А ты разве умеешь играть на скрипке? – спросил Мишель, тот самый, который держал повара, и которого ждало наверху всё общество.
     - Плоховато, но умею. А вот если бы я увидел Мишеля Ламберта, тогда бы я попросил его…
     - О чём бы ты попросил его? Говори – я Мишель Ламберт! – Люди в удивлении посмотрели на него.
     - Вы? Вы – Мишель Ламберт? Ну, так вот что: я беден, не могу вас просить давать мне уроки музыки, но позвольте мне приходить иногда вас слушать или смотреть, как вы даёте уроки! Даю вам слово, что я буду скромен и послушен.
     - Посмотрим, - сказал Ламберт, - возьми мою скрипку и покажи, как ты играешь.
     Люлли радостно схватил скрипку и едва ударил смычком, как Ламберт в удивлении стал глядеть на него во все глаза. Чем долее он играл, тем более восхищался Ламберт. Люди были в восторге.
     - Что же? – спросил он, кончив.
     Ламберт бросился к мальчику и расцеловал его.
     - Чудесно! Прекрасно! – говорил он. – Ты создан для музыки. Брось свои кастрюли и сковороды и иди ко мне! Я позабочусь о тебе, выучу и открою тебе путь. Ты далеко пойдёшь! – И, взяв его за руку, он хотел было вести его к герцогине, как, обернувшись, увидел, герцогиня со всем своим двором стоит наверху лестницы.
     - Мальчику этому не место у вас на кухне, герцогиня, вы мне позволите взять его к себе, Ия берусь сделать из него великого музыканта.
     - Вы можете сделать из него музыканта, - ответила герцогиня милостиво, - но я не желаю отпускать его от себя; пусть он берёт у вас уроки, за которые я буду платить, и живёт у меня. Ступай, Люлли, сними свой колпак и передник и оденься в порядочное платье.
     Через полгода Люлли был уже во главе двенадцати музыкантов, которые играли под его управлением его собственные сочинения; это так понравилось королю Людовику 14, что он просил герцогиню уступить ему маленького музыканта.
     Музыкант Люлли участвовал во всех блестящих придворных праздниках; сочинял музыку для различных торжеств и писал балеты, в которых иногда принимал участие сам король.
     Король сделал его академиком музыки.
     Люлли поранил себе неосторожно жезлом, которым управляет капельмейстер, и вследствие этого в 1687 году умер, оставив после себя вдову, которая поставила ему памятник с латинской надписью:  «Искони тебя, о смерть, зовут слепой, но, сразив Люлли, ты доказала, что ты и глуха!»
                Детство знаменитых людей  «Сальвадор Роза»

     К несчастью, в самой своей славе и в лучшую пору жизни Бетховен внезапно стал глохнуть, и все попытки врачей остались тщетными. Не слышать более музыки, которой он жил, было для него тяжким лишением. Он продолжал писать, но все сочинения его этой поры носят на себе мрачный и дикий отпечаток. Несмотря на свою славу, Бетховен жил в нужде и хотел принять место капельмейстера в Касселе, которое предлагал ему вестфальский король, но эрцгерцог Рудольф и два других сановника предложили ему четыре тысячи франков в год с условием, что он не покинет Австрию. Бетховен остался в городе, где и прославился, где создал столько произведений. Похвалы всей Европы доносились до его уединения.
     Бетховен умер 26 марта 1827 года.
                «Людвиг Ван Бетховен»

     В первый день Рождества 1769 года, через две недели после начала путешествия, (семья Моцарта) прибыла в Роверето, маленький городок в Северной Италии. Там не было и намёка на снег, а отвесные горы сменились пологими холмами.
     Леопольд немедленно отправился в самую большую церковь, чтобы возблагодарить Бога за благополучное прибытие, и по дороге столкнулся со старым знакомым.
     Барон  Христиан очень обрадовался ему. Барон сохранил самые приятные воспоминания о том времени, когда в Зальцбурге брал уроки игры на скрипке у Леопольда.
     - Господин Мацарт, мы будем счастливы послушать игру вашего замечательного сына.
     - Это мы сочтём за счастье играть для вас, господин барон!
     Барон был совершенно искренен, хотя дал понять Леопольду, что не сможет заплатить им. Но если Вольфганг согласится сыграть в его церкви, это наверняка будет способствовать спасению их душ. Барон говорил с такой убеждённостью, что Вольфганг почти поверил ему и понял, что папа уже дал своё согласие.
     В церковь были приглашены только знать и музыканты Роверено, но по пути к храму портшез барона, в котором несли Вольфганга, окружила толпа, возраставшая с каждой минутой. Люди бежали со всех сторон. Монахини бросали цветы к ногам мальчика. Матери полнимали вверх младенцев, чтобы показать им чудо природы и чтобы на них распространилась хоть частица его благодати. Когда Вольфганга поднесли к церкви, у входа толпились чуть ли не все жители Роверето. Народу было столько, что Вольфганга провели через боковой вход, и дорогу к органу расчищали несколько атлетически сложенных священников. Однако, стоило ему заиграть, как в битком набитой церкви воцарилась напряжённая тишина. Многие слушали, закрыв глаза и затаив дыхание. Лишь только он закончил, церковь огласилась восхищёнными криками:
     - Браво, Моцарт! О благословенный! О Господи!..
     Вот так в захолустном итальянском городишке, в храме Божьем, началась поистине всеевропейская, всемирная слава ВОЛЬФГАНТА   АМАДЕЯ   МОЦАРТА, которому вот-вот должно было исполниться лишь тринадцать лет.
     Творчество Моцарта – композитора, родившегося в 1756 году, живёт в концертах и исполнении до сего дня. Оно поистине бессметно. Оно по-ангельски светоносно и полно любви к Бытию, как к бесценному дару Господа человеку. Однако жизнь Вольфганга Амадея была далеко не так светла, как его музыка.
     Поистине неисповедимы пути Господа к душе человека. Иногда даже через смерть…

                ***
(Мысль)

     …В самом деле, разве, скажите, не быстродвижен дух наш, разве не быстролётна мысль наша? Для мысли, для духа нашего также, ведь, нет никаких преград и препятствий. В мгновение ока мыслию можем мы перенестись через самые громадные расстояния, в мгновение ока духом можем побывать в различных местах. А это, всё более усиливающееся теперь, стремление покорить, перепобедить пространство, прорезать его всевозможными, самыми скороходными машинами, всё более и более возрастающая, жажда оторваться от земли, и на вновь изобретённых воздушных кораблях, как на крыльях, унестись туда… высоко-высоко… где небо голубое – о чём всё это говорит, как не о том, что человек воистину «малым чем умален от ангела», что его дух быстродвижен, его мысль быстролётна, что по духу, по мысли человек – ангел, и также не связан пространством.
     Увы, грех живущий в нас и на это стремление человека к ангельской быстролётности налагает свою тяжёлую печать! Ангельскую быстролётность нашей мысли грех отравляет своим смертоносным и губительным ядом: человек с быстротою молнии пробегает целые пространства, переплывает моря с тем, чтобы, как можно скорее, нести с собою пагубу и гибель; человек, как птица, взвивается ввысь, и с этой высоты бросает вниз ужасные разрушительные снаряды.
     О Братья дорогие, будем молиться, чтобы, заложенная в нашем духе, в нашей мысли, ангельская быстролётность всё глубже и глубже, прорезывала и рассекала, окружающее нас пространство греха, станем работать над собою, чтобы наш дух быстродвижный, как ангел, воспарял к Богу, уносился бы чаще к горнему, ангельскому миру!
               Архимандрит Серафим «Ангелы»