Один дома

Серафима Лежнева Голицына
               
   Сложное время начала 90-х годов. Работу приходилось менять часто, везде шли сокращения. Сыну было лет десять, когда я около года работала в детской районной библиотеке. Заканчивалась работа в семь, домой попадала к восьми. В магазинах к этому времени были пустые полки.

   В каждом времени есть что-то хорошее, особенно, если вспоминаешь о своём детстве, или детстве своих детей.

   Коротая вечера один дома, сын готовил мне приятные сюрпризы. Иногда, приходя домой, я обнаруживала, что сын намыл все шкафчики в кухне, вынимая из них кастрюли, и вся кухня сияла чистотой. В другой день он готовил ужин. Очень любил в то время жареную картошку, готов был есть её каждый день. Суп, оставленный ему в холодильнике, был не тронут, на сковородке меня ждала жареная картошка, местами пригоревшая, местами - недожаренная. Всё равно было вкусно, ведь сын готовил ужин для меня.

   Однажды вернулась домой зимним морозным вечером, на улице уже было темно. Вхожу в переднюю, сын стоит перед закрытой дверью в свою комнату, вид у него испуганный и виноватый. Сильно дует холодом откуда-то.

   - Что случилось? - спрашиваю, видя необычное волнение сына.

   - Я хотел сделать тебе сюрприз, - говорит он, - вымыть окна...

   А на улице мороз. Кто же моет окна в такую погоду? И почему так холодно?

   Оказалось, что, мОя первое в жизни окно в своей комнате, сын неудачно разъединил двойную раму, и оба стекла в ней лопнули. Вхожу в маленькую комнату сына. На половину окна - дыра в морозный вечер, в комнате кружатся снежинки...

   - Это ничего страшного? Ничего страшного? - спрашивает сын. Глядя на его испуганную мордашку, говорю:

   - Ничего страшного.

   А сама думаю: девятый час, все магазины закрыты. Где я возьму стекло, чтобы не оставаться на ночь с открытым окном? А с утра на работу. И в кармане 50 рублей. Хватит ли их на стекла, на то, чтобы мне кто-нибудь их вставил?

   - Мама, скажи честно, это ничего страшного, что я разбил стекла? - чувствовалось, что мой ребёнок напуган ни на шутку.

   - Ничего страшного, - повторяю я, и выхожу в зимний вечер. В то время нахождение магазинов часто менялось. Я знала, что в ближайшем строительном магазине сейчас парикмахерская. Зато росли, как грибы, маленькие магазинчики в подвалах домов, в парадных тех домов, в которых был выход и во двор.

   Иду по тёмной улице наугад. Спрашиваю редких прохожих, не знают ли они, где можно купить оконное стекло. Люди пожимают плечами. Наконец один мужчина посоветовал мне поискать такой магазин в подвале одного дома.

   Вывеска от руки: "Строительные материалы". Дверь в подвальное помещение, конечно, закрыта. Но видно, что свет за ней горит. Стучу в дверь долго и отчаянно. Выходит мужчина, спрашивает, что мне нужно.

   Говорю ему, что мне надо купить два стекла. Объясняю ситуацию.

   - Размеры стёкол знаете? - озабоченно спрашивает он. - Я вырежу вам стёкла.

   - Размеров не знаю.

   - Есть, кому их замерить?

   - Нет, - отвечаю я.
 
   На лице хозяина маленького магазинчика, который уже собирался домой, вижу большое сомнение. И тогда добавляю:

   - Вы не могли бы пойти сейчас ко мне домой, замерить рамы, потом вырезать для них стёкла.

   - Есть, кому вставить стёкла?

   - Нет... - отвечаю я. И спрашиваю: "Сколько будет стоить такая сверхурочная работа?"

   Показываю ему свои 50 рублей. Не уверена, что этих денег достаточно для таких услуг.

   - Это всё, что у меня есть. Но если этих денег мало, я принесу вам недостающие потом.

   Удивительно, но тот человек не поленился сходить ко мне домой померить рамы, вернуться в магазин, вырезать стёкла, донести их до дома, одно, впрочем, несла я. Стёкла были поставлены поздно вечером.
 
   Комната сына успела так остыть за несколько часов, что взяла сына спать к себе.

   - Мама, ничего страшного, что я разбил сегодня стёкла? - ещё раз спросил сын, уже засыпая. Наверное, он ждал, что я буду его ругать. А за что ругать? Он же не хотел, чтобы так получилось. Наоборот, хотел помочь мне. Сделать мне приятный сюрприз.

   Вот и сделал. Сейчас подумала: как хорошо, когда наши дети ещё маленькие, и с надеждой смотрят нам в глаза. А в наших силах сделать так, чтобы им было хорошо и спокойно. А заодно и нам.

Август 2016.