Ян Ливенс -друг и соперник Рембрандта

Алина Алексеева-Маркезин
Ян Ливенс.Портрет старика.

       Творчество этого художника стало для меня открытием.Многие его работы просто поражают талантом и мастерством.

      Ян Ливенс(1607- 1674г) родился в Лейдене в семье вышивальщика-позументщика гобеленов Ливена Хендрикса.

       В 1617 году, мальчика отправили в Амстердам, в мастерскую известного исторического живописца Питера Ластмана, поскольку историческая, как и религиозная, живопись считалась «высоким жанром» и приносила хорошие деньги.
После двух лет обучения Ливенс вернулся в Лейден и в 12 лет начал работать самостоятельно.

        Очень скоро юноша стал местной знаменитостью, его считали вундеркиндом, а его работы – шедеврами юного гения.Известно лишь, что ранние картины Ливенса высоко ценились не только покупателями, но и взрослыми коллегами юного художника. Причем, историки отмечают, что «слава вскружила голову» молодому дарованию, Ливенс был амбициозен и самоуверен, это видно и по выбору сюжетов и жанров. Ян с одинаковым успехом писал портреты и исторические полотна, пейзажи и бытовые жанровые сцены, аллегории и библейские сюжеты.

            С 1624 года 17-летний художник начинает независимую карьеру. В этом же году в Лейден после обучения в Амстердаме возвращается Рембрандт. Он устраивает мастерскую на чердаке в доме своего отца-мельника, и приглашает Ливенса туда работать. Ливенс, имевший в активе 6 лет обучения живописи, был далеко впереди, а потому уверен в себе. Он привнес в мастерскую сочетание харлемской и антверпенской виртуозности.

 Глядя на его картины, нельзя не заметить, что он умеет писать, но не удовлетворен этим. Ян свободен, общителен, склонен к авантюрам. Рембрандт замкнут, он боится потерять идеал величия, который взлелеял. Ян нарушает правила искусства своими многофигурными композициями, но он использует то, чем владеет, а не тратит время, как Рембрандт, на то, что ему не дается. Ян ведет себя как вундеркинд, желающий возвыситься до уровня старших.

      Следующие пять лет, как отмечают историки, прошли под знаком их «конкурентного сотрудничества», результатом которого стали более двадцати картин, рисунков и гравюр. В эти годы заметно их влияние друг на друга, и это до сих пор вызывает трудности в атрибуции произведений обоих художников.


              Известный меценат, поэт и композитор, секретарь принца Оранского Константин Хейгенс ( 1596 – 1687) писал в своих мемуарах, что в 1628 году он посещал мастерскую двух художников (Ливенс писал его портрет). Хейгенс писал, что Ливенс был более изобретательным, но менее выразительным, чем Рембрандт, отмечая при этом, что Ливенс умеет чудесным образом передавать выражение человеческого лица. Он же посоветовал художнику не увлекаться многофигурными композициями, а сконцентрироваться на портретах (которые, замечу, оставались источником дохода всю его жизнь).

        Хейгенс был покровителем обоих художников всю жизнь, он даже заказывал им картины на одну тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание. Так почти одновременно у обоих художников появились картины «Распятие», «Воскрешение Лазаря» и «Самсон и Далила».

      В Гааге Ливенс знакомится с восхитившим его Антонисом Ван Дейком, а в 1631-м уезжает в Лондон, приняв приглашение английского короля стать придворным живописцем. Весной 1635-го финансово обеспеченный Ян Ливенс переезжает в Антверпен, где, не связанный более необходимостью работать на заказ, увлекается пейзажной живописью. Слава о нем доходит до родного Лейдена, и в 1639 году он получает почетный заказ — написать аллегорию «Великодушие Сципиона» для городской ратуши.
 
       Любивший жить на широкую ногу художник вынужден скрыться от кредиторов в Амстердаме, где вскоре поправляет свое финансовое положение благодаря заказам местной элиты — он пишет портреты в популярной манере Ван Дейка. Подражание сыграет с мастером злую шутку: со временем он утрачивает собственный стиль. Тем не менее крупные контракты следуют один за другим: Ливенс становится единственным художником, кому поручают расписать стены королевской резиденции Хёс-тен-Бос в Гааге, ратуши в Амстердаме, городского дворца в Берлине.

          Ян Ливенс умер 4 июня 1674 года в Амстердаме. Его прижизненную славу поглотило посмертное забвение: дети художника были вынуждены отказаться от наследства, чтобы оплатить огромные отцовские долги, многие написанные Ливенсом портреты были приписаны Рембрандту, а его полотна для английского королевского двора и вовсе были утрачены.

      Нужно отметить, что сам Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, его картину , где одного из героев Ливенс списал с друга, Рембрандт повесил у себя дома над камином.

           Блестяще одаренный, амбициозный, самоуверенный Ян Ливенс был одним из наиболее значительных художников своего времени.