Невидимый прибор

Федор Быханов
Дорого стоило легковерному любителю природы осуществление мечты о специальном оборудовании для ночных путешествий на рыбалку или охоту.
…Как известно всякому, кто хоть раз выходил бережок в период клева, или в лес после начала охотничьего сезона, прогресс оставил значительный след на этом виде активного досуга. Теперь, даже на любительском уровне, особо продвинутые удильщики уже не уповают исключительно на архаичные вещи – поплавок и прикормку. У многих из них есть специальные радары для определения уловистых мест, электронные приманки и даже оптика, позволяющая им, в отличие от будущей добычи, даже в полной темноте видеть как днем. В результате чего уверенно подсекать спиннинг или наводить мушку на беспечного в такую пору зверя.
Однажды, перед самым ледоходом, реальность такой возможности открыл для себя и житель города Клинцы Брянской области Евгений Хроменко. Случилось это, когда он, бродя по сети Интернет, вдруг увлекся страничкой на одном из сайтов, специализирующемся на сведении вместе продавцов и покупателей, клиентов и тех, кто готов оказать им услуги.
Здесь имелось объявление о продаже прибора ночного видения системы ПНВ-57Е. Причем, просили за этот товар, совсем немного, по сравнению с той же воюющей Украиной. Всего-то четыре тысячи рублей. В переводе на валюту, в несколько раз меньшую сумму, чем те пять тысяч гривен, какие были нужны в ближнем зарубежье обладателю такой специальной экипировки, как указано в открытых источниках информации:  «Предназначенной, в основном, для вождения автомобилей, десантно-переправочных средств, вертолетов, катеров, а еще входящей в боевую комплектацию вертолета Ми 24 и различных типов бронетехники».
Для этого, в общем-то, десятки лет назад в бывшем Советском Союзе предприятия оборонного комплекса сначала разработали и производили данную продукцию для поставок в войсковые части. И только уже потом – по конверсии она стала попадать и в руки людей сугубо гражданских. Тех, кто по достоинству оценил удобство с оптикой на глазах и с источником питания от 12 вольт и выше в рюкзаке за спиной, видеть все, как сова ночью в условиях естественной освещенности от небосвода, луны и звезд.
Среди них как раз и пожелал быть Евгений Хроменко, сразу же откликнувшийся на предложение не заграничного продавца, а такого же гражданина России, как и сам, но проживающего на необъятных просторах Сибири.
Видимо, на принятии окончательного выбора сказался и обратный адрес – Бийск. А кто во всем мире не знает самый  большой наукоград страны с его богатыми учеными традициями? Поэтому, не раздумывая, мужчина набрал номер сотового телефона, указанного в объявлении о реализации прибора под, здесь же помещенным четким фотоснимком самого ПНВ-57Е.
Состоявшийся разговор, а потом и общение на сайте позволило обговорить все стороны предполагаемой сделки. Получив от покупателя названную сумму, продавец отправляет ему, посредством экспедиторов компании, действующей на железнодорожном транспорте, имеющийся у него прибор ночного видения. Все остальное в осуществленной сделке должно было стать делом электронной техники.
Но не до конца. Переведя деньги со своего банковского счета на кредитную карточку, чьи реквизиты были ему указаны сибиряком, Евгений стал ждать вожделенный прибор, намереваясь тут же, после его получения, отправиться с ним на ночную природу. Но дни проходили за днями, уже счет пошел на недели и месяцы, а посылка так и не приходила. К тому же и объявление исчезло с сайта, и на телефонные звонки продавец перестал отвечать.
Пусть и запоздало, но почувствовав неладное, Хроменко отправился в правоохранительные органы, чтобы заявить о том, как его провели, выманив немалую сумму за товар, который обманщиком выслан ему не был.
По данному факту возбудили уголовное дело. Расследование началось с выяснения обладателя того самого счета, по которому ушли деньги. Но оказался им вовсе не мужчина, общавшийся по телефону со своей жертвой, а молодая женщина, не имевшая, по ее словам никакого отношения к тому, в чем ее могли подозревать. К тому же и денег из Брянской области она лично не получала.
Хотя на самом деле такая операция была проведена и все четыре тысячи сняли почти сразу после поступления на Алтай, для чего злоумышленник воспользовался банкоматом, расположенном в одном из сельских поселений пригорода Бийска.
Казалось бы, ему удалось увести концы в воду. Только на видеозаписи, сделанной банкоматом в момент выдачи денег по кредитной карточке, осталось изображение получателя четырех тысяч рублей. В сельском поселении никто не был знаком с этим молодым мужчиной. В Бийске его следы обрывались после того, как выяснилась непричастность  к афере владелицы банковского счета, на который пришли деньги и были сняты неизвестным, воспользовавшимся чужой кредитной карточкой.
Но у сотрудников уголовного розыска оставался еще один путь к раскрытию преступления. Совершенно стандартный, часто оказывающийся самым результативным, когда есть портрет человека. И он не подвел.
Сравнив имеющиеся данные с теми, что были накоплены в информационной базе на лиц, склонных к противоправным поступкам, удалось выйти на Сергея Воскобойникова, проживающего с семьей в многоквартирном доме, расположенным на отдаленной от центра города, окраине Бийска.
На него имелось множество материала. В свое время уроженец Хабаровского края прекрасно закончил школу. Поступил в высшее учебное заведение. Стал дипломированным специалистом. Вот только устраиваться, чтобы вершить карьеру на выбранном поприще, честно трудиться, он не захотел. Совершил несколько краж. Да так хитроумно, что по приговору суда получив за первое тайное хищение чужого имущества три года семь месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима, прямо из-за колючей проволоки он затем был доставлен на другой уголовный процесс. Теперь уже связанный с завершением расследования другого преступного эпизода его судьбы.
По совокупности наказаний оставалось ему после очередного судебного приговора  четыре с половиной года дожидаться выхода на свободу. Но сметливый осужденный с высшим образованием сумел так проявить себя в местах не столь отдаленных, что, не досидев из них почти половину, был выпущен условно-досрочно.
Приехав в Бийск, Сергей обосновался на постоянное место жительства, а зарабатывал тем, что устраивался по найму на выполнение временной, а то и сезонной работы. Вот только теперь, судя по возникшим подозрениям полицейских, честной заработной платы было Сергею мало, иначе, зачем бы он взялся за старое.
При задержании Воскобойников сначала очень удивился появлению у него на пороге квартиры полицейских. Но когда понял, что не смог замести следы и теперь снова перед ним замаячила перспектива уголовного наказания, не стал ничего отрицать. Решил облегчить свою участь чистосердечным признанием. Попросил ручку и бумагу, на которой ровным почерком, грамотно и в стиле исключительно  высокообразованного человека, написал заявление о явке с повинной.
По его словам, умысел на возможный заработок с причинением обмана жертве, пришел к нему сразу, едва в руках оказалась фотографии прибора ночного видения ПНВ-57Е. Будучи военнообязанным, он не раз слышал о таких изделиях, выпускаемых прежде для армии, а теперь пользующихся спросом и на гражданке. И хотя кроме этого снимка у него более ничего не было, решил использовать его в качестве наживки для легковерного пользователя сети Интернет. Подобных предложений на специализированных сайтах уже имелось достаточно много. Потому особый интерес к своему «товару» вызвал явно демпинговой ценой. Запросив за прибор всего-то четыре тысячи рублей.
А возможно, эта сумма была определена им осознанно. Ведь, получи обманщик со своей жертвы хотя бы на тысячу рублей больше, мог быть обвинен по более строгой статье Уголовного кодекса России, предусматривающей наказание за причинение значительного ущерба. А так его действия были квалифицированы как простое мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана.
Усугублял участь Евгения Хроменко рецидив преступлений. Но еще в ходе подготовки судебного процесса, все до копейки, что получил в результате своего злого умысла,  обвиняемый вернул Евгению Хроменко из города Клинцы Брянской области.  И это тоже было учтено судом в качестве смягчающих вину обстоятельств. Наряду с активным способствованием раскрытию и расследованию преступления и условиями жизни его семьи. Потому приговорили осужденного лишь к одному году лишения свободы условно с таким же по продолжительности испытательным сроком.