Возьмите меня на Донбасс, пожалуйста

Людмила Троян
К моему рабочему месту шли двое мужчин. Они были постоянными нашими заказчиками. В основном возили продукты на территорию Донбасса.
- Людочка, не в службу, а в дружбу, можно тебя попросить сделать два тройных кофе?
- А где "пожалуйста"? Я же вам не бармен.
- Пожалуйста! Ты же знаешь, мы в долгу не останемся.
- Ну раз в дружбу, то сейчас сделаю.
- Сорок?
- Ничего не нужно.
- Как ничего?
- У меня тоже есть просьба. Так сказать «не в службу, а в дружбу».
- Для тебя – любой каприз.
- За слова отвечаешь?
- Конечно.
- Возьмите меня с собой на Донбасс.
- Что??
- Ну, вы же регулярно туда возите продукты? Возьмите меня с собой.
- Зачем?
- Просто хочу посмотреть своими глазами. Я даже из машины вылазить не буду.  Проедусь с вами туда и назад. Вот и всё.
- Это опасно. Ты не представляешь, что там делается на трассах. На пропускных пунктах.
- Вот я и хочу посмотреть.
- Зачем тебе это нужно?
Разве я могла им сказать о том, что я пишу рассказы или очерки? Что очень многие  меня об этом просят. Именно о политике. О том, что люди моим рассказам верят больше, чем газетам и телевидению.  Конечно, я могу всё выдумать, но эта тема… её нельзя выдумывать. Нельзя придумывать боль и отчаяние, горе.  Даже если твоя выдумка звучит очень правдоподобно. Моя совесть мне этого не позволяет. Есть вещи, которые нужно описывать честно, что бы потом не было стыдно; хотя бы перед самим собой. Да и как этим двоим водителям - волонтёрам сказать о том, что я вообще пишу? На работе я для всех  принципиальная стерва, к которой просто так не подъедешь.  Да и не хочу я, что бы кто-либо знал. И так белой вороной считают.
- Понимаете, я сама родом из Донецка. Я знаю не понаслышке практически все города Донбасса. Горловку, Макеевку, Константиновку, Ясиноватую, Артёмовск и прочие. Я там выросла. Там остались мои знакомые, и даже родственники. Просто я давно ни с кем не общалась. Я даже не помню их адреса. Мой сын учился в Луганске. И я там была много раз. Я очень хочу увидеть, что там сейчас? Я не верю телевизору, интернету и тем более, газетам.
- Но тебя туда не пропустят.
- Почему?
- Нужен пропуск. Они даже по их  прописке не пропускают. Это действительно риск. Честное слово.
- Я могу взять биометрический паспорт. Там нет прописки. Зато чётко написано, что место рождения – Донецкая область. Я могу сказать, что хочу проведать родственников. Что здесь такого?
- Сказать ты можешь, конечно, что бы тебе оформили пропуск. Вот только ещё неизвестно, сколько недель будешь ждать. Они проверят, действительно ли у тебя есть там родственники? И ещё не факт, что разрешат.
- Это наша сторона?
- Нет. Их. Местные власти, так сказать.
- Ну, оформите меня волонтёром. Одноразово. Это можно?
-  Всё это не так легко сделать, как кажется. Мы сами каждый раз едем на «авось». И каждый раз всё тяжелее.
- Почему?
- Там делаются «большие бабки». Очень большие. И такая мелочь как мы – там не нужна. И про простой народ там никто не думает. Народ – это ширма и голый базар о какой-то там справедливости и народном выборе.  Людей,  конечно жаль. И поверь нам, скоро это не прекратится.
- Я верю. Но, мне очень нужно увидеть своими глазами. Разве ничего нельзя сделать? Заплатить.
- Ага, как раз тот случай. Ты им только дай понять, что у тебя есть деньги. Скоро не отпустят. Такого наговорят, что в страшном сне не приснится. И это всё окажешься – ты.
 - Да вы просто не хотите меня брать!
- Люд, я на Одессу буду ехать. Хочешь, с собой возьму?  Я там пару дней грузиться буду. В порту. В море покупаешься. Зачем тебе ДНР?
- Я не хочу в Одессу. Я туда и сама могу поехать. И на море я уже была. Ну, так возьмёте на Донбасс?
- Нет. Тебя там заберут неизвестно кто, куда и на сколько. А я потом буду всю оставшуюся жизнь мучиться. Нет. Только не я.
- Да кто меня заберёт? Кому я там нужна?

Вобщем, уговорить мне их не удалось. Но желание получить пропуск и увидеть, услышать о чём говорят люди и как они себя ведут, меня не покидает.