МИЛОЧКА
ГЛАВА 4 ПРОЩАЙ МИЛОЧКА
ЧАСТЬ 1-12 ХОСПИС
Сколько же всяких "новых порядков" в стране и, в частности - в медицине введено за то время, пока мы безвылазно живем на даче. Только где же каждый раз узнавать об этих новшествах? Получается - только тогда, когда жизнь столкнет тебя с этими ситуациями. Нет, "новые порядки" нужны и в СМИ тоже. Нужен какой-нибудь образовательно - информационный канал типа - "ДОСКИ НОВОСТЕЙ" с обзором нового, произошедшего буквально накануне в разных отраслях и областях знаний, причем с комментариями...
Да, мечтать не вредно. И сейчас в сетях есть много разделов - "НОВОСТИ...". Но, в большинстве, случаи эти новости - на уровне сплетен и желтой прессы. А кому нужна - "ЛАПША НА УШИ?".
А за нужной информацией приходится полазить по всему интернету не малое время.
Например, та же тема - с ХОСПИСОМ. У нас за прошедшие года сформировалось мнение, что ХОСПИС - это приют для умирающих. И попасть туда стоит больших денег, и очереди, чтобы попасть туда такие большие, что больные просто до своей очереди не доживают.
Когда к Милочке приезжала онковрач, она, осмотрев Милочку сказала, что вместе с рекомендациями по поводу лекарств, она привезла направление в ХОСПИС этого района.
Вот только тогда Милочка, услышав эти слова, поняла - почему в эти дни все вокруг неё суетятся больше обычного... До этого момента, она, устав бороться с болью и даже, иногда, призывая смерть, продолжала надеяться на лучшее и надеялась... Милочку заверили, что врач это сказала по обязанности, и ни в какой хоспис её никто не отправит...
Когда я недавно по интернету рыскала в поисках доступной сиделки для Милочки, натолкнулась на информацию о ХОСПИСАХ. И удивилась. И в этой сфере произошли новости, и очень даже интересные.
Ведь, многие, также, как и мы раньше, воспринимают это слово, как пугающее, напоминающее о том, что сложившаяся ситуация грозит катастрофой кому-то из близких - тяжело больных и находящимся в критическом состоянии.
А теперь мы знаем, что в хосписах есть бригады, оказывающие помощь на дому...
Я решила этими новостями с вами поделиться.
Кроме платных хосписов в Москве функционируют ХОСПИСЫ на бюджетной основе. Их всего - 8. К каждому СВАО прикреплен "свой" ХОСПИС.
Список хосписов
Россия ...
Москва
№ 1 (Первый московский хоспис)
Государственное учреждение, оказывающее бесплатную помощь онкологическим больным IV клинической группы Центрального административного округа г. Москвы.
Адрес: ул. Доватора, 10
Тел.: (495) 245-59-69
№ 2
Адрес: ул. Талдомская, вл. 2-а
Тел.: (495) 905-21-94
№ 3
Помощь онкологическим больным IV клинической группы Юго-Западного административного округа г. Москвы.
Адрес: ул. Поляны, 4
Тел.: (495) 714-90-18
№ 4
Обслуживается взрослое население (с 18 лет), проживающее в Северо-Восточном административном округе г. Москвы. Наблюдению и госпитализации в Хоспис подлежат онкологические больные IV стадии IV клинической группы.
Адрес: ул. 1-ая Леонова, 1
Тел.: (495) 187-50-18
№ 5
Уход и симптоматическое лечение онкологических больных IV клинической группы, жителей всех округов г. Москвы, жителей других регионов РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Адрес: ул. 3-я Радиальная, 2А
Тел.: (495) 779-89-11
№ 6
Адрес: Зеленоград, проезд 657, 1
Тел.: (495) 537-15-47
№ 7
Адрес: Куркинское ш., 33
Тел.: (495) 730-99-67
№ 8
Адрес: 2-я Вольская ул., д. 21
Тел.: (495) 706-69-44
В настоящее время хосписы, кроме прежних выполняемых функций осуществляют безнадежным больным - паллиативную помощь.
В соответствии с определением, предложенным Всемирной организацией здравоохранения в 1982 году, паллиативной помощью называлась "активная всесторонняя помощь пациентам в том случае, когда лечение оказывается уже неэффективным". В 2002 году, однако, в связи с распространением СПИДа, стремительным старением населения и увеличением числа больных хроническими прогрессирующими заболеваниями, это определение было скорректировано и сформулировано в следующем виде:
- Паллиативная помощь - направление медико-социальной деятельности, целью которого является улучшение качества жизни больных и их семей, оказавшихся перед лицом угрожающего жизни заболевания. Эта цель достигается благодаря предупреждению и облегчению страданий путем раннего выявления, тщательной оценки и купирования боли и других симптомов - физических, психологических и духовных.
Формы оказания паллиативной помощи пациентам могут быть различными. Важным концептуальным положением является обеспечение помощи умирающим больным не только в стационаре, но и на дому, а также в условиях пребывания больных в стационаре только в дневное или ночное время - дневной(ночной) стационар.
Стационарами паллиативной помощи являются хосписы, отделения (палаты) паллиативной помощи в рамках структуры больниц любого профиля, онкологических диспансеров, а также стационарных учреждений социальной защиты населения. Помощь на дому осуществляется специалистами выездной службы, которая может быть как самостоятельной структурой, так и подразделением стационарного учреждения".
"В структуру хосписа как самостоятельного учреждения обычно входит стационар на 25-30 коек (на 300-400 тыс. населения по стандартам ВОЗ), поликлиническое отделение (выездная служба и дневной стационар) и организационно-методический кабинет".
В состав выездной службы, кроме врачей и среднего медперсонала, могут входить социальный работник, психолог, юрист и представитель церкви (а также - при необходимости - другие специалисты). В дневном стационаре пациенты, предпочитающие основную часть времени находиться дома или продолжающие заниматься делами, получают правовую, социальную, психологическую или реабилитационную помощь, проходят лечебные и физиотерапевтические процедуры, восполняют недостаток общения.
Пациент, находящийся под наблюдением выездной службы, по желанию самого пациента и/или его близких, обеспечивающих уход, может быть госпитализирован в стационар хосписа. Больные госпитализируются на определенный период времени (обычно - примерно на три недели). Основными показаниями для этого являются
• необходимость подбора адекватного обезболивания и купирования других тягостных симптомов при отсутствии эффекта от проводимой терапии на дому;
• необходимость проведения манипуляций, которые не могут быть выполнены в домашних условиях;
• отсутствие условий для оказания паллиативной помощи на дому (одинокие пациенты, сложная психологическая ситуация в семье и другие социальные причины);
• предоставление кратковременного отдыха ухаживающим за больным родственникам.
"В стационаре больные находятся на свободном режиме. Обстановка в хосписе приближена к домашней, близкие и родные могут в любое время их посещать и помогать персоналу ухаживать за ними".
После подбора адекватного лечения и достижения стабильного состояния больного выписывают домой, однако сотрудники выездной службы продолжают оказывать необходимую, в том числе консультативную, помощь на дому или по телефону. В случае необходимости возможна повторная (третья и т.д.) госпитализация.
Вопрос о выборе формы медицинской помощи (амбулаторная, стационарная) зачастую оказывается вопросом о том, где умирать больным. Решение зависит от состояния больного, житейских и бытовых условий, обуславливающих возможность (или невозможность) ухода за больным в домашних условиях. Конечно, умирать дома, в своей постели, среди любящих людей, легче. И чем эффективнее работа выездной службы хосписа, тем больше ее подопечных может себе это позволить.
Одно из фундаментальных положений концепции хосписа заключается в том, что первичным объектом обслуживания являются пациент и его семья. Хотя медицинское обслуживание фокусируется на больном, но вся система ухода требует общения с семьей и другими близкими пациенту людьми. Браун выдвигает тезис о том, что "чем ближе пациент к смерти, тем больше внимания он требует от семьи".
Были выдвинуты следующие потребности родственников умирающих больных:
1) быть с больным во время смерти;
2) иметь возможность помогать больному;
3) быть уверенными, что больному комфортно;
4) получать ежедневную информацию о состоянии больного;
5) быть лично информированными о приближающейся смерти
больного;
6) иметь возможность справляться со своими эмоциями;
7) иметь возможность успокаивать больного в любое время (свободный режим посещения);
8) иметь поддержку медицинского персонала.
"Понятие идентификации, отождествления человека со своей семьей и близкими приводит к тому, что родственник проходит все те же стадии психологического стресса, что и сам больной. Шоковая фаза у родственника развивается зачастую раньше, чем у самого пациента, так как знание о диагнозе он получает первым. Фаза торговли с судьбой, отрицания, вытеснения ситуации проявляется в надежде найти другого врача, который выявит "ошибочность диагноза", в поисках чудотворцев - все это круг, по которому прошла не одна семья".
Нередко меняются и отношения внутри самой семьи. Часто одной из проблем, мучающих родных, является вопрос - отдавать ли больного в хоспис. Только общение с персоналом и наглядное представление об атмосфере хосписа позволяют понять простую истину - полноценная забота о пациенте не может быть осуществлена одним человеком. Лишь группа, команда, бригада способна создать режим круглосуточного дежурства у постели больного. Лишь распределение ролей с пониманием задачи каждого члена команды помогает принимать правильные решения в отношении ведения пациента.
У митрополита Антония Сурожского есть замечательные слова: "Человеку нужно, чтобы ты был с ним в его горе, был на дне этого горя вместе с ним. И не убеждать его, что горя нет или что он не прав горюя". В этой мысли, вероятно, выражена самая суть отношения психотерапевтов, врачей и всех сопровождающих к умирающим.
Для примера привожу ответ дежурного диспетчера - на вопрос - как работает выездная служба хосписа.
УВАЖАЕМЫЕ ПАЦИЕНТЫ, РОДСТВЕННИКИ И ВСЕ ВАШИ БЛИЗКИЕ!
Вашего родственника обслуживает выездная служба хосписа. Наши услуги бесплатны.
Вы уже познакомились лично или разговаривали по телефону
(499)245-41-06, (499)245-76-29 с нашим диспетчером. Вы предоставили нам подробную выписку из истории болезни и направление Вашего врача-онколога (для проживающих в ЦАО) или направление Департамента здравоохранения Москвы (2-ой Щемиловский переулок, д. 4А, стр.4 - для проживающих в других округах Москвы). На следующий день, или в любой из последующих дней (по договоренности с Вами) больного навестит врач из хосписа.
Часть лекарственных препаратов, назначенных врачом выездной службы, Вы получаете из аптеки хосписа бесплатно. К сожалению, если у Вас есть сопутствующие болезни, например, гипертония, болезни сердца, бронхиальная астма, диабет и др., то лекарственные препараты от этих болезней Вам нужно выписывать у своего участкового терапевта в поликлинике по месту жительства. Для получения сильнодействующих лекарственных средств Вам необходимо:
1. Получить рекомендацию врача из хосписа.
2. Рекомендацию своего участкового онколога.
3. С рекомендацией участкового онколога Вы идете к своему участковому терапевту в поликлинику по месту жительства, а потом - в аптеку.
Выездная служба окажет Вам не только медицинскую (врач или медсестра) помощь, но и обучит элементам ухода за тяжелобольными:
1. Смена нательного и постельного белья.
2. Купание.
3. Кормление.
4. Уход за кожей, волосами, ногтями, ротовой полостью.
Социальные работники помогут Вам справиться с бытовыми проблемами:
1. Оформление или усиление группы инвалидности.
2. Помощь по хозяйству.
3. Консультативная помощь.
Если Вам будет предложена госпитализация в стационар хосписа, то не берите из дома деньги, драгоценности, украшения. Возьмите предметы личной гигиены и свои любимые вещи (фотографии, цветы и т.д.). Для тех, кто любит читать, у нас собрана большая библиотека. Выписаны газеты, журналы.
Выездная служба хосписа работает ежедневно с 9-00 до 17-00, кроме субботы и воскресенья. Телефон (499)245-41-06, (499)245-76-29.
По телефонам (499)245-00-03; (499)245-00-09 Вы можете позвонить в выходные, праздничные дни и в ночное время.
Поскольку в тот момент, когда я ознакомилась с этой информацией, сиделку для Милочки мы ещё не нашли, я решила побольше узнать о ХОСПИСЕ, который обслуживает тот район, где проживает Милочка. Это оказался 5-ый ХОСПИС. Я позвонила туда, мне подтвердили порядок оформления больного. Действительно - выезжают на дом, освидетельствуют больного и лекарства выписывают. Последней моей репликой было - "Говорят - большая очередь?... И диспетчер ответил - "Да, вроде бы - в настоящее время очереди нет вообще. Приезжайте, привозите документы...".
Когда я дома рассказала об этой информации, все удивились. Самым удобным было то, что - бригада обследовав больного на дому, и, поставив на учёт - обеспечивала лекарствами. А в сам хоспис класть Милочку никто и не собирался...
И опять я оттягиваю время от основной темы...
Стэлла и Марина последние дни по очереди находились рядом с Милочкой.
16-го декабря Милочка умерла... Рядом была Марина. Она держала руку Милочки и гладила её, как бы - желая облегчить её последние минуты...