Теория юности как объект психоанализа

Лекторий
             Самой влиятельной сексологической теорией 1-ой половины ХХ века был, безусловно, ПСИХОАНАЛИЗ ЗИГМУТА ФРЕЙДА. Психланализ как философская и психологическая теория и как метод лечения неврозов значительно шире рассматриваемой проблемы, ибо Фрейд пытался дать исчерпывающее объяснение широкого круга явлений, относящихся не только к сексуальному развитию человека, а к различным состояниям его психики и к самой его сущности вообще.* Он выдвинул собственное понимание многих явлений индивидуально-личностной и общественной жизни. Не случайно его учение привлекло внимание специалистов самых различных областей науки - социологов, психологов, антропологов, лингвистов и т.д.

              Фрейд описал ряд явлений, действительно наблюдающихся как в развитии ребенка, так и в психике взрослого человека, и представил их в виде довольно стройной системы. Он привлек внимание психиатров и психологов к ряду важнейших вопросов - таких, как роль "неосознанного" ("бессознательного") в поведении и настроении человека, как сущность и значение положительных эмоций. Так, он утверждал, что положительные эмоции имеют самостоятельный характер, что чувство удовлетворения не есть просто результат устранения фактора, вызывающего отрицательные эмоции.

             Придерживаясь биологизаторских взглядов, Фрейд утверждал, что моменты инстинктивного характера довлеют над человеком и определяют не только его социальное бытие, но даже и развитие общества в целом. Согласно его учению, основой мотивации поведения человека является БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, главное содержание(ядро) которого - сексуальное влечение, а также инстинкт агрессии.

            В целом, исходя из специфики разрабатываемой проблемы, следует отметить, что Фрейд не создал систематической теории юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности. Думаю, что именно эти недостатки особенно бросаются в глаза и уязвимы для критики.

      
           Самым крупным и влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста, в частности, был известный американский психолог ЭРИК ЭРИКСОН(1902-1982).

           Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развитие сознательного "Я", изучаемого психологией и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития - "ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП", согласно которому на каждом новом этапе возникают новые явления, которых не было на предшествующих стадиях процесса.

           Пространство жизни расширяется. Вместе с тем нельзя недооценивать значимость социальных требований для развития у личности самоопределения, присвоение себе определенных статусов и ролей. В процессе социальной ориентации человек опробует свои возможности, соизмеряет тенденции и потенции, ищет ответ на вопрос "кто я?"

           Переход к новой фазе развития протекает в форме "нормативного кризиса", который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормативные трудности роста. Переход в новую стадию развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже.

           Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на 8 фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешится благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

           1. Младенчество. Главная задача выработать у младенца бессознательное чувство "базового доверия" к внешнему миру. Если оно не возникает, то появляется тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.

           2. Ранее детство. У ребенка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность - стыд и сомнение. С этого времени
начинается выбор и закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.

           3. Игровой возраст (от 5 до 7 лет) - формируется чувство инициативы
желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. На этом этапе закладывается чувство справедливости как соответствие правилу.

           4. Школьный возраст. Главное новообразование - чувство предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития, у ребенка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, чаще всего связанной с учением.

           5. Юность - характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. В отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопределенность.

           6. Молодость. Характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтернатива - чувство изоляции и одиночества.

           7. Взрослость. Проявляется в творческой деятельности и сопутствующем ей чувстве продуктивности, в потребности передавать свой опыт. В отрицательном варианте проявляется чувство стагнации, застоя.

           8. Зрелый возраст. Это старость, характеризуемая появлением чувства
удовлетворенности, полноты жизни, исполненного  долга, а в отрицательном случае отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель - отрешенность и мудрость.

             Эриксон уделяет много внимания социально-историческим аспектам
формирования личности. Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества  - воспитатели, родители - связаны с ребенком с собственными врожденными потребностями. Каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых, осуществляется социализация детей. Общество подготавливает индивида к выполнению социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его пути различные жизненные задачи.

              Система Эриксона имеет следующие недостатки:
а) стадии эпигенетической модели не всегда соотносятся с определенным хронологическим возрастом. Так, некоторые аспекты формирования эдентичности, которые ученый относит к юности, многими переживаются уже в подростковом возрасте;

б) кризисы развития выглядят в концепции Эриксона следствием противоречий, вызревающих между внутренними свойствами ребенка и окружающей средой, а характер деятельности индивида остается в стороне;

в) мало внимания уделяется интеллекту, который существенно влияет на содержание всех психических процессов.

   


__________________

Фрейд З. О психоанализе: пять лекций. Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1980. - С.148-183