На расстоянии вытянутой руки. 4 часть

Оля Сома
22.
Решив направить нашу дикую энергию в нужное русло, тренер даже и не думал снижать новые нормативы силовых упражнений и время отработки техники. С тех пор мы так и занимались. Любой общественный «косяк» добавлял «десятку» ко всем нашим нормативам. А показав нам фильм «Пьяный мастер», тренер морально подготовил нас к тому, что отдельных хулиганов он будет наказывать только у стенки «стойкой всадника». Поначалу мы тяжело переживали эти предельные нагрузки, но постепенно привыкли и к лужицам пота под ладонями во время отжиманий, и к обжигающей боли в ногах от длительных стоек. На шутки и баловство во время тренировок уже практически не было времени, и это нас огорчало больше всего. Парная отработка боевых приемов заняла место второй силовой части занятия. И это не могло нас не радовать. А когда в очередной раз мы поднялись в зал, и обнаружили там вдоль стены большие висящие мешки с песком, и закрепленные вертикально огромные гладкие бревна, то восприняли это как подарок. Ура! Теперь мы сможем нарабатывать силу ударов на мешках! А вот судьба бревен была для нас пока загадкой. Все строили предположения.
- Тоже стучать по ним, удары отрабатывать – предложил один.
Мы подошли к бревнам, встали в стойки и попробовали сделать удар.
- Уооооооооооо… - все испытатели схватились за кулаки, - Нет, они явно не для этого!
- Посмотрим что скажет делать с ними тренер, - решили мы, не испытывая больше эти непонятные штуки.
Всю тренировку мы вели себя хорошо, послушно выполняя все нормативы и указания. Тренер отлично понимал, к чему все это. В конце занятия он не стал, как обычно, «выжимать» из нас последние силы на приемах. И вот мы собрались у «снарядов» - так назвал их тренер. Сначала он показал нам, как должен быть сделан удар по мешку. Мы услышали глухой хлопок, его «железная» рука врезалась в мешок, тот немного прогнулся. Когда рука вернулась в исходное положение, на мешке все еще оставалась вмятина. Следующий удар другой рукой полетел туда же. Вмятина стала еще немного глубже. Она располагалась на высоте его головы. Если бы он ударил так кого-нибудь, мало бы точно не показалось.
- Пока отрабатываем только этот удар, – строго сказал он, убедившись что все слышали.
Теперь бревно.
- В будущем вы будете отрабатывать удары и здесь, - сказал тренер, с такой же уверенностью делая этот же удар по бревну.
Бум. Грохнуло намного громче, мы прищурились, понимая что это больно. Но на его лице ни одна мышца не дрогнула. Второй удар полетел туда же. Бум. Видя, что мы под впечатлением, он сказал –
- А когда ваши руки совсем окрепнут, будем делать серии ударов, - и он начал делать быстрые четкие удары руками по бревну.
Бум, бум, бум, бум, бум, бум.
Теперь он стал для нас вообще сверхчеловеком…
Вместе с этим мы подумали, как нам повезло, что он не имеет привычки наказывать нас таким способом.
- А пока на бревнах мы будем набивать руки и ноги выполняя блоки, - и он показал как именно.
Была дана команда разойтись по снарядам, и мы начали выполнять новые для нас упражнения. Наши удары по мешкам были жалким подобием его сильных пробивающих и тяжелых ударов. Мы били снова и снова, но ничего не происходило, ни «Бум», ни даже маленькой вмятины. А вот вмятина от его ударов все так же оставалась на месте. Проходя мимо нас и наблюдая, как идет тренировка, он решил убрать свою вмятину с мешка и ударил по нему с другой стороны коротким резким хуком. Это было сделано не напрягаясь, мимоходом. Последовал «Бум», мешок прогнулся в другую сторону и старая вмятина выправилась. Мы вздохнули. Наш тренер просто офигенный!
  Поверхность мешков была шероховатой, и я разбила кулаки в кровь, не сразу заметив этого. Обычно когда долго бьешь, сначала боль нарастает, но через какое то время наступает онемение, главное «продержаться» до него. А когда дождался, можно уже не думать о боли, и сосредоточиться на правильности ударов. И вот, внимательно изучая полеты кулаков в мешок, я стала замечать на нем темные точки. И чем дальше, тем больше. Не замедляя своих движений, я думала, что же там может быть в мешке кроме песка, откуда темные точки? И тут услышала, как меня окликнули из-за спины. Я остановилась и обернулась.
- Переходи на бревно, - сказал тренер.
Я не поняла причины этого перехода, ведь все еще оставались на своих местах, но послушно направилась к бревну. Пока шла, решила сжать кулаки и посмотреть, достаточно ли крепкими они выглядят. Мои глаза открылись от удивления, по рукам текла кровь! Видя в фильмах, как во время тренировок главный герой сбивает руки в кровь, мы думали, что это слишком больно, чтобы довести себя до такого состояния, тем более что актер достаточно убедительно нам это внушал. На самом деле это оказалось даже не заметно.
А вот обрабатывать зеленкой эти содранные участки кожи было больно! Когда тренер достал эту самую зеленку из аптечки, я и не думала волноваться. Когда вытерла кровь салфеткой, он взял меня одной рукой за запястье. «Зачем та крепко?» - подумала я, - «не маленькая, не убегу». Ха! После того, как кусок ваты с зеленкой прижался к первой ране, моя рука непроизвольно дернулась с большой силой. Как же больно! «Терпи, осталось еще две», - сказал он, ничуть не удивившись и не ослабляя захват. После второй раны, я стала пытаться его убедить, что дальше намажусь сама. Он меня не слушал. Когда правая рука была обработана, он взял левую, и я чуть не заплакала. Почему в фильмах не показывают, как после тренировок обрабатывают раны?! Вот это по-настоящему больно!      
Наконец меня отпустили. На мое место уже вели за руку другого, который тоже обещал обработать раны самостоятельно. «Нет. Сам он точно этого не сделает» - уверенно подумала я и улыбнулась, когда тот зажмурился. 
Так прошло наше первое знакомство со «снарядами».
Наученные горьким опытом, мы привыкли обращать внимание на состояние наших рук во время этих тренировок. И неправда, что они лучше натренированы, если их постоянно сбиваешь в кровь. Наоборот, когда вовремя останавливаешьcя, то адаптация к ударам происходит намного быстрее. Правильно набитые руки – это не разбитые руки! Со временем я этому научилась. И поверьте, мои руки были ровные и без ран, но тем не менее удары я тренировала уже на дверных косяках и стенах. И на том мешке они тоже стали оставлять вмятины.

23.
Иногда я вспоминала, что надо бы сделать уроки к школе. 

24.
Наша жизнь стала более интересной и менее азартной, когда тренер усвоил одну истину – если нам становилось скучно, мы начинали развлекать себя всеми доступными способами. И это чаще всего мешало процессу тренировки. Наказаний мы уже не особо боялись, как было это в начале года, хотя по прежнему не любили их. И он начал придумывать для нас развлечения сам. Как говорится, не можешь предотвратить – возглавь.
На тренировках начали появляться разные потрясные «игрушки». Например «лапы» для отработки ударов в движении. Еще были накладки на руки (это подобие боксерских перчаток, но намного тоньше). Мы устраивали в них спарринги и отрабатывали приемы в парах. Больших синяков такие накладки оставлять не позволяли, но пропускать удар было довольно неприятно.
Каждую неделю тренер придумывал что-то новое. Сами не ожидая от себя этого, мы стали послушными.
Стыдно признаться, но очень много «заварушек» было инициировано мной. Сейчас, когда я была поглощена новыми «игрушками», изучая их возможности и прочность, все остальные отдыхали от моих бредовых идей.
Вскоре в нашу жизнь вошли комплексы. Меня завораживали хитроумные и лаконичные переходы из стойки в стойку. Их порядок складывался столетиями! Ничего лишнего, все продумано и логично. И офигенно красиво! Поначалу переходы давались всем нелегко, но со временем все «устаканилось» и процесс пошел. Мне всегда не хватало времени на отработку движений. Все время думала, что делаю не достаточно хорошо. Повторяя снова и снова, пять, десять, пятнадцать раз одну и ту же дорожку… Как же тогда хотелось, чтобы тренировки длились весь день без перерыва! Я бы отработала все так как хочу, как могу. Что тут сказать, мечта превратилась в навязчивую идею. Нужно было лишь найти способ пропустить школу.
Раз плюнуть! В эту зиму еще ни разу не брала больничный, а значит, достаточно было прийти к врачу со словами – «у меня температура и кашель», и больничный без проблем и подозрений был обеспечен. После появления в моей голове этого плана, уже на следующий день стояла в коридоре поликлиники со справкой в руках. Неделя свободы впереди! Неделя бесконечных тренировок! Йо-хо!
Повторюсь, что у нас было очень мало денег, а лекарства стоили дорого. И я знала что мама взглянув на рецепт скажет, что обойдемся «народными средствами», и это меня очень устраивало. К тому же лечить было нечего. Просто нужно было сказать вечером, что ноги грела и горло полоскала. Маме этого было всегда достаточно. Она у меня не похожа на тех сумасшедших мамаш, которые прибегают каждые два часа проверить, как там ее ребенок себя чувствует. Видя, что мы с сестрой не при смерти, она не предпринимала никаких лишних телодвижений. И это было просто замечательно. Однако все равно подразумевалось, что во время больничного я должна находиться дома. Нет школы – нет тренировок, так она считала. Ну, это было не очень большой проблемой.
Обычно это выглядело так. Мама уходила на работу в 7:30 утра. Как только за ней закрывалась входная дверь, я бежала в прихожую и прижимая ухо к двери слушала ее шаги, вдруг вернется... Как только раздавался хлопок парадной двери подъезда, пулей неслась в ванную, одной рукой чистила зубы, другой причесывалась. Через минуту уже неслась в комнату и натягивала одежду, забежав на кухню и выпив несколько глотков содержимого любой чашки, хватала первый попавшийся кусок твердой пищи и убегала на тренировку, зацепив на ходу сумку, спрятанную в прихожей. Так вот успевала добежать до ДК и не опоздать на тренировку к 8:00.
Так сделала и в этот раз.
После тренировки мы, как обычно, отрабатывали комплексы. И когда пришло время расходиться по домам, спросила у тренера можно ли остаться в зале еще позаниматься самостоятельно. Других занятий в это время не было, и зал просто пустовал в ожидании послеобеденных тренировок. Он разрешил, вручив ключи и сказав, что должна сдать их вахтеру когда буду уходить, предварительно хорошо закрыв зал. Я кивнула и за ним закрылась дверь.

25.
Осталась одна в большом спортивном зале с ключами в руке. Следующая тренировка здесь начнется только через три часа! И я решила воспользоваться этими тремя часами на полную катушку. Закрыв обе входные двери на ключ чтобы никто не мешал, глубоко вдохнула приятный запах спортивного зала. Закрыв глаза, вдруг почувствовала небывалый прилив сил от нахлынувшего счастья. Как же мечтала об этом моменте! Вырвался победный крик, и начала прыгать от избытка эмоций, раскинув руки в стороны, пытаясь обнять все пространство вокруг.
Проскакавшись и прооравшись, в буддийском спокойствии уселась в центре зала и начала планировать, как же проведу эти три часа. Вдруг перед глазами поплыли картинки увиденного когда-то учебного фильма, где китайские дети занимались на тренировке. Вот что я хочу повторить! Вскочив на ноги побежала к месту, откуда мы каждую тренировку делали «дорожки», заняла исходное положение и начала делать махи с подшагом. Шаг – мах, шаг – мах… дорожка довольно длинная, сзади за спиной никто не торопит, и я делала все «на совесть». Шагов получилось не меньше пятидесяти. Но меня не устроило качество исполнения. «Еще раз» - сказала себе, и пошла на начало дорожки. По моим ощущениям, вторая дорожка мало отличалась от первой, и снова пошла на начало. Каждый мах делала сосредоточенно, стараясь вытягивать спину ровной струной и делать высокие прямые махи. Но и третья дорожка меня не устроила. Раза два получилось похоже, а остальное надо переделать. «Еще раз» - настойчиво повторила вслух. Четвертая дорожка тоже была не идеальной, и пятая, и шестая. Мышцы ног гудели, я понимала, что без передышки седьмую не потяну. Тяжело дыша, пошла к центру зала. Сделав тридцать отжиманий за то, что мысли схалтурить могли помешать добиться своей цели, снова вернулась к началу дорожки. «Еще раз» - это обязательно должно быть произнесено вслух. Теперь я себе тренер, и даю команды. «Еще раз». Седьмая дорожка далась труднее предыдущих. «Еще раз». На восьмой упала не дойдя до конца. ОК, перерыв... пошла к центру зала и отжалась еще тридцать раз. Перерыв окончен. «Еще раз». Делая девятую дорожку, очень жалела, что нет сейчас рядом тренера с палкой, его присутствие заставило бы сделать все как надо. Опять плохо. «Еще раз». Было тяжело, мышцы отказывались мне подчиняться. Сделав очередные тридцать отжиманий  поняла, что все еще не могу себя заставить идти и делать десятую. Легла на спину и глядя в высокий потолок стала думать как заставить себя это сделать. Через две минуты разозлилась на себя, решив что просто капризничаю. Встала и стараясь ни о чем не думать пошла на десятую... Это была самая длинная дорожка. Перед каждым махом собирала силы и злость и выбрасывала ногу вверх. Каждый раз говоря себе – «Плохо. Еще раз!». К концу дорожки уже чуть не плакала от досады. Плохо, все плохо!
Взяв себя в руки, решила сменить упражнение, с намерением вернуться к этим махам позже. Больше всего на тот момент меня интересовали комплексы. Решила что повторять разные переходы конечно хорошо, но хотелось добиться сначала идеальных стоек с ударами. Дорожка – хороший метод отработки одинаковых движений. Стала разбивать комплекс на отдельные движения и делать их длинными дорожками.  Начальная стойка – монах, потом шаг в сторону в стойку всадника и одновременно блок и удар руками. Это один шаг. Второй шаг в точности повторял первый. Начальная стойка – монах, потом шаг в сторону в стойку всадника и одновременно блок и удар руками. И так вся дорожка. Если стараться на каждом движении сделать все красиво, то к концу дорожки даже ленивый сделает все хорошо. Это был комплекс «24 формы». И я прошла 24 дорожки. После этого, отдышавшись пару минут и размяв мышцы на ногах, которые предательски болели, мешая мне идти к своей цели, сделала весь комплекс целиком. О! Теперь он мне показался намного увереннее. Довольная тем, что нашла удобный метод отработки, снова и снова делала комплекс, стараясь довести движения до автоматизма. Знала, как оно должно быть. Чувствовала, как раз за разом, повтор за повтором начинаю принимать все движения, как свои. Закрыв глаза, пыталась почувствовать ту волну, с которой должна была перетекать сила ударов и уходов, энергию этого комплекса. Ловила кайф от этого. Мысли были свободны от всего, думала только о траектории движений, о плавности и резкости сменяемых движений. Сколько раз повторила этот комплекс даже не знаю. Едва он заканчивался, я поворачивалась лицом к другой стороне зала, закрывала глаза, и все повторялось снова. Это были непередаваемые ощущения радости.
Понимая, что ресурсы моих ног не безграничны, позволила себе такую непростительную провинность как высокое положение стоек. Ловя волны движений, главным было найти основу.
Стук в дверь вернул в реальность. Поспешила открыть. Вошел тренер, он был удивлен, что я все еще тут. Но ничего не говоря пошел переодеваться.
Раз меня не выгнали из зала, решила еще раз по-хорошему повторить комплекс. Все как положено – низкие стойки, резкие удары, плавные переходы. Вероятно пока «ловила волны», мышцы ног достаточно отдохнули, так как сейчас все получалось очень хорошо. Но… еще есть над чем работать. И опять была не довольна своими результатами на сто процентов.
Вообще наверное никогда не довольна своими результатами на сто процентов. 
Вошел тренер в своей спортивной одежде, видя что я все еще вожусь с комплексом предложил мне сделать его вместе. Мы встали на две линии так, чтобы могла его видеть, и он начал в среднем темпе, поглядывая через плечо, успеваю ли за ним. Успевала. Это было так здорово! Одинаковые движения то плавно, то резко перетекали одно в другое. Старалась полностью его копировать так, чтобы быть похожей на тень, вливаясь в его движения. Темп его переходов отличался от наработанных моих, и было интересно побывать в его ощущениях этого комплекса. Я как будто на время стала им, и могла почувствовать, как он чувствует эти движения. Это было похоже на пение хором, на танец, на музыку.  И вдруг он решил ускориться во вращении… и я оторвалась не успев среагировать... И поняла, что работать с этим комплексом предстоит еще много. Он сказал, что у меня стало получаться заметно лучше. Улыбнулась, это было так приятно слышать именно от него. Но тут же спросила, может ли он показать мне этот комплекс на реальной скорости, как его надо делать. Он задумался на секунду и сказал, что сделает это после разминки. Я была довольна безгранично. Меня опять не отправили домой, еще одна тренировка!

26.
Это была чужая группа, они все на год младше меня. На построении встала последней, чтобы никого не смущать. Занятие началось. Все шло так же как и у нас. Только намного скучнее. Нагрузки были «детские», переглядываться было не с кем, я была занята тем чтобы не зевать.
На растяжке как всегда начала корчить смешные рожицы. Наши к этому привыкли и только отвечали мне тем же. Эти же первый раз видели такой «цирк». Они начали смеяться и перешептываться, постоянно оглядываясь на мою последнюю линию. Мне нравилось их внимание, это ненадолго развлекло...
Вдруг заметила, как тренер делает мне жест рукой, приглашая подойти к нему. Никогда не знаешь, чего ждать в такой момент. Либо он покажет мне обещанный комплекс, либо дело в том, что я отвлекаю всю группу, тогда … угадать было сложно.
Он сказал мне – «Растяжку будешь делать здесь» - и указал на место прямо перед собой, - «Все равно только на тебя все смотрят». Я понимала, что это «подстава», но не понимала, в чем именно она заключается. 
Растяжка к тому времени у меня была уже достаточно хорошая, но как и любая, она все равно очень болезненна. Итак, сидела на шпагате... надо мной прямо за спиной стоял тренер. Когда почувствовала что терпеть боль уже нет сил и начала вставать, он аккуратно наступил на моё бедро ногой, прижав его к полу окончательно. Мои эмоции заставили смеяться всю группу. Просить его убрать ногу было бессмысленно. Поэтому я решила воспользоваться ситуацией и повеселиться на славу. Тем более, это было совсем не сложно и уже санкционированно. Играя эмоциями изображала плач переходящий в смех... Громко вздыхала глядя несчастными глазами в окно... Изображала ниндзю корчившего злые гримасы... Даже делала удары руками перед собой со смешным выражением лица... Весь зал заходился хохотом от моей новой придумки. А я не могла по-другому. Если бы я не выплескивала эмоции таким образом то непременно бы заплакала. Было очень больно. Очень долго и очень больно.
Потом все развернулись на другой шпагат. И опять то же самое. Моя фантазия заканчивалась.
На поперечный шпагат я не садилась... так думала до этого дня. Крик вырвался внезапно сама его не ожидала. Но стесняться в этот момент не получилось бы при всем желании. «Я не сажусь на этот шпагат!» - вылетело громко у меня. И вдруг почувствовала, что давление сверху ослабло. Все что я могла в этот момент, только глубоко и часто дышать. «Цирка» больше не было, но эти паразиты продолжали хохотать надо мной. Я наклонилась вперед, поставила локти на пол и спрятала лицо в ладони. Было тяжело. Знала что слезы могут брызнуть сами по себе, и это только злило. Через какое-то время почувствовала, как руки с моих ног перешли на талию, подняли меня и аккуратно посадили на пол отдохнуть.
Дыхание стало ровным, открыла лицо и прищурилась от яркого света. Все сидели в такой же позе и делали наклоны вперед. Я тоже прижалась к ногам в складку, ожидая почувствовать очередное давление сверху. И не ошиблась. Но это было не страшно, моя складка была максимальной. Повернула голову в сторону ребят, положила под нее руки и демонстративно зевнула. Опять хохот. Вот зачем я это сделала?!
Следующая складка была с разведенными в стороны ногами – животом на пол. Ох. Я решила схитрить и протиснула руки под живот, положив подбородок на пол. «Нет, не так» - услышала голос над головой. Мои руки были вытянуты вперед и прижаты к полу, а на спину надавили коленом, прижав и живот. И я снова дышала как паровоз, пытаясь думать о чем-то хорошем. Но мысли были только о том, что веселится весь зал, а мне вообще не смешно. Да, в следующий раз стоит вести себя скромнее на чужих тренировках...
 Растяжка наконец закончилась. Тренер дал всем задание на отработку техники, а мы с ним вышли в фойе. Ура! Мне покажут комплекс в настоящем исполнении!
Этого стоило ждать! Уже до мелочей знакомый мне медленный комплекс «24 формы» выглядел совершенно иначе на настоящей скорости. Выполнив его, тренер даже немного запыхался. Это было исполнено для меня! Дух захватывало от этой потрясности!
- Ну как? - вдруг спросил он. Как будто это могло быть плохо?!
- Я так же хочу, - с умоляющим взглядом тихо ответила ему.
Он только рассмеялся, и мы пошли обратно в зал. Мне пары для отработки не нашлось, и поэтому направилась «покорять снаряды». Бить мешки пока не разрешили, руки еще не зажили, а вот с бревном я начала думать, что бы такое сделать. В комплексе есть блоки в разных стойках. Ими я и развлекалась. Мабу и двойной блок наверх – Хо! Теперь высокая стойка на одной ноге и боковой блок – Хо! Без всякой последовательности, что вспоминала, то и делала… главное, чтобы было красиво, ну и весело. Стоя лицом к бревну и спиной к залу, отрабатывала блоки комплекса с явным актерским азартом. А что вы хотели?.. была под впечатлением от только что увиденного! 
Делая разворот перед очередным блоком, вдруг заметила, что все время от времени опять на меня отвлекаются. Опять! Показав им кулак, мысленно кричала – «Дураки! Делайте свои упражнения и не отвлекайтесь, а то я опять буду виновата!»
Тренер остановил их и заставил отжиматься, напоминая, что отвлекаться от своего задания не следует. Я последовала его совету и снова занялась бревном.
После этой тренировки была еще одна. И снова пристроилась в хвост шеренги. Это была старшая группа. Некоторых из них я знала с августа. Офигенно! Буду заниматься со старшими. Это лучший день в моей жизни!
Началась разминка, потом силовая часть. Серьезные нагрузки. А у меня за сегодняшний день это была уже четвертая тренировка. Казаться слабой мне не хотелось. Хотя это было очевидно. На что надеялась?.. Кое как пережив силовую,  поняла что сейчас опять будет растяжка. Впервые в жизни мне захотелось уйти отсюда домой... Подняв голову и увидев жест тренера, призывающий подойти к нему, окончательно упало все настроение. Но видимо в мире существуют боги гуманности. Жест относился не ко мне.
Время растяжки идет значительно быстрее и веселее, когда там, перед тренером не ты. Сейчас все хохотали над парнем, а я молча сидела на шпагате, и почему-то уже не хотелось строить никакие рожицы. Когда началась отработка техники, с удовольствием участвовала в этом процессе. Такие сложные связки нам еще не давали. И вот у меня есть возможность их выполнять… вместе со старшими!
Когда все перешли к спаррингам, заметила что на улице уже совсем темно. Узнав, что времени ровно 17:00, побежала к тренеру отпрашиваться уйти домой.
- Тебя сегодня в школе не потеряли? – вдруг спросил он.
- Нет, у меня больничный, - честно призналась я, решив что врать тренеру не стоит.
- И что у тебя болит? – поинтересовался он.
- Ничего, я просто справку сделала, чтобы на тренировке весь день быть, - продолжала выдавать ему правду...
- А мама твоя тоже это знает?
- Нет, она думает, что я дома. Если за пол часа не добегу, то узнает, - мой взгляд просил не выдавать меня.
- И часто ты так обманываешь? – голос звучал строго.
- Это первый раз, - я вдруг почувствовала себя виноватой, услышав слово «обманываешь».
- Завтра иди в школу, - так же строго сказал он.
- До свидания, - кивнула быстро убегая из спортзала.
Переодеться уже не успела и бежала домой в форме.
Успела. Мамы дома не было, но она должна была вот-вот появиться на пороге. С такой сумасшедшей одышкой решила запереться в ванной, принять душ и прийти в себя.

Позволив себе тогда быстро покинуть зал, не дав тренеру обещания больше не обманывать, я все же этого не делала. Но таких дней как этот было еще много. Отлежавшись на настоящем больничном один день, остальные четыре из недели я проводила именно так. Огромное желание заниматься помогало мне побеждать вялость температурного состояния. И этот полезный опыт очень помог мне в дальнейшем.
Потом, далеко впереди, меня ждала работа артиста цирка на сцене. И часто были такие случаи, когда приходилось ехать на гастроли с больничным листом в кармане (часто, пряча его от руководителя группы). Стоит ли говорить о том, что любой цирковой гимнастический номер требует полной концентрации, предельного напряжения и собранности, иначе… он может закончиться очень плохо. Все трюки это риск. И нужно быть всегда к нему готовым. Не бывает цирковых номеров исполненных в пол силы. А любая неточность в гимнастическом, как правило, заканчивается встречей с врачом.
И тогда, сидя за кулисами перед своим выходом, с высоченной температурой и желанием лежать пластом несколько дней, я вытаскивала из своей памяти то состояние радости, с которым больная бежала на 4 тренировки подряд. Наверное, только это тогда и поднимало меня. «Соберись! Ты же делала это еще подростком! Много раз! Вспомни это чувство безумной радости! Представь что там не сцена, а спортзал. Только зал, ты и упражнения! Делай! Еще раз!» - кричала я себе мысленно. И все получалось как надо.