Фалента. Глава 1. Пастушок

Наши Друзья
Григорий Иосифович Тер-Азарян

Как правило, все написанные мною сказки кому-то посвящены. Таков знак признательности тем прекрасным людям, с которыми мне посчастливилось познакомиться в последние годы, и которых я считаю своими друзьями.
Так как они проживают по всему миру в разных странах, моя единственная возможность выразить им глубокие чувства благодарности - это посвящение.
Представляемая читателям сказка «Фалента» посвящается удивительной женщине, прекрасной поэтессе Илане Арад, сумевшей в это нелёгкое время дарить окружающим доброту и свет своей души.


ГЛАВА ПЕРВАЯ

ПАСТУШОК

Ночное небо было усеяно яркими звёздами, которые постоянно мерцали и излучали загадочный свет. После трудного и жаркого дня Кархаз лежал и смотрел на них. Это было его самое любимое время: не надо было неотрывно следить за стадом, изнывая от жары. Козы, улёгшись, расположились неподалёку от него и изредка вставали, чтобы пощипать чахлую траву. Природа отдыхала от палящих лучей солнца. Повсюду раздавался шорох. Это ящерицы, почувствовав прохладу, начали вылезать из своих нор и расщелин камней и теперь охотились на изредка попадавшихся жучков и ночных мошек.
- Интересно, как там дедушка, чем он сейчас занят? - раздумывал мальчик. – Наверно, как обычно, сидит около дома и тихо беседует с друзьями. Уже три дня, как не видел его. Завра, к вечеру, погоню стадо домой. Нельзя надолго оставлять старика без присмотра.
Кархазу было восемь лет, и уже год, как он один пас коз в пустыне. Смуглый, худой, с живыми, чёрными глазами и, как смоль, чёрными волосами, он будто и не знал усталости. Природа наделила его веселым нравом и гибким умом, за что мальчика в селе любили.
Рано лишившись родителей, он теперь жил с дедушкой. Было время, когда они вдвоём выгоняли коз на пастбище, но старому Тарсуфу уже было трудно весь день проводить под жгучим солнцем, и он всё реже и реже сопровождал внука.
- Сколько же звёзд на небе... - тихо шептал Кархаз. - Всей жизни не хватит, чтобы сосчитать их... Вон – Большая Медведица, а там - Малая. Интересно, какие из себя медведи? Даже дедушка их никогда не видел. Да и где у нас – почти, что в пустыне, увидишь их? Говорят, что на свете есть места, где много-много воды, трава растет выше колен и повсюду растут цветы. А еще говорят, что вода может стать твердой, как камень, и очень холодной. Ну, и выдумают же люди...
Он уже привык, что, куда ни глянь, видна только жёлтая, потрескавшаяся земля, да чахлая растительность, а самое большое животное, которое мальчик видел, был верблюд. В прошлом году мимо их деревни проходил большой верблюд, и все сбежались, чтобы посмотреть на этих огромных, двугорбых животных.
- Когда вырасту, непременно начну путешествовать и постараюсь увидеть другие страны, - вздохнул Кархаз. - А сейчас лучше заснуть, впереди – трудный и жаркий день. Но откуда появился этот козлёнок? Никогда козлят с такой окраской не встречал. Видимо, отбился от другого стада. Как вернусь домой, расспрошу, чей он.
Неожиданно козы поднялись на ноги, стали сильно волноваться, и громко блеять.
- Что их так потревожило? Может змея поблизости проползла? - подумал мальчик. - Скорее всего, так и есть. В это время года их много повсюду. Тут нужен глаз, да глаз...
Но стадо продолжало двигаться. Кархаз встал и подошёл к нему.
- Ну, что вы так беспокоитесь? - Стал он гладить козлят. - Опасность миновала. Змея уже давно уползла и больше сюда не вернётся. Ложитесь и отдыхайте.
Он вернулся на свое место и замер от удивления. Там, где он только что лежал, росла сочная трава, и, тихо журча, бил родник.
- Видимо, мираж, - протёр глаза Кархаз. - Дедушка рассказывал, что такое бывает в пустыне, а я ему не верил.
Но, когда он вновь открыл глаза, то увидел, что козы жадно пьют воду, а козлята весело щиплют траву.
- Откуда всё это появилось? - Обратился к стаду мальчик, так как больше не с кем было разговаривать.
Но ему в ответ раздалось только блеяние животных.
- Если козы пьют эту воду, то и я могу её попробовать, - сам с собой заговорил Кархаз.
Он наклонился, прильнул к роднику, но тут же вскочил. Вода была такой холодной, что обожгла потрескавшиеся губы.
- Как приду, непременно расскажу дедушке, что приключилось со мной, - снова наклонился мальчик и рукой зачерпнул воду. - Хотя кто мне поверит, что из-под земли может забить такой прохладный родник, и вокруг него тут же вырасти сочная трава? Такие чудеса только в сказках бывают. Лучше промолчу.
Он опять улёгся и стал смотреть на ночное небо. Луна приближалась к полнолунию, и было довольно светло.
- Странный сегодня день, - думал он. - То козлёнок появился, то родник с травой. Лучше поскорее заснуть. Дедушка говорит, что, если начать считать звёзды, быстро засыпаешь. Вон, какая яркая и красивая звезда. Интересно, как её зовут.
- Её имя Фалента, - ясно услышал он. – Рад что она тебе понравилась, Кархаз.
- Кто это говорит, - вскочил на ноги пастушок, и стал оглядваться - Кто сказал Фалента?
Но вокруг опять воцарилась тишина, и ответа не последовало. Козы, как прежде, пощипывали травку, а к родничку то и дело подбегали ящерицы и тут же уносились обратно.
- Пейте - пейте, - рассмеялся Кархаз. - Такой воды вы никогда и не пробовали.
Тут сзади него раздался шорох.
- Змея, - подумал он и отскочил в сторону.
Однако, оглянувшись, увидел непонятно откуда появившийся куст, весь усыпанный огромными, розовыми ягодами. Казалось, что они излучают чуть заметный свет.
Пастушок протянул руку, чтобы сорвать ягоду, но передумал.
- А вдруг они ядовиты? – пронеслось у него в уме.
Но козы быстро подбежали к кусту и стали обгладывать ветки.
- Эй, идите и ешьте свою траву, - рассердился Кархаз - а куст не трогайте. - Ишь, какие!..
Пастушок сорвал ягоду и с опаской положил в рот. Ничего вкуснее раньше он не пробовал. Она была очень сладкой и прохладной. За первой ягодой последовала вторая, третья, десятая. Но на ветках куста их становилось всё больше.
- Ладно, и вы можете есть, - позвал коз пастушок. - Тут всем хватит. Посмотрите, какие они сладкие.
- Интересно, какие ещё чудеса сегодня меня ожидают, - размышлял Кархаз. - Если так и дальше пойдёт, то я не засну. А завтра надо стадо вернуть в деревню.
Не успел он подумать, как куст исчез, родник перестал журчать и скрылся под землей, и только густая трава напоминала, что всё увиденное ему не приснилось.
- Конечно, мне никто не поверит, - лёжа, вслух рассуждал пастушок. - Как эта звезда называлась? Фалунга?
- Не Фалунга, а Фалента - опять ясно раздался голос.
- Мне что сегодня не доведётся спать? - громко проговорил Кархаз. - Стоит лечь, как что-нибудь происходит. Может, ты завтра вместо меня будешь стадо пасти?
Но опять ему никто не ответил.
- Ладно, если не хочешь разговаривать со мной, - вздохнул пастушок, - то хоть не мешай спать.

***
С первыми лучами рассвета, Кархаз был уже на ногах. Он оглядывался по сторонам, но повсюду была видна только почти голая земля. Даже ящерицы и те стали прятаться. Скоро солнце начнет так палить, что воздух станет дрожать, и будет казаться, что он живой.
- Что же происходило этой ночью? – размышлял пастушок. – Родник, трава, а потом этот странный куст с ягодами. Видимо, духи решили подшутить надо мной.
Он слышал много рассказов о разных приключениях, и в них часто упоминались добрые и злые волшебные духи. Чтобы скоротать время по вечерам, дедушка часто рассказывал ему сказки, и, конечно, Кархаз верил в чудеса, которые происходили в них.
- Мы сегодня вернёмся домой, - прокричал он. – Скоро двинемся в обратный путь.
Мальчик надеялся, что вчерашний голос откликнется ему, но козы только пощипывали траву, а козлята, прыгая, пытались бодаться.
Казалось, что жара им и не страшна.
Пастушок подошёл к вчерашнему новому козлёнку и стал внимательно рассматривать его.
- Странный он какой-то – гладил малыша пастушок. – Все остальные – серые, а у этого шёрстка золотом отливает. Интересно, чей же он? Однако уже пора и в обратный путь.
Кархаз хотел к полудню успеть дойти до небольшого родника, вокруг которого росли несколько деревьев, и там переждать самое жаркое время дня. Погоняя прутиком коз, он внимательно смотрел, чтобы никто не отстал от стада.
- Ты только посмотри на этого озорника, как он себя ведёт, - рассмеялся пастушок, глядя на нового козлёнка. - Идёт впереди стада, как настоящий вожак, будто так и должно быть. Да и козы странно себя ведут, покорно следуют за ним. Был бы в стаде взрослый козёл, так он показал бы тебе, как гордо вышагивать.
Вдали уже были видны верхушки деревьев.
- Поторапливайтесь, уже почти дошли, - прикрикнул Кархаз. – Уверен, что вам не терпится напиться. Да и мне не мешает немного отдохнуть. Полночи не спал...
Почувствовав запах воды, стадо ускорило шаг, и вскоре послышалось тихое журчание родника.
Наступил долгожданный привал. Пастушок, удобно устроившись под деревьями, дремал.
- К вечеру будем в деревне, - сквозь сон размышлял он. – Дедушка уже, наверно, поджидает меня, и постоянно смотрит на дорогу. Расскажу ему всё, что приключилось ночью, а потом пройдусь по деревне и расспрошу, у кого пропал козлёнок.
- Зря не трать времени, - ясно услышал он. – Сам подумай, как мог маленький козлик потеряться в пустыне и остаться живым. Его сразу же шакалы бы съели.
Пастушок вздрогнул от неожиданности.
- Опять ты объявился? – поднял он голову. – Интересно, где ты прячешься? Я же знаю, что ты дух, только я ещё не разобрался, добрый или злой. Мне дедушка часто рассказывал, что иногда злые духи прикидываются добрыми, чтобы обмануть людей.
- Вот и продолжай думать, что я дух, - раздался смех. – А про Фаленту уже позабыл? Кто вчера ночью смотрел на небо? Кто спрашивал имя той яркой звезды?
- Послушай, - рассердился Кархаз. – не твоё дело, куда и на что я смотрел ночью. Если мне доверили пасти стадо, значит, я уже взрослый и знаю, что мне можно делать.
- Ладно, не сердись, пастушок, - раздалось в ответ. – Я же не хотел тебя обидеть. Хочешь поесть ягоды? А может быть тебя чем-то вкуснее угостить?
Пастушок и не успел моргнуть, как перед ним появилось огромное серебряное блюдо с диковинными фруктами.
- Ешь, не бойся, - раздался голос. – Попробуй, какие они сочные. Можешь, и сам их срывать.
Около родника появилось дерево с густой листвой, сплошь усыпанное спелыми плодами.
- Лежи и не вставай, - вновь послышался голос. - Сейчас все устрою. Знаю, как ты устал от жары.
Ветви дерева стали быстро удлиняться, свешиваться вниз и устремились к Кархазу.
- Нет, ты, видимо, всё же добрый дух, - рассмеялся пастушок. – Злые духи не станут меня угощать.
- Ты лучше поешь и поспи, а я за стадом прослежу, можешь не беспокоиться, – раздалось в ответ. – Вот тебе ещё один подарок.
Кархаз почувствовал, что у него под головой вместо камня появилась мягкая подушка.
- Так ты не скажешь мне, кто ты? – Устраиваясь удобней, улыбнулся мальчик. – Я бы хотел поблагодарить тебя.
- Ты же сам сказал, кто я, - ответил голос. – Добрый дух. Кажется, этим именем ты меня называешь.
- А можно я дедушке расскажу про тебя?
- Рассказывай, что пожелаешь, - раздался тихий смех. – Только старик Тарсуф всё равно не поверит, будет смеяться и говорить, что всё это тебе приснилось.
- А откуда ты знаешь, как зовут моего дедушку? – От удивления присел пастушок. – Я не говорил его имени.
- Мне всё положено знать, - раздался ответ. – Если я могу угостить тебя фруктами и создать родник, то незачем тебе удивляться, что мне известно имя твоего дедушки. Знаю, и то, что вашего соседа зовут Магдус, а его кличка - Хитрый Лис.
- Верно, - рассмеялся Кархаз. – Так все его и называют. Он вечно пытается обмануть людей.
- Пусть только попробует тебя ещё раз обмануть, - рассердился голос. Тогда увидит, что будет... Сам пожалеет об этом. Не такой уж я и добрый, как тебе кажется. Вот вернёмся в деревню, и Магдус сам принесёт то блюдо, что украл у вас.
- Так это он унёс его? – удивился пастушок. – А дедушка постоянно говорил, что это я его поломал и выбросил осколки. Сколько ни убеждал его, так и не поверил.
- Сегодня вечером поверит, - усмехнулся голос. – Ладно, ты лучше поспи и о стаде не думай.
Кархаз и не заметил, как глаза его сомкнулись, и он уснул.
Когда пастушок проснулся, солнце уже клонилось к закату.
 
***
- Надо спешить, - проснувшись, забеспокоился пастушок. – Так я и к вечеру не доберусь до дома.
- Ты здесь, дух? – спросил Кархаз.
Но никто ему не ответил.
- Не хочешь говорить и не надо, - обиделся мальчик. – Когда надумаешь, сам заговоришь.
Но откуда эти козы и козлята, да ещё и пара овец появилась.
- Оглянись назад, - раздался голос. – Прими и этот подарок от меня. Нравится?
Кархаз обернулся и увидел огромного, лежащего верблюда. Казалось, что тот только и ждет, когда пастушок усядется на него.
- Это мне? – не веря глазам, изумился мальчик. - Это мой верблюд? Но я не умею ездить на нём.
- Ты только садись, и большего от тебя не требуется, - раздался весёлый смех. - Он тебя сам довезёт до дома.
- Спасибо за столь щедрый подарок, - грустно вздохнул пастушок. – Но я не смогу его принять. Чем мне кормить животное, и что я скажу жителям деревни? Откуда у меня мог появиться верблюд? Да и эти овцы... Подумай об этом, дух.
- Ты забыл? – удивился голос. – Смотри.
Перед Кархазом тут же забил родник, который всё увеличивался и увеличивался и стал струиться ручьём, берега которого были покрыты пышной зеленью.
- Конечно, не забыл! – радостно воскликнул мальчик. – Но как мне объяснить, про верблюда?
- Скажешь, что его тебе подарил один Странник, - раздалось в ответ, - и что бараны – тоже его подарок. Вот тебе в придачу ещё и пара новых коз. А теперь садись на верблюда и трогайся в путь.
Как же было прекрасно ехать на верблюде. При каждом шаге его спина плавно покачивалась, и было видно всё, что далеко впереди.
- Удобно? – спросил голос.
- Конечно, удобно, - рассмеялся пастушок. – Никогда бы не подумал, что так легко ездить на верблюде. Спасибо тебе, дух, за всё.
Вскоре показались крыши деревни.
- Поторапливайтесь, - постоянно покрикивал на стадо сверху Кархаз. – Мы уже почти что дома.
- Представляю, как же удивится дедушка, - предвкушал пастушок.
- Ты ещё здесь, дух? – вертел он головой. – Опять решил помолчать? Теперь я и не сомневаюсь, что ты – самый добрый дух на земле. Правду говорю? Откликнись!
Но вокруг царило молчание.
- Странный ты, - продолжил Кархаз. – То даришь один подарок за другим, то куда–то пропадаешь. Не пойму я тебя...