На теплоходе по Волге - 5

Андрей Дятлов 2
ДЕТИ НА БОРТУ: КОНКУРС ПЕСНИ

Дети резвятся на нашей «Волге» под управлением аниматора, штук пятнадцать. Разных годиков и достатка родителей. Младшему года три, старшему - лет десять. Остальное болтается посредине.
Объявляется конкурс песни хором.
Аниматор:
- Ну, песенку про мамонтенка споем?
- Мы не знааааем!
- А «Голубой вагон» ?
- Неееееееее!
Аниматор, прибалдев:
- А что знаете?
Восторженный голосок:
- «День Победы»!!!
Аниматор, с паузой:
- Так, все, конкурс окончен...

Детьми здесь занимаются особо. Не на одном хорошем теплоходе я видел, как аниматоры собирают их в пиратские банды. Где они пропадают целыми днями, не знаю, их не видно и не слышно. Но родители своих чад получают только за завтрак, обед и ужин. И на экскурсии, естественно. На «Булгакове» есть даже специальная комната для самых маленьких, практически ползунков.

Дети играли с надувными шариками, потом все их полопали.
Палуба в ошметках!
Аниматор - гений!
- А теперь последний конкурс: ищем-свищем! Победит тот, кто принесет мне больше кусочков от шариков! Раз! Два! Начали!..
Три минуты и чистая палуба.

МЫШКИН: ШЕСТЬ МИЛЛИОНОВ ЯИЦ

На Мышкине надо учиться, как развивать бизнес. Шесть тысяч населения, живут прибывающими сюда сухопутными экскурсиями и теплоходами. Промышленности нет.
Зато есть название города - Мышкин. И все ту построено на мыши и Волге. Мышиный дворец, в котором дают представление мыши (дети пищат от счастья!), Музей мыши, Музей столицы лоцманов, Музей кукол, Центр ремесел (кузня и гончарня), Огромный Музей техники, где собраны автомобили, локомобили, старые катера, какие-то мельницы и часовни, в общем, все, до чего дотянулась рука устроителей... А! Еще музей валенок, музей водочника Смирнова (отсюда откуда-то родом). В общем, одни музеи, прилавки с сувенирами (мыши во всех ипостасях) и копченая рыба.
Ну и молодцы.

Мы тут уже в третий раз и видно, как строится этот городок. Буквально: появилась мощная гостиница «Саммит» прямо на берегу, у пристани (кстати, полторы тысячи номер, а вот, например, в «Кошкином доме» больше двух тысяч), новые особнячки под экспозиции.
Хотя, есть чем гордиться и в истории.
Тут при музее валенков роскошная экспозиция по прошлому Мышкина. Купеческий город. Работали по всей Волге, потому что собственно в городке делать было нечего.
Среди предприятий был один интереснейший вид деятельности: мышкинские купцы скупали по Волге до шести миллионов яиц в год и поставляли их в Москву и Петербург. Хранили по много месяцев в соляном растворе, рецепт которого не удосужились записать.
У нас вообще почему-то не удосуживались записывать рецепты. Может, считали, что это секрет дела?
Чернь серебра и золота, виноградники на Валааме, фрески Дионисия, рыба в чанах на бирже в Кронштадте (хранилась живая по четыре месяца!), я много за это круиз слышал этого всего с добавлением: «Но секрет утерян»... Ужасно жалко. В этом была какая-то особая наша смекалка. И Атлантида затонула вместе со знаниями...
Название города не надо переводить на английский, получается смешно: «Муськин».
Обойти городок несложно, нужен, может быть, неспешный час.
Мышкин такой маленький городок, что увидев вывеску «Магазин №5» я засомневался в наличии предыдущих четырех.
Если сейчас нет теплохода, то и на улицах никого. Местное население работает частично на предприятии «Газпрома» (тут где-то рядом проходит газопровод, частично – на выезде. Многие дома выкуплены москвичами под дачи.
Но в «ранешние времена», как говорил, кажется, Киса Воробьянинов, здесь все было несколько иначе.
В девятнадцатом, начале двадцатого века в городке были Красные и Малые торговые ряды, Зеленые (зелень продавали) и Железные ряды, а также 54 каменных лавки и 67 – деревянных.
В музейчике, посвященном мышкинскому купечеству висит ценник на продукты в 1850 году:
Хлеб черный, 1 фунт (410 граммов) – 2 копейки.
Хлеб белый, 1 фунт (410 граммов) – 8 коп.
Говядина 1 сорта, 1 фунт (410 граммов) – 10 коп.
Крупа овсяная, 1 фунт (410 граммов) – 4 коп.
Крупа гречневая, 1 фунт (410 граммов) – 4 коп.
Соли 1 фунт (410 граммов) – 2 коп.
Масла коровьего 1 фунт (410 граммов) – 25 коп.
Масла льняного 1 фунт (410 граммов) – 13 коп.
Сахар, 1 фунт (410 граммов) – 28 коп.
Чай , 1 фунт (410 граммов) – 1 руб. 20 коп.
Вино хлебное, ведро (12,3 литра) – 4 руб.
Чтобы понимать: в то время на 10 рублей можно было купить 2 или 3 коровы.
Или вот еще:
«Имение Гагариных в Тамбовской губернии насчитывало 3,2 тысячи ревизских душ и приносило в 1856-1859 годах в среднем по 35 рублей с души или в хлебном эквиваленте по 28 пудов хлеба». (Ковальченко И. Д. Русское крепостное крестьянство).
И. С. Аксаков в 1850 году писал, что жителей в Мышкине было всего 700, но в основном купцы, выходцы из крепких крестьянских семей. И капиталистов здесь было больше, чем в Угличе, где проживали 10 000 человек. И прибавляет, что Мышкин поставлял в год в Санкт-Петербург до шести миллионов яиц! Это при том, что ни каких птицеферм не было, собирали по селам.

Улицу Кладбищенскую при большевиках переименовали в улицу Мира. В принципе, основному смыслу того, что было — не противоречит. История не дает себя обмануть.
Памятник Ленину в этом городе купцов очень своеобразный. Вот в Якутии Ленин раскосый, в Грузии нос орлиный, в Чувашии скуластый... Под народ. А тут - приземистый и толстенький. Говорят, как положено купцу в купеческом городе.
Единственное, мы в этот раз не нашли его на своем месте. Раньше он стоял прямо перед собором и было прикольно фотографировать Ильича на фоне куполов с крестами.
А теперь там строят часовню, такую же, какая тут и была при царе-батюшке.
А куда Ленин делся, я так и не понял. Правда, у здания администрации стоит Ильич, накрашенный серебряной краской до слепящего блеска. Голова так сияет, что черт лица не разглядишь, на Фантомаса похож.
На пароходе слазил в фотоархив свой – точно, тот самый памятник!
Ленин жив!

(Продолжение следует)