Приключения муравья Мурашки

Наши Друзья
Денис Кисегинов
               
Знакомство

Жили в одном лесу муравьи, и был у них большой муравейник. Жили они дружно и всегда помогали друг другу. Каждое лето муравьи усердно работали: одни тащили в муравейник веточки и тростинки, достраивали его; другие пасли муравьиных коров, да вы не ослышались, у муравьёв тоже есть свои коровки – это тля; третьи искали пищу. В общем, все были при деле.
И вот, в одно прекрасное солнечное утро на свет появился Муравьишка.  Не успел, он появиться, как к нему подбежал взрослый муравей и сказал:
- Как ты не во время! Лето только началось, работы полно, а тут с тобой ещё нужно возиться. Быстро иди за мной и не задавай много вопросов!
- Но, я только появился на свет и ничего не знаю! Я не могу не задавать вопросы! – возмущённо ответил муравьишка.
- Тебя как зовут? – спросил его взрослый муравей.
- Не знаю, а мы кто? – ответил вопросом муравьишка.
- Мы – муравьи – хозяева леса! – гордо сказал взрослый муравей.
- Мура… кто? – невнятно спросил муравьишка.
- Му-ра-вьи! – по слогам сказал взрослый муравей. – Мы всегда живём одной дружной семьёй и всегда, помогаем друг другу. Ты это запомни раз и навсегда.
Муравьишка попытался ещё пару раз произнести слово «муравьи», но постоянно запинался.
Они шли очень быстро, по тоннелям муравейника. Мимо них постоянно, кто-то пробегал. Всё вокруг казалось шумным и суетливым. Муравьишка не отставал от взрослого муравья и всё время пытался повторить слово «муравьи», но у него ничего не выходило. При каждом новом произношении, он не мог выговаривать буквы. То у него не получалось выговорить букву «В» с мягким знаком «Ь», но чаще всего он не мог произнести букву «Р». И слово получалось очень смешным «муаави».
Он так увлёкся произношением этого слова, что не заметил, как взрослый муравей давно за ним наблюдает. Он смотрел на Муравьишку и смеялся украдкой, пока тот не спросил его:
- Так, я муавей, хозяин леса?
 Взрослый муравей от этих слов не выдержал и засмеялся. Он так смеялся, что ему пришлось остановиться и вытереть слёзы с глаз.
- Ты ещё пока не муравей и не хозяин леса, – сквозь смех и слёзы ответил ему взрослый муравей. - Ты пока ещё Мурашка! А чтоб стать муравьём и хозяином леса нужно многое узнать и многое сделать.
- А где, я всё это узнаю и как, если мне нельзя задавать много вопросов? – спросил его муравьишка.
 - Ну, вот мы и пришли - сказал взрослый муравей. – Здесь ты можешь задавать столько вопросов, сколько захочешь и будь внимательней, это – школа. Нужно хорошо учиться, если хочешь стать «хозяином леса». А теперь давай прощаться, у меня много дел и помни, что я тебе говорил – сказал взрослый муравей и быстро убежал.
Мурашка стоял у входа и думал – «Что значит школа?». И что будет, если он туда войдёт. Пока он думал, на него налетел другой муравьишка и сбил его с ног. Они оба встали и посмотрели друг на друга.
- Это здесь находится школа? – спросил муравьишка Мурашку.
- Да, здесь, а ты кто? – спросил Мурашка.
- Я пока не знаю, но мне сказали, что я могу узнать это здесь, ты меня извини за то, что я тебя сбила с ног. Меня зовут Поли, а тебя?
- Меня называют Мурашкой, и я будущий хозяин леса! – гордо ответил Мурашка.
- А кто такой хозяин леса? – спросила Поли.
- Не знаю, мне сказали, что я могу это узнать, учась в школе. – сказал Мурашка.
- Так чего же ты тут стоишь? Пошли скорее, а то опоздаем. – сказала Поли, и они вместе зашли в школу.

Школа

- Итак, дети, все собрались? Опоздавших нет? – спросила учительница. - Ну тогда приступаем. На первом уроке, я вам расскажу о прави…- но не успела она договорить, как в класс вбежали Мурашка и Поли. Они так спешили, что пробежали мимо учительницы и, не заметив её, уселись на свободные места.
- Видимо, опоздавшие есть, я попрошу опоздавших встать и представиться! – громко сказала учительница и подошла к Поли и Мурашке.
Поли и Мурашка неохотно встали и с виноватым взглядом посмотрели на пол.
- Ну и как же вас зовут? – спросила учительница.
- Меня зовут Мурашка, меня. Меня зовут Поли, – ответили они.
- Итак, Мурашка и Поли, первым правилом у муравьёв – это приветствие. Везде и всегда нужно здороваться, особенно со старшими, так как это признак уважения, воспитанности и добропорядочности. Все поняли? – спросила учительница и посмотрела на весь класс.
- Да! – хором ответили муравьишки.
- Сегодня мы узнаем о правилах поведения муравьёв, узнаем, что такое Солнце, и почему мы всегда должны за ним наблюдать, а также выйдем в лес на прогулку.
- Ура! - закричали муравьишки и захлопали в ладоши.
- Тишина в классе! Тишина! – сказала учительница и продолжила урок.
- Для приветствия мы, муравьи используем свои усики. Все посмотрите друг на друга. Все видят усики?
- Да,. – ответили дети.
- А теперь коснитесь левым усиком левого усика вашего соседа. Все коснулись? Так. А теперь правым – правого. Отлично! И так повторите это три раза, – сказала учительница.
Муравьишки быстро повторили, как им сказала учительница.
- А зачем это нужно? – спросил Мурашка. - Почему нам просто не поздороваться, как мы это сделали с Поли?
- Внимание всем! – громко сказала учительница.
- Мурашка задал очень интересный и важный вопрос: - зачем нам касаться усиками, когда мы и так можем здороваться? Отвечаю на его вопрос и прошу класс быть внимательней! В нашем муравейнике можно здороваться так, как это сделали Мурашка и Поли, но за его пределами, в лесу, помимо этого нужно ещё и поздороваться усиками, и это правило, которое вам нужно запомнить.
У входа в наш муравейник всегда стоит стража – муравьи-солдаты. Вы их сразу узнаете, так как они крупнее и сильнее, чем большинство муравьёв. Их можно будет увидеть и за пределами муравейника. Они всегда ходят строем, и их обязанность – безопасность всего муравейника. Поэтому, когда они вас заметят и подойдут поздороваться, вы должны обязательно поздороваться усиками тоже, так вы покажете, что живёте в нашем муравейнике.
- Всем понятно?
- Нет, мне непонятно, – ответил Мурашка. - Я всё равно не понимаю, зачем мы это должны делать.
- Мы это делаем для того, чтобы враги не проникли в муравейник и не украли наши запасы еды, которые мы пополняем каждое лето.
- А у нас есть враги? – испуганно спросила Поли.
- Есть. – грустно ответила учительница. - Сейчас, я вам о них расскажу. Помимо нас в лесу живут разные насекомые. С одними мы дружим, например, с Тлёй. С ней мы уже давно дружим, они живут у нас в муравейнике, всю зиму мы за ними ухаживаем, а когда наступает весна, мы аккуратно выводим их пастись на деревья. За это они нам дают очень вкусную, сладкую и питательную водичку. Мы её попробуем, когда выйдем на прогулку.
Но есть и недруги, которые хотят отнять у нас запасы еды, нашу тлю, и наши яйца из которых потом появляются такие милые муравьи, как вы. Этими недругами могут быть разные насекомые и даже чужие муравьи из других муравейников. Поэтому, дети, всегда нужно здороваться и приветствовать друг друга особым приветствием при помощи усиков. Так вы сразу узнаете, откуда этот муравей.
Мурашка и Поли продолжали внимательно слушать свою учительницу. Они узнали, что солнце не только светит, но и даёт тепло. Узнали, что встаёт оно очень рано на одной стороне, а ложится спать на противоположной стороне и, благодаря этому, можно найти свой дом.
Мурашка слушал, но мысли у него были о другом. Он всё думал о лесе и с нетерпением ждал того момента, когда они все вместе пойдут на прогулку.
- Ну, а теперь, дети, пришло время пойти в лес и показать вам всё то, что я вам рассказала, – закончила учительница и стала собираться.
Весь класс этому обрадовался, особенно Мурашка. Только Поли не была рада, и Мурашка это заметил.
- А ты не рада тому, что мы пойдём на прогулку и увидим столько всего нового?! – удивлённо спросил он.
- Я боюсь – ответила ему Поли. - Я боюсь наших врагов – добавила она и заплакала.
- Не бойся Поли, я всегда буду рядом и защищу тебя! – уверенно сказал Мурашка. - Никто не посмеет тебя обидеть! – сказал он Поли и улыбнулся.
Поли улыбнулась ему в ответ, и они вместе пошли за учительницей.
Они шли долго по лабиринтам муравейника, пока не показался очень яркий свет.
- Вот дети, это солнце! – показала учительница на жёлтое пятнышко на небе.
- Там оно встаёт, а вон там оно садится. Там, где оно встает, мы муравьи называем Востоком, а там, где оно садится, и ложится спать, называем Западом. Запомнили? – спросила учительница.
- Да, проще некуда! – смеясь, ответили муравьишки.
- А теперь отойдём дальше и посмотрим на наш муравейник. Обратите внимание на наш дом. – продолжала учительница.
- Он построен рядом с деревом. Все видят, насколько большое это дерево? – спросила она.
Дерево действительно было огромным, и муравьишки с восхищением удивлялись этому чуду.
- Мы, муравьи, строим свой дом так, чтобы солнечные лучики всегда попадали на муравейник, поэтому мы его строим на южной стороне. А позади нас всегда будет дерево или северная сторона. Запомните ещё два слова: Юг и Север. Все запомнили? А теперь повторите! – сказала учительница.
Муравьишки хором повторили все стороны света и продолжили идти за учительницей, которая направлялась в сторону дерева.
Перед деревом она остановилась и повернулась к малышам.
- А теперь мы с вами полезем на дерево и посмотрим на лес с высоты, там же мы увидим Тлю и попьём у неё сладкой водицы. Лезем на дерево аккуратно и осторожно, – сказала  учительница и полезла первой.
За учительницей строем полезли остальные муравьишки, кроме Поли, она осталась у подножья дерева. Мурашка опять это заметил и громко ей крикнул:
- Поли не отставай! Не бойся, лезь на дерево, я тебе помогу!
- А я и не боюсь! – слукавила Поли и быстро догнала Мурашку.
Они лезли всё выше и выше, пока не добрались до самой тонкой ветки. Там, на листьях они встретили тлю и охранявших их муравьёв. Учительница остановилась и обратилась к классу:
- Итак дети, какое первое правило вы сегодня выучили?
- Первое правило – это приветствие. -  хором ответили муравьишки. И стали по очереди здороваться со взрослыми муравьями, сначала устно, а затем усиками. После приветствия взрослый муравей охранник сказал:
- Вот это молодцы, вижу, что вы все вежливые и воспитанные муравьи, а за то, что вы так хорошо учитесь, я вам расскажу, как можно попросить тлю дать нам её чудесной водицы. Для начала, надо подойти к тле сзади и усиками пощекотать её бока, если это сделать нежно и не грубо, то тля обязательно вас угостит. Вот смотрите, как это делаю я.
Муравей-охранник подошёл к тле и сделал все, так как сказал. Тля сразу дала ему огромную каплю сладкой водички, и муравьишки по очереди попробовали этот вкусный напиток.
- А сейчас, дети, мы поднимемся на самую вершину и посмотрим на лес с высоты – сказала учительница и полезла на самую высокую ветку.
Все муравьишки полезли за ней. Перед ними оказался огромный лес, где деревьям не было конца и края. Где-то, далеко виднелось озеро, над которым летали многочисленные птицы. А совсем рядом, перед муравейником, была большая поляна с разными цветами, над которыми жужжали пчёлы.
Целый день муравьишки наблюдали лес с высоты. Но самое главное, они увидели, как Солнце медленно ложилось спать и теперь они знали, где Солнце засыпает, и где оно просыпается.
Был очень трудный и насыщенный день для муравьишек, поэтому, когда они вернулись в муравейник, все почистили зубки и уснули сладким сном.
Завтра у наших муравьишек будут новые приключения, а сейчас всем спать...