Гибель Помпеи

Протоиерей Артемий Владимиров
Случилось так, что благодаря стараниям своей прихожанки я был приглашён на заседание Президиума Академии педагогических наук в те дни, когда в столице бурно обсуждался проект так называемого сексуального просвещения учащегося юношества. Мне «повезло»: я столкнулся лоб в лоб со всеми предводителями этого несусветного начинания: седовласым и сухощавым академиком Коном, разработавшим такие программы «секспросвета» для школьников, что у нормального человека волосы дыбом встают; госпожой Лаховой, которая и поныне с невероятной энергией пытается внедрить в России бесчеловечные проекты пресловутой организации РАПС (Российская ассоциация по планированию семьи. Данная структура является филиалом «Международной федерации планирования семьи» (МФПС). Программы МФПС – РАПС, в частности курсы «Смена пола», «Уроки по отмене стыда», направлены на подрыв нравственных, моральных и этических норм, присущих христианству и другим традиционным религиям и культуре народов России. – Примеч. ред.), и другими апологетами «просвещения»...

Престарелый президент Академии молча внимал дискуссии, с показным удивлением взирая на присутствующих. Первым взял слово господин Киселёв, занимавший тогда должность первого заместителя министра образования. Из его пространного доклада, прочитанного монотонным голосом, я запомнил только одну поразившую меня мысль, что целомудрие ныне является безнадёжно устаревшим понятием.

В качестве реплики я заметил, что нравственные понятия устареть не могут; отринувшие и выбросившие из своего лексикона это слово сами себя обрекают на преждевременное старение души и телесные болезни.

Госпожа Лахова с присущими ей энергией и напором обрушилась на меня после того, как я привёл пример из жизни животных, напомнив аудитории, что даже коневоды и кинологи всегда блюдут породистую женскую особь от случайного смешения, преследуя интересы разведения племенной породы. Неужто мы, люди, почитаем делом безразличным потерю девства (в «ранних сексуальных связях») юными созданиями, которым надлежит вскоре стать родителями?

Докладчица, смерив священника презрительным взглядом, назвала вышеупомянутый тезис смехотворным вздором и, более того, оскорблением по отношению к современникам. Когда я зачитал выдержки из проекта (с рисунками) академика Кона по «сексуальному просвещению школьников», в котором было рекомендовано вступать не более чем в две-три половые связи с разными партнёрами за вечер, пожилой президент меланхолично заметил, что он ещё не был в достаточной мере информирован коллегами по поводу данных «инноваций». Однако он обратился ко мне с вопросом, что неправильного и аморального я вижу в использовании старшеклассниками механических средств предохранения от беременности. Глядя на этого почти столетнего старца, я, оглушённый происходящим, нашёлся лишь спросить его: "Скажите искренно, вы действительно готовы вашу собственную внучку или правнучку четырнадцатилетнего возраста подвергнуть всем экспериментам, о которых столь красочно и обстоятельно поведал нам господин Кон в своих головокружительных проектах по половому просвещению подрастающего поколения? Почему, вместо того чтобы вооружить путника, застигнутого непогодой на большой дороге в ночное время, светильником или фонарём, мы считаем самым правильным столкнуть его на обочину, в канаву, наполненную грязью и сором? На каком основании мы сегодня забываем о вековечных (принятых у всех культурных народов) традициях нравственного воспитания? Почему вместо целомудренного, галантного, бережного отношения мальчиков к девочкам, вместо формирования у современных девочек понятия чести, сохранение которой необходимо для счастья в семейной жизни и рождения здоровых детей, – мы толкаем молодёжь в пропасть легализованного разврата, растления? Разве не очевидно, что число абортов в стране будет только умножаться (вопреки вашему, госпожа Лахова, голословному утверждению)? Неужели непонятно, что испорченная так называемым сексом молодёжь потеряет последние способности к учению, станет обладательницей дряблой воли и ленивой души? Ведь всякому совестливому человеку очевидно, что «сексуальная революция» нанесёт разрушительный удар по стране, и без того измученной разного рода перестройками".

Может быть, моя речь и не была такой складной, как она теперь выглядит на бумаге, но, без сомнения, в ней я выплеснул всю горечь и негодование, которые переполняли тогда моё сердце...

Я покинул залу высокого собрания с непередаваемым чувством гадливости и ужаса... Это состояние ещё много времени давало о себе знать. Неужели эти по внешности интеллигентные люди, с развитыми речевыми навыками, отлично владеющие терминологическим аппаратом, действительно искренно верят в правоту своих намерений и деяний? Я окончательно понял следующую вещь: мы – существа с разных планет, и между нами нет ни одной точки пересечения. Мы и не слышим, и не понимаем друг друга. Мы находимся по разные стороны баррикад. С одной стороны – почётные академики и политики от педагогики, а с другой – скромный приходской священник и рядовые учителя. Сознательные разрушители и сознательные созидатели…

Несколько месяцев спустя меня пригласили посетить московский экономический лицей – государственную школу в центре столицы. Я, не раздумывая, согласился. Директор, вышедший навстречу гостю, оказался моложавым мужчиной с большой залысиной и крупным носом. Поприветствовав меня с лёгкой картавинкой, он сразу же отрекомендовался человеком, не исповедующим никакой религии.

– Дело в том, Артемий Владимирович, – по-светски обратился он ко мне, – что мы провели недавно эксперимент, рекомендованный нам ГОРОНО (Городской отдел народного образования.). Мы пригласили специалистов по... (тут он замялся) сексуальному просвещению. Они работали со старшеклассниками в течение полутора часов...
– И каким же был результат? – бесстрастно осведомился я.
– Понимаете, случилось непредвиденное. Произошёл своего рода информационный взрыв. Дети потеряли способность учиться. Надвигается катастрофа. Вот почему мы решили пригласить именно вас как работника Церкви. Ведь вы являетесь носителем нравственных ценностей, не так ли?
– Надеюсь, что именно так.
– И мы просим вас обратиться со словом к старшеклассникам, дети уже собраны в актовом зале, – неожиданно директор перевёл разговор в практическую сторону. – Если можно, я вас провожу...

Мне оставалось только принять его приглашение. Поднимаясь по пролётам школьной лестницы, я судорожно прикидывал, что можно поведать детям за сорок пять минут такого, чтобы они смогли переоценить убийственную информацию, расчётливо преподнесённую им «специалистами», с использованием ролевых игр и демонстрацией технических средств для «безопасного секса».

Верю, что не без помощи и тайного содействия своего Ангела Хранителя я вдруг решил пересказать подросткам трагический сюжет известной картины русского художника Карла Брюллова.

Меня встретили очень приветливо и радушно. Хорошо одетые юноши и девушки с интеллектуальными лицами поднялись, когда мы с директором вошли в зал. Я представился аудитории как учитель русского языка и литературы и поблагодарил за честь держать перед публикой слово.

– Помните ли вы, друзья, что и как изобразил своей гениальной кистью Карл Брюллов на бессмертном полотне, названном им «Последний день Помпеи»? Слышали ли вы, как за одну ночь погиб этот цветущий город античных времён с близлежащими селениями? Сейчас благодаря археологии и литературе мы доподлинно знаем, на каком высоком уровне находились тогда наука и искусство. В Помпее было несколько экономических лицеев, подобных вашему, в которых учился цвет городской молодёжи. Но в отличие от вас (я многозначительно окинул взглядом ряды старшеклассников), тамошние подростки, во многом из-за неправильного воспитания, были неистово развратны. К моменту окончания школы в выпускных классах не оставалось ни одной девушки, сохранившей девство. А ведь вам хорошо известно, что «визитной карточкой» юного существа является его невинность, чистота души и тела, необходимые для создания гармоничной семьи и рождения здорового, полноценного потомства...

Затаив дыхание, школьники слушали священника (некоторые видели его перед собой первый раз в жизни) и боялись пропустить единое слово. Может быть, их впечатлила моя речь по контрасту с недавним выступлением «специалистов» по растлению умов и сердец, которых, полагаю, они слушали не менее внимательно.

– Но не будем винить молодёжь. В Помпее, как показывают современные раскопки, почти все скульптурные изображения служили наглядным пособием гнуснейшего разврата. Не было таких половых извращений (а ведь признаком разложения общества является узаконивание безнравственности), которые со всем натурализмом не изображались бы на стенах домов и в интерьерах жилищ. Надписи с самыми гнусными ругательствами (я убеждён, что в вашем образцовом лицее ни в туалетах, ни на стенах, ни тем паче в устах человеческих не обретается ничего подобного) «украшали» общественные места, где проводили много времени взрослые и дети. В семьях творились прелюбодеяния (измены) и откровенный разврат, не щадивший даже малолетних.

Как говорится, Бог долго терпит, да больно бьёт. Поправ Божественные и человеческие, в совести написанные, законы, горожане не думали и не гадали о каре, погубившей этот город в единочасье.

Глубокой ночью затряслись основания зданий. Брюллов изображает накренившиеся фронтоны и падающие, словно прутики, массивные дорические колонны. Пробудился спавший столетия великий вулкан Везувий, вздымавшийся мрачной горой над Помпеей. Сначала произошло камнеизвержение, затем пепел засыпал все улицы города. Обезумев, несчастные горожане сами себе заграждали путь ко спасению.

До сих пор археологи находят в окаменевшем пепле обгоревшие скрюченные фигуры людей. Страшно, что многие из беззаконников были застигнуты небесным гневом в самый момент совершения постыдных грехов. Вы, наверное, слышали известное изречение христианской эпохи: «В чём застану, в том и сужу!» (Это так называемая аграфа – изречение Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия и дошедшее через творения древних христианских авторов. Приведённые слова встречаются у святого мученика Иустина Философа, в его «Разговоре с Трифоном иудеем», и находятся в полном смысловом согласии со словами Евангелия: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). – Примеч. ред.)…

Я воздерживался от какого-либо морализаторства. Моими последними словами, прежде чем я покинул зал, были следующие:
– Я глубоко убеждён, ребята, что Господь Бог избавит нашу столицу от страшного жребия Помпеи благодаря именно вашему экономическому лицею и умению каждого из присутствующих отличать добро от зла.

Когда я выходил из зала, все встали…

(Глава из книги "Учительство").