Киносъемка - 1967

Татьяна Аленчикова
Я училась на биофаке МГУ, жила в общежитии, по вечерам занималась в театральной студии Дома Культуры на Ленинских горах.Студенты -  народ во всех смыслах любознательный, хотелось в театр, в кино, покататься верхом, съесть мороженого,  стипендии явно маловато.

Однажды я обнаружила на Доске объявлений приглашение на участие студентов в киносъемках. Увидеть МОСФИЛЬМ изнутри,  да еще получить за это деньги  - 3 рубля за час! Это была Удача. В общем, я устроилась на  МОСФИЛЬМ для участия в массовках в свободное от учебы  и театральных занятий время.
 
Съемки короткометражки   о правилах дорожного движения по заказу ГАИ были назначены перед кинотеатром «Ленинград» у метро «Сокол»в жаркую майскую субботу. Массовку вызвали на 11 утра.

Вся  съемочная техника уже была установлена у перехода через улицу. На тротуаре стояли киношные автобусы. Между ними неторопливо ходил худенький черноволосый парнишка в темном наглухо застегнутом тренировочном костюме. Ему было жарко, но он терпеливо ждал, то примеряясь к облезлому гоночному велосипеду, то обсуждая что-то с водителем МАЗа. Был он как-то по-особенному спокоен и сосредоточен, и мы для себя решили, что это Каскадер.

Народу на съемках собралось прилично. Кроме массовки - целая толпа зевак. Все толпились на тротуаре около перехода.
Отдельной стайкой носились 5  пятиклассников, за которыми бегала с мольбами и угрозами помощница режиссера. Эти «актеры эпизода» везде лазили, все хватали, и даже утащили и по-очереди померили велосипедный шлем   Каскадера. Наконец их загнали на противоположную от нас сторону улицы, где они должны были играть друзей главного героя Вити.
Мальчик Витя,  в школьном пиджачке и пионерском галстуке, конфетно загримированный, уже ждал на той стороне под светофором, не суетясь и не отвлекаясь.

  Автомобильное движение перед кинотеатром было перекрыто сотрудниками ГАИ, только трамваи ходили регулярно.
Нам в третий раз объяснили, как мы должны ахнуть, когда у нас на глазах МАЗ собьет велосипедиста. Мы дисциплинированно отрепетировали в камеру и стали ждать начала.

Наконец на площадке появился долгожданный актер в разодранном тренировочном костюме, загримированный под тяжелораненого. Мозги и кровь красочно покрывали пол-лица.
«ТравмИрованный» с достоинством поздоровался с Каскадером,  прозвучала команда: «Все по местам!».
Каскадер взял велосипед. «Тяжелораненый»  кокетливо помахал публике окровавленной рукой и спрятался в машине ГАИ.

Объявили первый дубль. Улица ожила. Поехали по проезжей части машины и пошли по тротуарам пешеходы. Потом на светофоре зажегся «зеленый для пешеходов».
Когда  мальчик Витя перешел улицу и зажегся «зеленый для машин», на дальней стороне улицы появились пятиклашки  и начали кричать «Витя, иди к нам! Пошли с нами!» Витя шагнул обратно, прямо под велосипед  Каскадера.
Велосипедист резко тормозит, и едущий за ним огромный грузовик наезжает на него. Велосипед всмятку. Велосипедист, пролетев по воздуху три метра падает прямо на асфальт и замирает неподвижно. Массовка в ужасе кричит «Ах!»

Камеры снимают притихших школьников. Потом застывшего в ужасе Витю. Остолбеневшего водителя МАЗа. За это время приезжает машина «ГАИ» и перекрывает от камер сбитого велосипедиста.

Мы с подругой перебежали поближе и увидели, как Каскадер по-пластунски юркнул в гаишный УАЗик.  А из гаишной машины  на четвереньках вылез «раненый» и картинно развалился на земле, заняв место Каскадера. Гаишники помогли ему занять правильную позицию. «Санитары» вылили на асфальт вокруг головы «пострадавшего» 2 литра красной краски.
Теперь уже и камеры  переместили, и стали снимать крупный план черепно-мозговой травмы и работу санитаров, лужу крови, искалеченный велосипед и как милиция ведет обследование места происшествия. Всё. Объявляется перерыв на 3 минуты.

В это время из-за поворота со скрежетом и визгом появляется трамвай. Пассажиры видят скопление народа, машину ГАИ, «Скорую», МАЗ.
И тут один из пятиклашек хлопается на асфальт рядом с велосипедом и кровью и замирает в позе пострадавшего. Мы от неожиданности тоже замираем. Трамвай приближается. И вот, пассажиры с расстояния в 5 метров видят ужжасное зрелище: ребенок в луже крови. Они  бледнеют, хватаются за сердце и неотрепетированно говорят «АХ!». Трамвай проезжает. Мальчишка быстро вскакивает и присоединяется к своим. Юным дарованиям очень весело.
 
Режиссерша  ловит нарушителя спокойствия и намертво вцепляется в его руку, тот подергавшись, успокаивается.

В это время встречный трамвай с другой стороны, грохоча направляется к месту съемки.
Пассажиры видят все признаки ДТП. Они встревожены.

Участники съемки тоже насторожены. Только наш «нарушитель» спокоен. Режиссерша бдительна и крепко держит пионера за руку. Однако, за секунду до момента полной видимости для пассажиров, хитроумный школьник, приседает и сует свободную руку в «лужу крови». Потом юный гений начинает трясти «окровавленной» рукой, громко орать и прыгать, а расстроенная  Режиссёрша вместе с ним.

Массовка смеется. А из окон вагона  видят, как встревоженная мать пытается помочь сыну с покалеченной рукой.  И опять мы слышим «Ох!» и «Ах!» из уезжающего трамвая. Паршивец страшно доволен собой.

Потом снимали весь сюжет с начала до конца еще 4 раза. Съемки кончились уже без приключений.
 
Мы с подругой подобрались к раздевалке, чтобы подглядеть экипировку Каскадера. Окна в автобусе были занавешены неплотно. К нашему изумлению, под тонким трикотажным тренировочным костюмом не было ни-че-го. Кроме плавок. Царапин и ссадин тоже не было. А асфальт был настоящий. И удар был настоящий.

Каскадер один раньше всех ушёл в метро. Потом уехал МАЗ с 5-ю сломанными велосипедами. В автобусы погрузили оборудование и актеров, прозвучало: «Всем спасибо!» И тротуар опустел.
 
Мы с подругой были счастливы: еще бы - так интересно, да еще заработали по 10 рублей!