Психологическое воздействие

Валерий Черкасов-Минский
 Полное название:
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ:
 СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ
(соавтор Третьяков О.Е.,кандидат технических наук, доцент)

Одним из направлений обеспечивающих безопасность и развитие жизненно важных интересов общества и каждого отдельного гражданина РФ, является направление, связанное с методами и способами защиты информации.
Обеспечение информационной безопасности невозможно без хорошо подготовленных специалистов. По этой причине в систему высшего образования введена новая специализация по защите информации, а в номенклатуру научных специальностей введена специальность 05.13.19. “Методы и система защиты информации и информационной безопасности”
Одной из областей научного исследования, проводимого в рамках названной специальности, является “изучение методов и способов информационно-психологического воздействия на отдельные личности и людские ассоциации с помощью технических средств, на основании которых разрабатываются средства и методы выявления и манипулятивного воздействия и противодействия ему”.
В названной области научного исследования известно такое техническое средство как психо-лингвистическая экспертная система ВААЛ, позволяющая в определенной степени оценивать эффективность речевого воздействия.
Теоретическим обоснованием создания психо-лингвистической экспертной системы ВААЛ является практика такого современного направления в практической психологии как нейролингвистическое программирование (НЛП). В НЛП речь является средством программирования чужого и своего собственного сознания.  Заслуга практиков и мастеров НЛП (авторами и первооткрывателями НЛП являются Р. Бэндлер, Дж. Гриндер) в открытии различных механизмов  речевого  воздействия.
Отличительной особенностью методов НЛП является возможность  использования, в частности, речи как средства психологического воздействия; причём, в техниках НЛП это воздействие реализуется в основном на бессознательном уровне за счет незаметного проникновения во внутренний неосознаваемый мир человека.
Именно моделирование работы мастеров НЛП позволило создать компьютерную систему ВААЛ, в которой реализованы некоторые приложения теории НЛП.
ВААЛ основана на одном из базовых понятий НЛП – понятии модальности. Модальность – система представлений человека; в НЛП принято различать:
визуальную (зрительную) модальность;
аудиальную (слуховую) модальность и
кинестетическую модальность, связанную с тактильными, мускульными, обонятельными или вкусовыми ощущениями.
У каждого человека есть свой основной канал чувственного восприятия. Именно через  этот канал  поступает  для  него основной поток информации.  В НЛП (в соответствии с принятыми модальностями) выделяют следующие каналы восприятия:  зрительный, звуковой и кинестетический, причем в кинестетическом канале воcприятия объединяют как мышечную, так и кожную чувствительность, а также обонятельные  и вкусовые ощущения.
Примерно у 40% людей основным является зрительный канал восприятия, еще у 40% людей - кинестетический,  и еще у 20%  людей - звуковой. Важность выделения каналов восприятия заключается в том,  что для эффективного обмена информацией между людьми должны использоваться общие  для  них  каналы восприятия, например, двум людям, имеющим одинаковый основной канал восприятия договориться легче, чем людям, у которых каналы разные.
Одна и та же мысль, но выраженная разными словами может вызвать совершенно разную реакцию.  Она может усыпить,  может оставить равнодушной,  а может и подвигнуть к активным действиям. Примеров такого воздействия довольно много. Многие умелые ораторы, поэты и психологи хорошо владеют этим искусством.
Психологическое воздействие может быть реализовано в различных сферах жизни человека: политической, экономической, общественной или педагогической.
В последние годы активно развивается психосоматическое направление в современной экспериментальной психологии; имеется опыт реализации психологического воздействия, основанный на использовании личностных смыслов, которые конкретный человек вкладывает в то или иное слово.
Политическая борьба, борьба за власть – те сферы жизни человека, в которых информационно-психологическое воздействие активно применяется; это можно видеть в политической рекламе, а также, анализируя, то как формируется отношение избирателей к определенной партии или какому-то политическому лидеру и т.д.
В борьбе за власть часто приходиться бороться с противником, используя силу слова. При этом могут быть случаи
а) когда необходимо опровергнуть положение противника, не соответствующее фактам или положение, которое выдвинуто с очевидным нарушением законов логики. В этих случаях, если нет психологических препятствий (например, группового интереса), то опровержение можно строить, указывая на несоответствие фактам, или использовать логические приемы аргументации и опровержения (например, сократовский метод эвристических вопросов, метод майевтики и др.); но могут быть
б) когда положение оппонентов в достаточной степени совершенно с точки зрения логики; в этих случаях можно, используя методы психологического воздействия, опровергнуть тезис противника, даже если он безукоризненен с точки зрения логики.
В качестве примера, иллюстрирующего последнее высказывание, рассмотрим некоторые методы. 
1) Обобщение положения противника, основанное на приеме подмены тезиса; этот метод может быть реализован в следующей последовательности:
- выведение положения противника за рамки обоснованных границ;
- обобщение, переформулирование положения противника в более общем виде;
- критика измененного несоразмерно широкого положения;
- опровержение открытого для нападения несоразмерно широкого положения противника;
- создание иллюзии (в публичной дискуссии или в выступлении, используя средства массовой информации) будто опровергнут исходный тезис противника.
Например,
“ - Я выступаю за отмену смертной казни.
- Отменить это наказание?! Да вы представляете себе, что такое отмена наказаний? Наказание  - это сдерживающий фактор, с помощью которого в нашем мире, хотя и далеко несовершенном, поддерживается хоть какой-то  порядок. Если, как Вы говорите, отменить все наказания, то возникнет хаос, анархия, т.к. любое преступление будет безнаказанным!”.
Еще один пример.
“- Я считаю, что проводить референдум по этому вопросу необязательно.
- Необязательно?! Вы мены удивили. Я-то думал, Вы демократ, а Вы - за отказ от референдумов. Вот это да! А как же тогда узнавать волю народа? Хотя Вас, наверное, это не волнует!.. Нет, надо тщательно подготовить референдум и провести его.”
2) Применение омонимии (омонимами называются слова одной и той же части речи одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению), т.е. внешнего сходства слов и понятий; этот метод может быть реализован в следующей последовательности:
- найти омоним, который можно использовать в контексте опровергаемого положения;
- используя внешнее сходство слов, перефразировать положение оппонента;
- опровергнуть положение оппонента, доведя его до абсурда;
- прокомментировать опровергнутое измененное положение, создавая иллюзию того, что пало исходное положение (тезис) оппонента.
Например,
“ - Введение предварительных выборов ограничивает свободу избирателей!
- Так вы, знаете, считаете, что, свободу, не, надо, ограничивать? To есть , если я, прошу  прощения, хочу дать Вам по морде , то не надо мне мешать? Вы за такую свободу? Нет, свободу надо ограничивать, иначе у нас будет не общество, а дикое стадо!”
3) Использование иронии (эффективно при поддержке аудитории или при наличии инициативы). Например,
“ Вы уж извините, но для меня это слишком сложно. Я, знаете ли, уже 20 лет занимаюсь этими вопросами, но никак не пойму, что Вы хотите сказать. Все это, может быть, и верно, но я не могу судить – эти вещи превышают мое слабое понимание.” 
4) Использование так называемых “грязных” технологий (когда другие методы не дают результатов). В этом случае имеются различные возможности.
А) переход от критики тезисов противника на личности самого противника, причем, можно перечислять как его реальные , так и надуманные недостатки, стремясь перевести разговор на плоскость выяснения межличностных отношений. Например,
- Вы относитесь к числу людей, которые, овладев наукой, не оплодотворили ее.
“Неграмотные вынуждены диктовать”,
"И на пляже у нудистов есть свои законодатели мод”.
“И иуды научились носить кресты”
“Мечта рабов: рынок, где можно было бы покупать себе господ”.
“Кто схватывает идею, как насморк, тому легко чихать на нее”.
“Цени слова. Каждое может стать твоим последним”.
“Глупость не освобождает от необходимости думать”.
“Велика сила ничтожества, ничто не одолеет его.”
Б) Перебивать оппонента, сбивать с мысли, возражать; например:
- Это, может быть верно в теории, но на практике все иначе!
“Дьявол не спит. С кем попало”.
“Не доверяйте восторженным слюнтяям. Слюнями восторга они могут вас оплевать”.
“В раю должно быть все. И ад”.
“ Не удобряйте умственные пустоши”.
“Жаль, что в рай везут на катафалке”.
“За дешевку людишки охотно платят дорого”
“То, чего невозможно вообразить, часто можно купить.”
5) Использование психологических методов воздействия, реализуемых на бессознательном уровне. Это наиболее опасные метода, основанные на незаметном проникновении в психику человека.
А) Зомбирование – направленная обработка подсознания, ориентированная на безоговорочное подчинение приказам.
Б) Гипнотический транс, который может быть использован в различных целях:
- допроса;
- пересылки тайной информации (создавая амнезию на представление, объекту сообщают некую информацию, которую он сможет передать “хозяину” под гипнозом, после внушения ему слова или фразы-пароля);
- дезинформации;
- программирования объекта на нужное поведение и др.
6) Технотронные методики:
- нижепороговое аудио раздражение;
- нижепороговая видео стимуляция; ультразвук;
- инфразвук;
- сверхвысокочастотное неионизирующее излучение;
- торсионное излучение.

Только перечень методов психологического воздействия, приведенный в п.5 (без использования технических средств, что весьма условно) и в п. (технотронные методики), заставляют задуматься…
В этой связи возникают следующие вопросы:
-  как выявлять такое воздействие? Тем более, что оно может касаться не простых кухарок, а высоких государственных чинов, и речь может идти не о супружеских интригах, а о противодействии, например, линии президента, государственной безопасности и т.п.;
- какие правовые нормы должны регулировать применение, например, психологических методов воздействия, их уровень;
- какие правовые последствия должно иметь применение технотронных методик.

Цель настоящей  статьи – это обсуждение СОСТОЯНИЯ, ПЕРСПЕКТИВ  И ПРОБЛЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ, т.е. – постановка вопросов, а не ответы на них, поэтому вновь обратимся к упомянутой психолингвистической экспертной системе ВААЛ.
Система ВААЛ является техническим средством, реализованным в виде многоканального текстового  редактора, которое может находиться в руках как добросовестных, так и не добросовестных людей, например - журналиста “средней руки” или коррумпированного чиновника, претендующего на место депутата в госдуму и т.п.
Качественный уровень технической системы ВААЛ в настоящее время значительно уступает уровню возможностей мастеров НЛП, которые могут оказывать эффективное речевое  воздействие.
Несмотря на это, нельзя недооценивать научно-технический  прогресс и темпы развития компьютерных технологий.
Система ВААЛ является психо-лингвистической экспертной системой. Основное ее назначение - оценка воздействия  на подсознание  человека русскоязычных  текстов. Она также позволяет:
1) составлять тексты с требуемыми характеристиками воздействия;
2) оценивать  воздействие  на подсознание человек отдельных слов русского языка;
3) настраиваться на различные социальные к профессиональные группы людей, которые могут быть выделены по используемой ими лексике;
4) оценивать эффективность речевых коммуникаций.
5) выявлять (в определенной степени) факт и качество нежелательного информационно-психологического воздействия.
Таким образом, появление технических средств, которые могут быть задействованы в нежелательном информационно-психологическом воздействии, темпы развития компьютерных технологий и научно-технический  прогресс заставляют обратить самое серьезное внимание на поставленные в статье вопросы.