Милочка глава 4 прощай Милочка часть 1-8 выживание

Дудко 3
МИЛОЧКА

ГЛАВА  4  ПРОЩАЙ  МИЛОЧКА

ЧАСТЬ 1-8   ВЫЖИВАНИЕ



  Мы с Милочкой в течение этих двух лет перезванивались ежедневно. Стэлла, когда дарила мне на день рождения - новый мобильник, оформила карту так, что одним из указанных номеров можно было пользоваться за 50 % оплаты. Этот номер был - мой. Поэтому я могла позволить себе говорить по времени дольше, чем с другими абонентами. Милочке мало кто звонил: - одна подруга - Люся - соседка по дому, где раньше Милочка жила с Володей, и ещё две подруги с прежней работы, из Дзержинска - Люся Прошина и Галя. Люся Прошина уже умерла. Так что, звонков в квартиру к Милочке поубавилось...

  Конечно, звонили многие родственники с Володиной и с нашей стороны. Но на обычные их расспросы Милочка отвечала однозначно - "Нормально...".

  И только со мной она позволяла себе расслабиться и пожаловаться - на свои боли, на своё одиночество и рассказывала мне о своём одиноком житье -бытье.

  Она рассказывала - где и как сильно у неё болит. Как он не может уснуть ночами, пока не найдет такого положения тела, в котором боль на время могла притихнуть, затаившись, и только тогда Милочка задремывала тоже.

  Она рассказывала о том, как просыпаясь в одинокой квартире, она долго уговаривала себя попробовать встать, и ждала, когда совсем рассветёт. А рассвет наступал медленно. И за серым окном, медленно светлеющим, постепенно проявлялись и делались всё контрастней - верхушки деревьев. В окна 5-го этажа были видны только их верхушки и - больше ничего. И так - каждый день, неделя за неделей - за окном только верхушки деревьев и никакой другой живой жизни... Даже птицы редко летали на такой высоте...

   В результате Милочка оставалась дома совсем одна. Пока у неё были силы самой передвигаться, как-то всё обходилось. Но вот частые повторяющиеся приступы подагры могли обездвижить её на неделю, а то и - две. Превозмогая боль, она, одной рукой толкала впереди себя табуретку на случай маленькой передышки, а сама, поочередно опираясь на мебель, стоявшую вдоль стены, потом - на ручку двери - ползла до туалета, или до входной двери, если кто-то звонил в дверь.

  И, хотя, устав от не проходящих болей и одиночества, она иногда просила у Бога прекратить её страдания и забрать её к себе, она всё-таки очень хотела жить и надеялась на чудо.

  А мне по телефону говорила - "Ну хоть бы на немножечко ушла боль, чтобы почувствовать, что я ещё живая и - на этом свете... Как ты думаешь - это ещё может случиться?"...

  А я в ответ искала слова, которые поддержали бы её, и помогли ждать этот несбыточный период поворота к лучшему...

  Милочка терпеливо ждала, но очнувшись ранним утром от тревожной ночи, она в сером окне  опять и опять видела только всё те же верхушки деревьев и просвечивающие сквозь них - клочки неба...

  Ища способы - как убежать и забыться от боли, она не знала чем заполнить медленно текущее время. Телевизор оставался включенным целый день. На экране кто-то о чем-то говорил. Слова перемежались с музыкой и песнями. Порой всё это сливалось в какой-то единый гул, шум, теряющий смысл, но этот шум помогал поддержать иллюзию того, что Милочка - не одинока в этой пустой квартире. Там за экраном - была чужая жизнь, которая какими-то порывами чужой энергии врывалась в её одиночество, но облегчения не приносила.

  Не знаю - то ли кто-то Милочке подсказал, то ли она попросила, но однажды в её руке появились маленькие круглые пяльцы, нитки и кусок материи из канвы с нанесенным на него рисунком для вышивки крестиком.

  Она попробовала. Сначала ничего не получалось. Левая рука - не работала, а одной рукой ни пяльцы не удержать, ни нитки в иголку вдеть...

  Я до сих пор не могу представить - как это у неё получалось, но она приспособилась и научилась вышивать в этих не приспособленных для любого труда - условиях.

  Одним обязательным условием было то, чтобы материя с рисунком должна была быть "твёрдой" и рисунок был бы уже нанесён на разграфленную материю в виде клеточек.

  Иногда продаются такие заготовки для вышивок, на которых сам рисунок выполнен на прилагаемом листе бумаги и - переносить его на материю нужно каждый раз рассчитывая клеточки на материи. Вероятно, технология нанесения рисунка сразу на материю, каким-то образом делала её не мягким лоскутом, а не сминающейся картинкой. К тому же материя была - плотной канвой. Это позволяло Милочке - не пользуясь пяльцами, класть часть рисунка на коленку, затем больную руку укладывать на эту часть вышивки, прижимая её, чтобы она не упала на пол, а правой рукой - вышивать. Клеточки для вышивки были миниатюрными. Чем меньше они были, тем больше готовая работа была похожа на ожившую картину, выполненную чем угодно, только - не нитками.

  Не знаю - как это получалось в таких условиях, но в результате это были не вышивки, а именно - искусно выполненные картины, от которых невозможно было отвести глаз. Они завораживали. Это были пейзажи, напоминавшие виды их деревни - Шимардино, или - очаровательные кошки или щенки, а порой - цветы, собранные в букетах, или стоящие в вазах. Самой Милочке очень нравились ландыши, которые она вышивала для Марины. Серёже она вышила то ли - корабль, то ли - парусник (я запомнила только по её рассказам, а самой увидеть не пришлось).

  Интересно было слышать, когда она мне говорила по телефону - "Сегодня я уже вышила собачьи глаза, и они на меня - смотрят, как живые...".


  Вышивки давались Милочке с большим трудом, но именно они позволяли ей немного отодвинуть боль на второй план. Она говорила, что её боль можно победить только - заставив себя привыкнуть к ней, приучиться - терпеть её. А вышивка помогает ей в этом непосильном занятии.

  В наших телефонных беседах, поскольку она уже многое происходящее в её жизни - предавала забвению (по - попросту просто - забывала), она после рассказа о своих болях и переживаниях, каждый раз говорила мне - "Знаешь, я всё время забываю - какую по счёту я уже в этом годы вышиваю картинку, чтобы не забывать, я всё - записала. Сейчас тебе прочитаю..."... И она мне в очередной раз зачитывала перечень вышивок и - кому она их подарила.

  Катя, приезжавшая из Америки на Милочкин юбилей, увезла одну вышивку - с собой на память, какую-то картину Мила подарила Марине. Одна вышивка и дорожка - достались на память подругам из Дзержинки, которые ухаживали за могилками наших родных на старом поселковом кладбище.

  Милочке было так приятно услышать, что Галя из Дзержинска её подарок вставила в застеклённую раму и повесила на стену, то же самое хотела сделать и Марина с вышивками Милы.

  Уже в конце октября Милочка передала со Стэллой и мне на память вышитое её рукой изображение храма на фоне окружающей зелени деревьев. А верхушки часовен и сам храм сзади обрамлял розовый закат, сливающийся с вечерним небом.

  Картина была маленькая, всего - 16 Х 20 см. Каждый крестик был величиной с булавочную головку.

  На краю канвы была выбита надпись, которую я с трудом прочитала через лупу. Она гласила (любители вышивания поймут)...

  " МАТРОНИН ПОСАД.
  А далее... Рекомендуется вышивать в две нитки.
  Gamma - 415: 302: 967: 970: 310: 613: 614: 29; 3219
  Арт. 480 16 Х 20 Разработано и произведено - "Матренин Посад"
  Оптовая продажа: фирма - "Гамма". Тел. (495) 784 - 77 - 78, 741 - 70 - 07.
  И далее - значки, означающие - не мочить. Не стирать, не гладить".
   
  Милочка сказала - "Вот и от меня останется тебе маленькая память".
   
  При её жизни, прощаясь с ней, я подарила ей маленького фарфорового ангелочка. И вот теперь последним моим подарком становятся эти четыре Главы, посвященные моей Милочке...