Милочка глава 4 прощай Милочка часть 1-13 последни

Дудко 3
МИЛОЧКА

ГЛАВА 4  ПРОЩАЙ  МИЛОЧКА

ЧАСТЬ  1-13  ПОСЛЕДНИЙ  ДОЛГ  БЛИЖНЕМУ
   
  Странное дело... Человек ещё жив. И до последнего его вздоха неизвестно - сколько ему ещё отпущено прожить дней на этой земле, мы все, зная, что это произойдет уже скоро, шепотом обсуждали - что нужно предусмотреть заранее, ещё - до...

  Оказалось, заранее нужно было решить целый ряд проблем, о которых вообще-то нужно было вспоминать не в последний момент.

  Для нас всех насущным оказался вопрос, связанный с местом захоронения Милочки.

  За эти годы изменилось очень многое - в законах, правилах и порядке организации похорон и - трудных процедур для тех, кто остался в живых и отвечает за достойные проводы.

  Наши первые трудности начались - с выбора кладбища. В отличие от многих других, у нас и у родственников Милочкиного покойного мужа, есть свои семейные захоронения. Ещё при жизни, когда с Милочкой заговаривали на эти темы, она высказывала пожелание - лежать в одной могиле с любимым мужем - Володей.

   Сейчас установлен срок подзахоронения - 15 лет. А со смерти Володи прошло только - 10 лет. Рядом с Могилой Володи похоронена его мама. Года разрешали, но...

  У Володи есть ещё три сестры: Соня, Катя и Зина. Володя был единственным сыном, остальные - дочки. Поэтому в семье его всегда выделяли - как единственного мужчину в женском коллективе. Мама, конечно, ожидала увидеть невестку по своему вкусу. Милочка ей не понравилась сразу. Не то, чтобы не понравилась. Дело в том, что они с Володей познакомились, учась в стоматологическом институте на первом курсе. Любовь вспыхнула неожиданно и закружила их молодых в пьянящем вихре чувств, которые они скрывали от всех близких. В результате - встречи, пропуски лекций, неуды и - заброшенная учеба. Поженились тайком, чему наша семья способствовала и была свидетелем...

  Короче, Володя привел Милочку и представил родным в большую комнату в бараке, где жили с мамой все три его сестры с мужьями.

  Об учебе в институте пришлось забыть. И Милочка и Володя пошли работать... Естественно, мама Володи была не просто расстроена, она во всей этой ситуации обвиняла Милочку.

  Когда барак расселяли, свекровь поехала жить в новую отдельную квартиру вместе с любимым сыном и Милочкой. Милочка всячески старалась быть и была - любящей заботливой женой и невесткой. Ссор не было. Но на протяжении всех совместных лет свекровь в своих отношениях с Милочкой была строга и молчалива, как будто затаила укор и невысказанную обиду за неправильный выбор сына.

  Старшая сестра - Соня, характером была и остается в мать. Видимо, продолжая её настроение, она против того, чтобы Милочку похоронили рядом с Володей - в могилу матери. Младшие сестры хотели уговорить Соню... Но, неожиданно, ещё будучи в памяти, Милочка сама сказала, что лежать в одной могиле со свекровью - не желательно...

  Милочке остался выбор - между могилкой свекрови и - "родовыми" могилками близких кровных - матери, отца, брата - Бориса и бабушки по отцу, находящиеся на старом кладбище - в подмосковном Дзержинске.

  Стыдно сказать, но наша семья, озабоченная болезнями и всякими другими трудностями стала посещать эти могилки реже, чем должно было это быть. И Милочка, будучи уже очень больной, добиралась сама до этого кладбища. В Дзержинске жили три её близких подруги, с которыми она проработала всю жизнь вместе в одной лаборатории. Одной - Люси Прошиной уже нет в живых. А две других встречали Милочку во время её приездов в Дзержинск, сопровождали её к месту упокоения родных. А в её отсутствие навещали и, по возможности, заботились об этом нашем участке.

  И в последние дни жизни, когда опять был затронут этот вопрос, Милочка неожиданно сказала, что, если не позволят под захоронение к Володе, её желание останавливается на родовом участке старого кладбища в Дзержинске.

  На этом варианте остановились и все родственники - со стороны Милочки, и со стороны Володи.

  Будем надеяться, что Милочка с Володей в любом случае встретятся в потустороннем мире. А может быть - уже?

  Но для того, чтобы похоронить на этом кладбище ещё кого-то из родственников, нужно иметь паспорт на этот участок. А его-то и не было. Последнее захоронение (нашей мамы) было в 1998 году. Документы на участок находились у Серёжи и Милочки. Но, видимо, во время переезда на другую квартиру - были утеряны...

  В общем, с этой проблемой нам удалось справиться. С тем, чтобы переоформить теперь этот участок - на Стэллу, нужно было представить в собес г. Дзержинска доказательства, что мы - родственники ранее захороненных на этом участке.

  Мы собрали документы:

  1. Справки о смерти всех уже захороненных на этом старом кладбище - Степановых: Мариамне Алониевне, Владимире Васильевиче, Нины Николаевны и Бориса Владимировича.
  2. Свидетельство о моем рождении, где указано, что я - дочь Владимира Васильевича и Нины Николаевны Степановых.
  3. Свидетельство о рождении Людмилы Владимировны, где указано...
  4. Свидетельство о браке Степановой Ираиды Владимировны и Дудко Виктора Анатольевича - (подтверждает смену фамилии).
  5. Свидетельство о рождении Стэллы Викторовны Дудко, где указано, что она дочь...
  6. Свидетельство о браке Стэллы Викторовны Дудко с Юрием Викторовичем Ануфриевым (смена фамилии...).
  7. Свидетельство о браке Ануфриевой Стэллы Викторовны с Горбуновым Александром Ивановичем (смена фамилии...).

  Таким образом - 11 документов. Отыскали все документы, кроме главного - свидетельства о моем дне рождения. Правда нашлась копия этого свидетельства.

 
   
 
  Когда мы с Милочкой не раз в долгих телефонных беседах затрагивали тему похоронных обрядов, она всегда вспоминала, что наша бабуся ещё задолго до своей кончины в комоде хранила заветный узелок. В узелке хранилась одежда, предназначенная для проводов в последний путь...

  А мы, ещё будучи в силах - самостоятельно подготовиться к этому далёкому путешествию, ничего такого не предприняли. Кто-то нам даже рассказал, что в Храме спасителя есть в приходе много разных лавочек с церковными книгами, иконами и т. д. В том числе там можно купить всё, что полагается иметь на последний день и час жизни...

  Оказывается, одежда вся должна быть новой. У Милочки было новое платье, которое она одевала только один раз - на своё 70 - летие. Но оно было чёрное, лишь с небольшим белым орнаментом на груди. Я высказала свое мнение, что - в черном не хотелось бы её видеть...

  Всё, что касалось оформительской стороны похорон, заказывала Стэлла в Морге. Приехала оттуда расстроенная и возмущенная. Тот агент, который оформлял заказ, куда-то спешил, так как его рабочее время заканчивалось. Поэтому всё время торопил Стэллу, не давая подумать или что-то решать самостоятельно. Поэтому всё было оформлено впопыхах и наспех.

  А ведь заказывать нужно было много чего, в том числе и одежду.

  Платье предложили только бардового цвета, что-то ещё Стэллу не устраивало. Но она ничего уже не могла изменить. Осталась только обида от грубого и бездушного отношения этого агента. Или они все заелись - эти работники похоронной службы, или - этот человек был исключением из правил - не знаем, но горечь после общения с ним осталась...
   
  Поскольку приехал Серёжа, все основные документы теперь должны оформляться на него, как на самого ближайшего родственника - сына.

  Обязанности разделили так: Марина с Серёжей должны были получить справку о смерти в районном ЗАГСе и привезти её в Дзержинку. Стэлла в этот день с утра уже уехала туда.

  Предварительно наши друзья в Дзержинске - Смирновы сходили в СОБЕС и уточнили порядок оформления свидетельства на кладбищенский участок.

  Может быть поэтому, когда Стэлла с кучей этих документов приехала в СОБЕС, ей молча, не заглянув в папку с документами, выдали паспорт на этот участок...

  Приятно, что кто-то ещё работает на принципах "доверия", понимания и сочувствия...
   
   Получив паспорт на наш кладбищенский участок, она ждала Марину с Серёжей со справкой о смерти Милочки, на основании которой будет выдано разрешение на захоронение. Но они не приехали. Оказалось, когда они приехали за справкой в МОРГ, обнаружилось, что - в наших документах была пометка о том, что её лечили наркотиками. Имелся в виду тот пластырь, который мы с таким трудом выпросили и который, кстати - не помог. С них потребовали привезти медицинскую карту Милочки, чтобы убедиться, что наркотики были выписаны врачами, а не приобретены родственниками. Марина с Серёжей поехали в поликлинику, а когда вернулись с медицинской картой в МОРГ, им сказали, что они опоздали, так как отдел, выдающий справки о смерти работает только до 11 часов утра.

  Стелла, не дождавшись Марину с Серёжей, поспешила сама в кладбищенскую контору. Но там, тоже не стали без основного разрешения на захоронение оформлять остальные документы. Правда, приняли заказ на копку могилы и другие услуги. Естественно, провести похороны на 3-ий день теперь не успевали...

  На следующий день, наконец, удалось получить все справки полностью и оплатить все работы, связанные с похоронами, которые и были выполнены в срок.