Сельская жизнь

Вера Полуляк
Современная сельскохозяйственная техника вышла на поля в жаркие августовские дни. Новенькие комбайны совсем не похожи на старые величественные Нивы. Те, как корабли, торжественно, неспешно шествовали по полю. Современная техника передвигается быстро, едва успела сделать снимок. Комбайн на приличной скорости подъехал к самой кромке поля, стремительно развернулся и пошёл на новый круг.

Поля на Орловщине обрабатываются аккуратно, нет заброшенных, поросших бурьяном. Выращивают и пшеницу, и рожь, и какие-то новые культуры, которые раньше в этих краях не водились. Землю обрабатывают крупные сельхозпредприятия, которые пришли на смену колхозам и совхозам. С техникой у новых хозяев проблем, похоже, нет. Обрабатываются поля по последнему слову науки, урожаи собирают неплохие.

А бывшие колхозники и их потомки перестали выращивать даже картошку. Видимо, нет у них в этом необходимости. Коров, свиней держать перестали. Изменилось лицо деревни до неузнаваемости. За молоком и мясом ходят жители деревни в магазин, на работу ездят в города. Почти у всех – свои машины.

Картошку им сажает агрофирма, которой в распоряжение передали люди свои земельные паи, доставшиеся от развалившегося в 90-е годы колхоза. Зачем сажать самим, если там и посадят, и окучат, от сорняков и жуков обработают.

В былые годы картошку сажали на деревне все – и лошадью борозды тянули, и трактором распахивали. Всё лето ухаживали за ней, по осени убирали, перебирали, ссыпали в подвалы и погреба.

В моих родных краях было ещё принято часть урожая закапывать на зиму в яму. Делали прямоугольную или квадратную ямку, глубиной в штык лопаты. Туда засыпали перебранную картошку, так, чтобы яма заполнилась с горочкой. Сверху укрывали большим количеством хорошей свежей соломы, то ли ячменной, то ли ржаной. Я этого уже не помню. Да и не знала толком, только видела, как делается. Поверх соломы насыпали землю. Сколько – познавалось с опытом.

Эту невероятно тяжёлую работу выполняли и 80-летние бабушки, оставшиеся одни. Не так уж и нужна им была эта картошка, но не мыслили они для себя жизни другой.

По весне яму открывали. Если всё было сделано правильно, картошка сохранялась хорошо. Теперь уж так давно никто не делает.

Жизнь деревенская изменилась – что-то в лучшую сторону, а что-то ушло навсегда…
В большинство сёл Орловщины провели природный газ, не нужно стало заготавливать дрова и уголь.  Дома начали строить со всеми удобствами. Живи и радуйся! Но нет работы на селе. Стоят заброшенными бывшие фермы колхозные, им повезло значительно меньше, чем полям – оказались совсем никому не нужными. Работников агрофирмы к месту работы доставляет из города автобус. А деревни пустеют. Многие дома используются лишь в качестве дач.

…Новенькие комбайны круг за кругом обошли всё поле. Работали до глубокой ночи, стараясь не упустить время, не потерять урожай. Погода переменчива, как и сама сельская жизнь…