2-2. Письмо на фронт из блокадного Ленинграда

Надежда Мартынова45
Дорогая реликвия,- письмо моему папе, Иванову Анатолию Ивановичу,  на фронт из блокадного Ленинграда весной 1943 года (?), от его тёти и крёстной  Блиновой Екатерины Сергеевны.



                " Родное моё Солнышко!
         Я очень рада что ты здоров и бодр и от души поздравляю тебя с заслугой( наградой ) от нашего Правительства, то есть с медалью и желаю,чтобы ты заслужил не одну, а несколько.Я так рада за тебя, родной мой,что ты стараешься работать,начальство оценивает твою работу.Дорогой Толечка, кончайте войну скорее,она так тяжела для всех, что нет слов объяснить.
         
         Несмотря на всё это, жизнь в Ленинграде налаживается.Много лучше стало по сравнению с прошлым годом,смертность снизилась на 90%. Но самое страшное, что осталось, это что немец  бомбит и бьёт из дальнобойных, разрушил весь Ленинград до неузнаваемости. Заводы и фабрики вывел из строя, не работают, и дома без рам,  и без стёкол весь Ленинград. У меня два раза выбило стёкла, живу как на даче,  температура  воздуха одинаковая с улицей.
         
         Разыскала меня  Мария Андреевна Амбарова и удивилась, что я осталась в Ленинграде одна.У неё Лиля уехала с мальчиком, с очагом( с яслями), а она осталась смотреть за квартирой и работает дворником в своём доме, её адрес на всякий случай, проспект Римского - Корсакова дом 14 кв 6.
       
         Я в церкви встретила Наталию Михайловну, у неё Володя умер,Вера в Москве, а Маруся и Тоня живут с ней, адрес Столярный переулок дом 5, а квартиру  я забыла,и  больше никого не осталось.
       
         Мама пишет редко, от Кати( жена папиного брата, Виктора) получила два письма, а от Вити ни одного за 7 месяцев и не знаю как он доехал, жив ли.Катя о нём ничего не пишет, беспокоюсь очень, как он, добрался или нет.
 
         Родной мой, ты мне не ответил,как мне поступить с твоими вещами, я теряю голову окончательно, хочется сохранить всё до твоего приезда.Шубу  Васину( умершего в блокаду мужа)* с бобровым воротником и шапкой, оставила для тебя. Два костюма его тоже тебе, часы с цепочкой золотые( вот чьи часы!, а я думала, что деда Ивана),бельё и вообще всё берегу тебе, только бы сохранить до твоего приезда, мебель и ту берегу для тебя.

         За меня не беспокойся, я уже отъедаюсь и чувствую себя лучше, не хватает жиров и сладостей, поэтому у меня отёки тела, а особенно лица.Работаю я на мельнице  им. Ленина( с октября 1942 года), за Невской заставой, иногда немчура вредит трамвайную линию и идёшь пешком туда и обратно.

         На работе варим кашу и печём лепёшки, в бригаде я в хорошей, всё молодёжь, они меня зовут мамочкой и очень любят меня.Устроил меня Василий Михайлович, Матрёшин зять,он у нас начальником элеватора, никто не знает, что он мой знакомый.
 
         Зарплата у меня 170 рублей натягиваю, пока хватает. Но деньги у нас стали дороги,купить всё можно на деньги,хлеб и тот стал от 20рублей до 10рублей у военных.Милый Толюшка,твои деньги я употребила на дело, по желанию мамы подала на поминовение папы за 6 месяцев, 200рублей, а сто рублей осталось.
      
         За квартиру не платила, потому что квартира мобилизованного не оплачивается, только пришли мне  документ, что ты служишь. Квартира занята под Красный уголок, но я ходила и просила освободить её и мне пообещали это сделать. Вещи, вся мелочь перенесена в маленькую комнату, в большой осталось трюмо,столы письменный и столовый, стулья, остальное всё в маленькой комнате  заперто.
 
         Квартира отапливается,сама управдом в больнице лежит, я говорила с дворником. Дорогой мой, пришли документ, и я схожу ещё раз и постараюсь всё сделать.Милый Толюша, ты как чужой, не напишешь, что тебе надо прислать, может тебе надо белья, и что надо.
   
         Я могла бы послать посылку, военным, говорят, можно посылать.На свой риск я посылаю тебе с твоим товарищем кое-что.Может быть это и не надо, но я всё-таки решила послать документы, бумажник, бритву, носки 2 пары, 2сетки-рубашки,мыло для бритья, мыло туалетное 2 куска,перчатки,ремень, помада,нитки для штопки,2 катушки чёрная и белая, больше  ниток нет, гребёнку Василия Даниловича, он её очень любил.

         Наверное будешь смеяться или ругать, но теперь уже поздно.На сетках и носках сделала не метки, но пометки, не могла сделать метки, потому что холодно очень.Пишу письмо в шубе и перчатках, застыла грудь, так и сжимает от холода.Но теперь время к теплу идёт,зима у нас была тёплая, сиротская и, по всей вероятности, ранняя весна. Уже снег тает, лёд скалывают, подсыхают панели и чувствуется настоящая весна.

         Дорогой мой, скучно очень. Знаешь, пока живы родные,хотя бы в будущем,привёл бы Господь  встретиться и быть всем вместе. Какая была бы радость!

         Золотко моё, бейте проклятого немца как можно крепче! Лично я, и  то вырвала бы зубами кусок его  проклятого тела, из-за него так страдаем и мучаемся! Толюнчик, родной мой, напиши, пишут ли мама,Катя тебе?

         У нас тут одно время почта, не доносила писем, бросали где попало, на окнах первых этажей или на ступеньках лестниц. В потёмках их топтали ногами, а потом находили письма грязными и не могли прочитать.Но теперь лучше, письма опускают в кружку, дело налаживается,почтальоны были дистрофиками,а теперь уже  бегают.

         Солнышко моё, пиши чаще, не сердись, что я пишу редко,по возможности и я буду писать чаще.Условия ужасные,и сейчас пишу письмо,а летают немецкие аэропланы, их обстреливают наши зенитки.Вот и жди каждую минуту смерти.Господь меня хранит,были два раза под сильным обстрелом,а спрятаться некуда было,но осталась жива.

         Дорогой мой,молюсь за всех вас,прошу Господа дождаться с вами встречи и потом умереть.Гуленька моя дорогая,Господь тебя хранит, будь здоров и пиши чаще.Пока,всего хорошего и возвращайся в свой родной Ленинград.Забыла написать,что Петя, мой родной брат,овдовел и ещё женился, чувствует себя бодро.
 
         Дорогой, целую тебя крепко крепко, напиши как поступить с вещами. Твоя крёстная, Блинова.


*Блинов Василий Данилович, (1878- по удостоверению)1882 г. р. Место проживания: наб. р. Пряжки, д. 56, кв. 19. Дата смерти: 18 ноября 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 3)- подтверждение получила по телефону.
Из письма узнала,что Василий Данилович умер в ноябре, позже дедушки Ивана, умершего в феврале 1942 года.
    Иван Иванович Иванов, в Блокадной книге памяти  том  №11 на 381 странице есть запись об этом.http://www.proza.ru/2015/04/14/1659
         Жил по адресу улица Петергофская в доме  №3  кв. №39, только год рождения указан в книге  не верно, записан 1872, а надо 1878год.
Похоронен на Пискарёвском кладбище.http://www.proza.ru/2018/03/07/2076




по ссылке к главе 3 - http://www.proza.ru/2015/04/14/1708