Не сотвори себе кумира...

Павел Клочев
... Молодости, как ни какому другому периоду человеческого бытия, свойственна категоричность в суждениях, так же, наверное, как и безграничная вера в мудрость своего начальника, наставника, учителя, командира.
... Попытаюсь рассказать о том, как в один момент рухнуло моё уважительное отношение к одному из начальников отдела милиции...
... Конец восьмидесятых, долгожданный июнь после многомесячной зимы в одном из посёлков Кольского полуострова. Я - молодой, но уже познавший вкус раскрытия преступлений опер (впрочем, как и горечь нераскрытых, что даёт опыт и закалку становления сыскаря не в меньшей степени). По окончанию оперативки, получив напутственное начальничье: "приступить к работе", расходимся по кабинетам. Гремя дверцей сейфа достаю дела с которыми планировал поработать, да не тут то было... Распахивается дверь кабинета- на пороге дежурный по отделу старший лейтенант с вопросом: - Паша, Коновалова с камеры себе не забирал? Видя моё недоумение, а скорее всего то, что я в кабинете один, не дождавшись ответа, дежурный испаряется. Гоня от себя дурные мысли, выхожу в коридор и вижу, как дежурный с аналогичным вопросом обращается во все кабинеты расположенные справа от моего. Короче случилось то, что неизгладимым негативным пятном на долгие годы ложится на отдел милиции: побег арестованного из-под стражи. Нерасторопный сержант- недотёпа, будучи в дежурной части один (все находились на оперативном совещании), выпустил из трёх камер "сидельцев" всех сразу. Кто, пардон, на "дальняк"- в туалет, кто моется, кто с кухни в камеру утренний чай-хлеб заносит. Отвлёкся помощник на телефонный звонок буквально на секунды, но их было достаточно, что бы один из арестованных, спокойно и не суетясь вышел из коридора камер и прошёл мимо - в вестибюль отдела, а затем и на улицу. Ну, тут и закрутилось!... "Хватай мешки - вокзал отходит", короче - ЧП с незамедлительным сообщением в Управление. Начальником отдела тогда был э-э-э, ну, пусть будет - Георгий Николаевич: крепкий, властный и уже ставшее правилом для Терского РОВД - иногородний "варяг". После выставления постов перекрывающих выезды из посёлка, даёт мне указание - единственному на тот момент оперуполномоченному розыска - прыгать в его автомашину вместе с приданным мне сержантом и везёт нас в наиболее - на его взгляд - перспективное место, где может объявиться сбежавший. По его умозаключению, должен сбежавший объявиться за 30 км. от посёлка в поморской деревеньке, в нежилом доме его покойных отца с матерью (?!)...
... В дороге, соблюдая субординацию, осторожно высказываю начальнику своё недоумение по поводу предполагаемого места засады и привожу доводы, что неплохо было бы мне в посёлке поработать, на что слышу резкое: - Нам виднее! Выполняйте приказ! ... Скрытно, лесным массивом, приблизились с сержантом к дому, проникли на придворовую территорию, нырнули в летнюю скрипучую кухню, где и затаились. Сидим, как мыши под веником, сквозь щёлки ветхого строения на навесной замок на дверях любуемся. Помню обиду свою в душе: - Что же это?... Неужто толку от меня в посёлке было бы меньше? Там то - кто работать будет "на земле"? В засаде то и любой толковый сержант управится... К вечеру комары грызть начали - не отмахнёшься, а ночью белой - "дуба" от холода давать стали, север небось... Конечно же, не объявился сбежавший - не дурак был. Утром, часов в 10 забрал нас начальник и растерянности своей уже скрыть не смог, да и гонорок поубавил: - Из УВД сегодня прибудут - раздачу подарков от Санта-Клауса организовывать будут... Что делать дальше будем, Павел? - спрашивать стал. Выдавая зубную дробь (долго и в машине согреться не мог), прошу к отделу подвезти. Там узнаю все подробности побега и что сбежавший Коновалов с неким Новичковым в одной камере сидел. Выдёргиваю Новичкова - неоднократно судимого, к себе в кабинет, а знал его неплохо: пересекались ранее - отношения с ним были доверительные.
Новичков сидел за "подрез" - был доставлен в отдел из СИЗО на "закрытие дела". Когда его в кабинет завели и я увидел, что он сдерживает улыбку, ёкнуло радостно моё сердечко, почувствовал, что не бесплодной будет наша беседа. Не стал он темнить на мои вкрадчивые расспросы, а заявил сразу: - Дам тебе, дядя Паша, расклад где прячется Коновалов, но при одном условии: после задержания сбежавшего - выпустите меня до суда "под подписку"...
Сам я такие вопросы не решал, а по сему, оставив сержанта присматривать за Новичковым - к начальнику. Излагаю условия Новичкова, начальник побагровев, аж подпрыгнул, услышав о возможности скорого задержания сбежавшего. - Кто дело ведёт Новичкова? - спрашивает. Докладываю: - Следователь Дьячков. Вызванный следователь, в кабинете начальника, встревоженный, в струнку тянется. Начальник спрашивает его , может ли он Новичкова под подписку отпустить до суда. Последний недоумевая отвечает, что в принципе проблем нет - дело-то Новичков уже "закрыл". Начальник уже мне: - Давай, Павел! Можешь Новичкову подписку гарантировать, но только в случае задержания сбежавшего!.. Вернулся я в кабинет, перекурили ещё там с Новичковым, я ему - гарантию, он мне - в дымке табачном - название улицы и номер дома. Дом блокировали, входную дверь "с ноги" вынесли, а в коридорчике у умывальничка - вот он: голый по пояс Коновалов водные процедуры принимает. Коновалова после жёсткого задержания - в камеру, я же гоголем по отделу хожу поздравления знавших и догадавшихся принимаю... Дома, уже вечером, отрубился после бессонной ночи и активного дня, с сознанием выполненного долга и с улыбкой на устах.
Утром на оперативке начальник приказ по отделу зачитывает, а я сижу, тихо млею в ожидании... И после слов, что то там о том, что "...умело и грамотно, ...проявив оперативную смекалку позволившую в кратчайший срок установить местонахождение и задержать ранее неоднократно судимого преступника... наградить денежной премией... следователя Дьячкова (!?)..." Вышел я после оперативки как оплёванный. Плетусь к себе в кабинет, коллеги что-то успокоительное нашептывают, да и Дьячков - надо отдать ему должное - подошел, высказал так же своё недоумение данным приказом. Всё разъяснилось через некоторое время, когда в кабинет ко мне зашел начальник отдела милиции Георгий Николаевич.
Он-то в глаза мне глядя и выдал тогда злорадненько следующее, вальяжно усевшись на стуле: - Впредь тебе наука, лейтенант: меньше "вякать" - пререкаться со мной на оперативках будешь!...
Всё...
... Сколько лет прошло, а ощущение гадливого недоумения и брезгливости, осталось...