Как летчикам подарили самолеты

Татьяна Васина 3
Перед Днем Победы и в этот замечательный праздник принято вспоминать и ветеранов войны, и ветеранов труда, трудившихся для того, чтобы приблизить Победу. Фронт и тыл еще больше сближала забота народа о технике для воинов, не щадивших свои жизни на фронте. Повсеместно в СССР было принято собирать средства для строительства танков, самолетов и другой техники. Труженики Советской Татарии тоже не были в стороне от этого славного начинания. За годы войны ими было собрано 262 млн.р., которые были потрачены на строительство танковых колонн «Красная Татария», «Колхозник Татарии», бронекатера и бронепоезда, на вооружение 202-й бомбардировочной авиадивизии им. Верховного совета ТАССР, сформированной на территории Татарской автономной республики. Все самолеты Пе-2 этой дивизии имели надпись на фюзеляже «Совет Татарстаны».
Зеленодольские комсомольцы и пионеры в 1942 г. были в числе тех, кто собирал деньги для самолетов У-2, которые были затем переданы в 930-й Комсомольский полк ночных бомбардировщиков. Один из переданных в этот полк самолетов имел надпись на фюзеляже «Зеленодольский комсомолец».
О судьбе этого самолета уже было написано ранее. Теперь хотелось бы рассказать о том, почему именно У-2, и почему именно в Комсомольский полк были переданы именные самолеты, построенные на средства, собранные молодежью Татарстана во время Великой Отечественной войны.
Общеизвестный и довольно тривиальный факт, что во время войны в Казани был не один авиационный завод, а два. Это всем известный завод № 22 (КАПО им. С.П. Горбунова), выпускавший пикирующие бомбардировщики Пе-2, и завод № 387 (ныне Казанское Вертолетное объединение), строивший непрезентабельные фанерные У-2 (с 1944 г. По-2), прозванные еще до войны кукурузниками. Кто бы мог подумать, что во время войны этот легкий учебный самолетик станет грозным оружием, от которого спасу не было немецким войскам по ночам! Казанский авиационный завод №387 выпустил за годы войны таких самолетиков 11 тыс. Шли они в основном на вооружение авиационных полков ночных бомбардировщиков. В 1941 – 1945 гг. на Советско-германском фронте было около 80 таких полков. Во многих из них летали на самолетах У-2, произведенных в Казани и на заводах рядом с ней: №494 в Козловке, № 471 в Шумерле.
Дело в том, что еще задолго до войны по мобилизационным планам были разработаны планы эвакуации предприятий и их размещения в тылу там, где это было наиболее выгодно. Авиационные предприятия тогда организовывали там, где было производство фанеры, так как это был один из важнейших материалов советского авиастроения военной поры. Так что Поволжский фанерно-мебельный комбинат, начавший свою работу в июле 1929 г., был тогда предприятием стратегическим. Первый авиационный завод № 124 в Казани появился вслед за ним, в 1932 г.! Это уж потом Казанский авиазавод объединился с эвакуированным осенью 1941 г. из Москвы авиазаводом № 22 и перенял его номер.
Осенью1941 г. в г. Волжск республики Мари Эл из Рязани был эвакуирован авиационный завод № 168. До войны этот завод выпускал деревянные винты для самолетов и крылья для истребителей МиГ-3. (На МиГ-3 начинал, например, воевать трижды герой Советского Союза Александр Покрышкин.) В 1941 г. завод № 168 уже в Волжске перешел на выпуск 20-местных планеров КЦ-20, а затем начал строить учебно-тренировочные самолеты УТ-2М. Может быть, и У-2ВС тоже производили на этом заводе, так как потребность в этих самолетах была просто огромна: рядом в Чувашии, в Алатыре и Чебоксарах, с зимы 1941-42 г. в 29 запасном авиаполку скапливалось много «безлошадных» летчиков и штурманов, которых там учили ночным полетам и бомбардировке с У-2.
Летом 1942 г. в Чувашии появился еще один запасной авиаполк для подготовки и формирования полков ночных бомбардировщиков на самолетах У-2 – 46-й. Штаб 46-го ЗАП базировался в городе Алатырь, а вот сама летная подготовка происходила на аэродромах Канаш, Вурнары, Алатырь, Цивильск, Калинино, Ишлеи. Перегонять готовые самолеты с заводских аэродромов в Казани, Козловке и  Шумерле для формирующихся полков было совсем рядом – например, аэродром Калинино был примерно в 20 км. от Шумерли.
3 июля 1942 г.  в Алатыре по инициативе ЦК ВЛКСМ был сформирован Комсомольский авиаполк ночных бомбардировщиков, получивший номер 930. Уже 27 июля 1942 г. полк отправился на Калининский фронт. Воевать он начал в составе 211 ночной бомбардировочной дивизии  на том самом страшном Ржевском выступе, о боях на котором теперь говорят порой как о Ржевской битве.
Есть сведения о том, что церемония передачи именных самолетов У-2ВС лучшим экипажам 930 Комсомольского полка ночных бомбардировщиков, построенных на средства комсомольцев и пионеров Татарии 17 августа 1942 г. проходила на заводском аэродроме в Казани. Всего тогда было передано 6 самолетов и в их числе «Комсомолец Татарии», «Пионер Татарии»,  «Кызыл Татарстан», «Казанский комсомолец», «Зеленодольский комсомолец». Имя еще одного самолета утеряно. Татарский обком комсомола взял шефство над Комсомольским авиаполком и делегации комсомольцев Татарии неоднократно выезжали в полк с подарками, в том числе и с новыми самолетами. Летом 1943 г.  перед Белгородско-Харьковской операцией полку было передано 20 самолетов, в том числе уже со знакомыми именами «Комсомолец Татарии», «Пионер Татарии»,  «Кызыл Татарстан», «Казанский комсомолец», «Зеленодольский комсомолец». Полку так же было передано знамя Татарского обкома комсомола.
Самолеты и планеры, построенные с применением зеленодольской фанеры, немало способствовали приближению победы. Планеры, изготавливаемые в Волжске, Козловке, Шумерле возили грузы в партизанские отряды и высаживали десанты в тылу врага. У-2ВС, прозванные немцами за характерный звук двигателя «кофемолками», наносили точные точечные удары в ночное время по штабам, переправам, складам, скоплениям техники и железнодорожным объектам. В каждой воздушной армии, а их было 18, были либо дивизия ночных бомбардировщиков, либо полк. И ни у кого язык не поворачивался назвать У-2 или По-2 анахронизмом, а их экипажи летчиками-неудачниками – среди них немало Героев Советского Союза, заработавших своих награды упорным ратным трудом, боевыми вылетами и точным бомбометанием под разрывы снарядов немецких зениток. Был среди этих полков и один женский, гвардейский 46-й ( и он был не единственным женским авиаполком).