В поисках документов истории Крошни

Борис Дубман
       Крошня до 1958 года – село в предместье Житомира на берегу речки Крошенка, потом поселок городского типа, а с 1971 года – район города Житомира. В 1983 – 1992 годах на территории нынешней Крошни  старший научный работник Житомирского краеведческого музея археолог Александр Тарабукин обнаружил два древних поселения. Одно, относящееся к эпохе неолита (VI–IV тыс. до н.э.), было возле улицы Вацлава Длоугли, другое, периода развитого средневековья (середина XI – конец XIV века), – возле Прудного переулка. Здесь найдены кремневые пластинки, черепки глиняной посуды, глиняное прясло, железный серп и обломки стеклянных браслетов. Это говорит о том, что бывшее село Крошня появилось не на пустом месте, а имеет древнюю историю. 

       А что известно житомирским краеведам об истории Крошни в Средние века и её Новой истории  до середины XIX века? В книге Николая Кострицы и Руслана Кондратюка "Житомир" на странице 427: «Крошня, передмістя в північній частини Житомира. Відоме з XVI ст. як село приміської смуги». Все!

       В энциклопедии "Вулиці Житомира" Георгия Мокрицкого на страницах 374 – 378-й: «Крошня як окреме приміське поселення виникла не пізніше XVI ст. і належала давньому роду волинських дідичів Вороничів … . Вперше згадується у 1540 з приводу скарги земян Житомирського повіту Київського воєводства Вороничів на старосту села Федора Корецького, який  не дозволяє відстрілювати і ловити дичину в околицях села. У 1552 р. населення Крошні складало 7 чоловік.  Походження топоніму Крошня достеменно не відоме, але можна припустити, що він походить від назви виробництва, яке діяло у цій місцевості з давних давен. Йдеться про відобуток і крошіння каменюю. Адже в назві Крошні присутнє закінчення "-ня", яке в українській мові, як правило, означає певне виробництво … . Разом з тим, назва Крошні може мати й інше походження. … Отож, цілком вірогідно, що назва річки, а потім села пішла від основного роду занять місцевих жителів – лову риби крошнями. … Можливо, Крошня є антропонімом, і походить від прізвища Крошинський, Крошницький (Олександр Крошницький – слуга і урядник пана Самуєля Горностая, згадується в "Актовій книзі Житомирського градського уряду" за 1611 р.)».

       Начинаю поиск документов  в глубине давно минувших веков. В третьей книге записей «Литовской метрики», включающей документы 1440 – 1498 годов Великого княжества Литовского, изданной в Вильнюсе в 1998 году, на странице 89 нашёл описание села Крошня: «Къ Житомиру село Крошня. А в томъ селе данъниковъ три, а дани даютъ колоду меду без дву ведер; а два ведра меду залегло на пустовъскои земли. А полныхъ деи двадцать чоловека. Тые вси подымъщину дають, што озле пашуть. А тутъ же ловъцовъ четыри а пять слугъ; подымъщины не дають».

       Документ составлен на письменно-литературном западнорусском языке Великого княжества Литовского. Подымщина – налог в пользу местной администрации "с дыма", то есть с крестьянского дома, хозяйства. Ловцы – охотники. "Къ Житомиру село Крошня" - означает, что в XV веке село принадлежало Житомирскому замку, на содержание которого жители села платили налоги или дань. В случае опасности они укрывались в замке. Точная дата на документе не указана. Предполагаю, что это фрагмент утерянных материалов первой ревизии Житомирского замка 1471 года. Вторая ревизия проводилась в 1545 году. Это самое древнее из известных упоминаний о селе Крошня. Найденный документ я опубликовал 23 января 2016 года в моеём блоге "Журнала Житомира", после чего один из читателей внёс изменение в энциклопедию "Wikipedia", написав об этом в комментарии к моему сообщению. 
 
       Как видим, основное занятие жителей  Крошни в XV веке – земледелие, а не рыболовство. Двадцать человек "пашутъ", три пчеловода, четыре охотника, пять слуг. А крошением камня никто не занимается. Да он и через сто лет еще никому не нужен. Лесной край – все дома деревянные, все дороги грунтовые. Даже Житомирский замок построили из дерева. И не мог слуга и урядник Александр Крошницкий, живший в XVII веке, дать название селу в XV веке. Скорее наоборот, фамилия у него от названия села.  И  предки его не могли дать название Крошне, поскольку в XV веке Правобережная Украина  была еще в составе Великого княжества Литовского, а фамилии Крошинский и Крошницкий имеют для этой местности более позднее, явно польское происхождение. Да и селу никто не мог дать название в честь себя и своей фамилии, поскольку до XVI века оно вообще никаким помещикам не принадлежало, а название Крошня у него уже было. Остаётся последняя версия, что всеё же речка дала название селу. Оно было довольно большим по тем временам – двадцать семь крестьянских хозяйств. Поэтому уменьшительно-ласкательное название речки "Крошенка" могло трансформироваться в более солидное название села – "Крошня". 

       Наименование речки Крошенка возникло, видимо, из-за её относительно малого (крошечного) размера. Можно, конечно, предположить, что оно  пошло от слова «крошни», что означало плетённые из лозы корзины для ловли мелкой рыбы. А почему бы не предположить что от названия всякой рыбной мелочи, которая могла водиться в реке и которую в одних местах прозывали «крошица», в других – "крошница" (от слова – кроха)?  Это даже ближе к топониму речки. В Толковом словаре Владимира Даля при толковании слова "кроха" написано: «Крошица ж. рыба форель». На сайте интернета нашел такое сообщение: «… в Нарве местные рыбаки до сих пор ловят мелкую рыбку под названием "крошница", не подозревая, что это – разновидность форели».

       Первым владельцем Крошни в начале  XVI века стал земянин Ивашко Ворона, получив еёв собственность по жалованной грамоте от короля Александра. Земяне — категория военнослужилого населения (мелкие землевладельцы) Великого княжества Литовского и Польши в XVI—XVIII веках. После его смерти наследником села Крошня стал его сын Грицко Ворона. Брат его Стецко Ворона получил в наследство село Ловково (ныне село Левков). Об этом поведал королевский ревизор "дьяк господаръский  Лєв Патєи" 2 сентября 1545 года в материале его ревизии Житомирского замка. В составленном  им списке "всихъ зємян имєны, которыи сєлища дєржать": «Грицко а Стєцко Вороничи, именьа их: Трояновцы, Мокрятичи – отъчизна, а куплєноє Грицково на имя Шумско; в Макаровича такъжє, повєдають, отчизна, а выслужоноє имєньє Грицково жъ на Алєксанъдрє, короли, на имя  Крошня, отец єго Ивашко Ворона выслужилъ; а другоє имєньє, Ловково, отец Стєцковъ Гнєвош выслужилъ на короли Алєкъсандрє; людєи ихь двадцать и чотыри челвеки». Трояновцы – нынешнее село Троянов Житомирского района, Мокрятичи – бывшее село возле Троянова (ныне не существует), Шумско – бывшее село на правом берегу реки Гнилопять севернее нынешнего села Головенка (ныне не существует).

       Читаем далее: «Фольварокъ замъковый Крошно – то выслужил Ивашко, отєцъ Гришъков Вороны Житомирского; в том фольварку было дванадцать служобъ людєи, с которых служба и робота замъковая была…». Фольварками (от немецкого Vorwerk – хутор) в Литве и Польше назывались хозяйства, имения, принадлежащие одному владельцу. В данном случае (до того, как его "выслужилъ" Ивашко Ворона) владельцем был Житомирский замок. Крошно – название замкового фольварка в селе Крошня.

       Владельцы сёл обязаны были принимать долевое участие в обустройстве и содержании Житомирского замка. За братьями Вороничами закреплялась одна башня и три городни (специальные помещения для укрываемых), в том числе две из них – за владельцем Крошни Грицком: «Грицко а Стєцко Вороничи з ымєнєи отчизны своєє мают бакъшту мети, а кромъ тоє бакъшты повиньни будуть они жъ три городни покрывати и направовати и обмазовати з ымєнєи выслуги и купли своєє: Грицко с Крошни а з Шумъска две городни, а Стєцка з Ловъкова одну городню, кромъ отъчизныхъ, бо ачкольвєкъ Грицко Ворона на выслугу свою листы положилъ, ино в тыхъ листєхъ вызволєньа от роботы городовоє и от иншихъ повинъостєи замъковыхъ єму не описано, а брат єго, Стєцко, самъ нє былъ, ани листовъ на выслугу нє положил». А далее ревизор отметил, что Грицко Ворона уклоняется от своих обязанностей по отношению к замку и всю дань от имения себе забирает для личного обогащения: «… а тєпєр службы ани роботы на замок господръскии нєтъ – обернул Ворона к пожитку своєму и посадил на дани и дан собє бєрєт, а служба замковая згинула».

        Открываю «Архивъ Юго-Западной Россiи, издаваемый коммиссiею для разбора древнихъ актовъ, состоящий при Кiевскомъ, Подольскомъ и Волынскомъ Генерал-Губернаторе. Ч.VII. Т. 1. Акты о заселенiи Юго-Западной Россiи», изданный в Киеве в 1886 году. На странице 40-й текстов актов читаю:
«Решеніе королевскихъ коммисаровъ по делу о разграниченіи Житомирскаго староства отъ именія дворянъ Вороничей села Крошни. Коммисары, разсмотревъ документы представленные Вороничами и проверивъ межевые знаки, определили пограничную линію между спорными землями. 1595 г., Іюня 30. Въ числе документовъ, представленныхъ Вороничами, оказались следующіе:
1) Жалованная грамота короля Александра Ивану Вороне на село Крошню. 1506. Мая 22. 
2) Подтвержденіе той же грамоты Сигизмундомъ I. 1511. Іюня 4.
3) Решеніе князя Константина Ивановича Острожскаго по делу о дележе именія Ивана Вороны между его детьми. 1523. Февраля 2.
4) Такое-же решеніе житомирского старосты, князя Семена Глебовича Пронскаго 1538. Іюля 14.
5) Охранная грамота Сигизмунда I, Вороничамъ на село Крошню 1539. Августа 18. – и друг(ие)». 
На двадцати страницах текст этого решения на польском языке и ссылка: «Книга градская, Житомирская, записовая и поточная, 1728 г. № 223; лист 637». Королевские комиссары в своём решении подтвердили, что владельцами Крошни являются потомок Ивашки Вороны Александр Воронич и его жена Анна Юрьевна Воронич. Решение скрепили подписями и четырьмя печатями.

       Первый владелец Крошни Ивашко (Иван) Ворона стал родоначальником известного дворянского  рода Вороничей. Об этом можно прочесть в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Вороничи – русско-польский дворянский род, герба Павенжа, разделившийся на три ветви. Родоначальник их, Ивашко Воронич, земянин волынский, получил от короля Александра в конце XV века имение Крошно. Василий Александрович В., родоначальник первой ветви, был киевским земским писарем (1610). Из потомков его Павел-Иван (в 1829 г.) был епископом краковским, а затем архиепископом варшавским, сенатором и примасом Царства Польского. Эта ветвь внесена в VI и I части родословной книги Волынской губернии. Вторая ветвь происходит от Матвея В., писаря городского стародубского, получившего от Сигизмунда III вотчины в Стародубском уезде. Она внесена в I часть родословной книги Минской губернии. Третья ветвь происходит от ротмистра Александра В., владевшего поместьями в Киевском и Трокском воеводствах. Она внесена в I часть родословной книги Виленской и Ковенской губерний». В словаре есть несколько неточностей. Не Ивашко Воронич, а Ивашко Ворона. Вороничами стали его потомки. И не в конце XV века он получил имение от короля Александра, а в начале XVI века, а ещё точнее – 22 мая 1506 года. В конце XV века Великий князь литовский Александр Ягеллончик еще не был королём. Он им стал 12 декабря 1501 года.

       Это пока всё, что мне удалось найти в Средних веках. Два с половиной столетия, с XVII до середины XIX века, остаются белым пятном в истории Крошни. «З другої половини XIX ст., – читаем в книге Николая Кострицы и Руслана Кондратюка "Житомир", – під спільною назвою Крошня існувало три окремих населених пункти: Українська Крошня, Нова Крошня та Крошня Чеська. Останню засновано чехами-колоністами, які оселились під Житомиром у 1878 році. Приєднана до міської мережі у 1971 році. Центральна магістраль Крошні – вулиця Щорса. З кінця 80-х років XX ст. на землях місцевого колгоспу ім. Калініна почалося спорудження корпусів заводу паливної апаратури та житлового мікрорайону ЗІЛ. Одна з вулиць новобудови названа за ім’ям першого поселенця чеха Вацлава Малі. На Крошні збереглися пам’ятки історії: Покровська церква, залишки католицької каплиці, чеське кладовище, чеська школа (тепер у її корпусах міститься міжшкільний учбово-виробничий комбінат)».

       Уточняю, что в феврале 2016 года улицу Щорса переименовали в улицу Покровскую в честь упомянутой тут Покровской церкви. Её полное название "Церковь Покрова Пресвятой Богородицы". Датой постройки этой церкви в реестре памятников архитектуры местного значения под охранным номером 180 названы 1880-е годы. В первом томе книги "Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии", изданной в 1888 году, её автор Николай Иванович Теодорович пишет что село Крошня приписана к житомирской церкви "во имя Воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Господня" на Замковой горе. А это означает, что тогда не было православной церкви на Крошне. Георгий Мокрицкий считает, что построили ее в начале XX века, но называет  её "Церковь Св. Николая". У Николая Кострицы – 1902 год. У других авторов – 1875, 1880, 1896 годы.

       В 1914 году в Житомире вышла "Справочная книга о приходахъ и монастыряхъ Волынской епархии", а в ней информация о селе Крошня и об этой, ещё тогда строящейся церкви: «70. с. Крошня городского округа, реки нетъ, местность ровная, открытая. Въ 1912 г. заложенъ новый каменный храмъ во имя Господа Іисуса Сладчайшаго, вместимостью на 500 д.; нынешній храмъ, во имя свв. Вячеслава и Людмилы, помещается въ школьномъ доме. Прихожанъ до 1000 д. Штатъ: священникъ и псаломщикъ. Причтовыхъ построекъ нетъ, а священникъ живетъ при церкви. Есть небольшой садикъ. Земли подъ усадьбой и школой 1500 кв. с. Школа 2-хъ классная, зданіе каменное 2-хъ этажное, удобное. Иноверцы: католики (чехи) и евреи. Ближайшій приходъ Житоміръ. Отъ гу6ерн. города въ 1 в., ж.д. ст. Житоміръ въ 5 в., почт. ст. Житоміръ въ 2 1/2 в.». Оказывается, церковь вначале не называлась Покровской. Здание бывшей церковной школы сохранилось. Странно тут написали, что на Крошне "реки нетъ". Крошенку не заметили.

       Житомирский городской совет в августе 2016 года принял решение передать Крошенскому Свято-Покровскому приходу здание бывшей двухклассной церковно-приходской школы в селе Крошня для размещения церковно-приходской школы. Построить на Крошне гигантский завод топливной аппаратуры не успели – распался Советский Союз. Недостроенные корпуса площадью более 10 тысяч квадратных метров теперь никому не нужны.

       К памятникам истории Крошни следует отнести и Костёл Святого Вацлава, построенный в 1908 году. Святой Вацлав (ок. 907 — 935 или 936) — чешский князь из рода Пржемысловичей, святой, почитаемый как католиками, так и православными. Землю под строительство подарил местный помещик Андрей Аршеневский, владевший каменоломней на Крошне. В 1948 году в помещении костёла был создан клуб, который впоследствии закрыли и разместили там библиотеку, а в 1957 году - Крошенское потребительское общество. В  1960 году здание реконструировали под Житомирский пищекомбинат облпотребсоюза. В 2002 году костел вернули верующим. Восстановлены фасад костела, часовня и прилегающие сооружения. На территории костела установлен памятный знак в виде креста к 100-летию прихода.
 
Борис Дубман
Август 2016



Иллюстация первая сверху: 
Улица Покровская на Крошне. В центре – Покровская церковь, слева – бывшая двухклассная церковно-приходская школа (второе от церкви здание). Источник: https://yandex.ua/maps/10343/zhytomyr/.

Иллюстарции нижнего ряда:
Первая слева — Бывшая двухклассная церковно-приходская школа на Крошне. Источник: https://yandex.ua/maps/10343/zhytomyr/
Вторая — Костел Святого Вацлава на Крошне в Житомире. Источник: http://ecclesia.atf.li/eccls/костел-св-вацлава/.
Третья — Чешское кладбище на Крошне. Фото 2011 года, автор – Олег Мановский.