1984й -для хипстеров

Готик Индастриал
  Рецензия на книгу.

   Закрадывалось ли в ваш разум, уважаемые читатели, когда-либо смутное предположение о том , что vk  - не просто поглотитель времени, но воплощение мирового зла? Давайте разбираться.

 Замолвим пару слов о "Сфере" Дейва Эггерса (оригинальное название The Circle)."Сфера" представляет собой гибрид жесткой корпоративной культуры с декларируемой максимальной прозрачностью и социальной сети, на базе которой все и организованно. Идея «открытости, как ключа ко всему» доведена Эггерсом до максимума, и любая личная жизнь вне социальных пабликов приравнивается к обману и преступлению.

    Здесь вспоминается и, пардон, пресловутый, Оруэлл, и "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери, хоть моим личным бессменным фаворитом среди создателей антиутопий forever является Е.И.Замятин. Но если в классических антиутопиях 20го столетия происходит как минимум попытка деконструкции пагубной системы главным героем, в "Сфере" Эггерса,  до последнего, пламенно созидается дивный новый мир. Антиутопическая реальность, в которой творческое пространство для многогранного самовыражение оборачивается тоталитарной гидрой, поглощающей собственных создателей, а любые здравомыслящие попытки разоблачить заговор объявляются паранойей выпадающих из системы фриков:

   - " Мир вечного света, новая великолепная открытость, которая неминуемо принесет с собой покой, единство.И весь человеческий бардак многих веков, все те неясности, что сопровождали мир до появления "Сферы" останутся в воспоминаниях".


     По ходу развития сюжета и округления сферы, читатель имеет возможность лицезреть изнаночную сторону не только ламповой сетевой  поддержки, но даже столь близкой сердцу каждого экзистенциалиста идеи потока жизненных событий:

   - "Каждое событие может быть поставлено в контекст, что позволяет двигаться вперед, в разрешимое будущее, а не назад, в хаос неизлечимого прошлого".В перспективе и мысли, едва зародившись в душевном пространстве станут общественным достоянием, что, впрочем, вскоре позволят современные технологии МРТ, даже чип нет надобности встраивать.

     Эггерс иронически называет эту альтернативу "информационным коммунизмом",впрочем, делая при этом акцент на прозрачность финансовой и политической составляющей. Книга будет, безусловно, интересна любителям засиживаться в контакте (или фейсбуке, выбирайте на свое усмотрение) часиков эдак до трех ночи, что периодически случается и с автором данной рецензии.

   Принимая во внимания идею разделения человечества на фанов соц.сетей, претендующих на геополитический глобализм,  и желающий уйти в леса, на первый взгляд может показаться, что перед нами  очередной гимн антисистемщиков. Однако Эггерс последовательно раскрывает аксиому о том, что не сама по себе социальная сеть является воплощением дъявола, исторгающего зло из множественных раздвоенных змеиных языков. Никуда не делась идея личной ответственности: не сам по себе фейсбук страшен, а зависание в таковом и добровольное делегирование соц.сети безграничной власти над нашими эмоциями и личным пространством.

    Эггерс предостерегает нас именно от ощущения грандиозного всемогущества Эго, субъективно возникающего на основании дружественной подпитки on line.

  Послевкусие культурного шока недвусмысленно свидетельствует об актуальности поднимаемой проблематики и необходимости экранизации. Поэтому, информация на кинопоиске о том, что Дейв Эггерс является сценаристом  https://www.kinopoisk.ru/name/40749/ отозвалась сладким резонансом в непокоренном соц.сетями сознании.