Авиакомпания пропала. Цикл Челночные байки

Владимир Жестков
      К концу девяностых в стране ситуация сложилась очень сложной, ну это многие еще, наверное, хорошо помнят. Я даже не хочу говорить об организованной преступности, у нас хватало всяческих проблем и без нее. Практически системой стали исчезновения различных фирм. Как правило, они пропадали вместе с деньгами клиентов, и, если исчезновения туристических агентств нас мало волновали, мы пользовались в большинстве своем услугами компании "Юник Тревел", о которой я уже не раз упоминал, то вот бесследные исчезновения магазинов, куда мы товар сдавали на реализацию, нас несколько раз серьезно огорчили. Ну, вдумчивые читатели уже догадались, конечно, что я сейчас про исчезновение какой-нибудь компании поведаю, и признаюсь, они не ошиблись в своих предположениях.

     Как-то летом нам сказали, что появилась новая авиакомпания "Интерконтинентальные авиалинии", до этого мы несколько раз тоже летали линиями, но только "Трансконтинентальными", и даже поинтересовались, чем вызвана смена авиаперевозчика. Оказалось, что новая компания сделала громогласное заявление, что ими изысканы дополнительные резервы в уменьшении расходов, в связи с чем стоимость перелета будет несколько снижена. Нашим партнерам, я имею в виду турагентство "Юник", надо было бы задуматься над таким заявлением, но все казалось убедительным, и вот, мы с Симой уже сидим в самолете, в самом первом рейсе, который выполняла новая авиакомпания. Рейс вылетал из Москвы поздно вечером в четверг, прибывал в Стамбул уже в пятницу, а обратно должен был вернуться во вторник. Мог бы возникнуть вопрос о том, чем занять себя в субботу и воскресение, но тут у нас были свои задумки.   

     В Стамбул мы прилетели нормально, в отеле "Gold", где мы в то время жили постоянно, быстро разместились, всю пятницу посвятили решению основных вопросов, связанных с закупкой товара и отправкой его через транспортную фирму, которая вероятно по случайному совпадению также называлась "Юник", правда с добавкой "Карго". Тем же вечером мы отправились на быстроходном катамаране в город Ялова, на другой берег Мраморного моря, в гости к нашему турецкому приятелю.

     Все было рассчитано поминутно, поэтому во вторник мы прибыли в отель за полчаса до отправления автобуса в аэропорт. К нашему удивлению, большинство русских туристов, с которыми мы должны были лететь домой, толпились внизу около стойки администратора. Не обратив на это должного внимания, мы быстренько метнулись в номер, схватили свои приготовленные вещи и спустились вниз. Наше появление внизу с сумками в руках вызвало веселое оживление всех собравшихся.

     - Толик, ты, что про главную новость не слышал, что ли? Утром же всем объявили, что "Интерконтинентальные" эти сейчас уже где-нибудь на Гавайях ром кубинский попивают, да их же сигарами закусывают.

     Поднялся шум, все откровенно, чисто по-русски, высказывались по поводу очередных мошенников. Особенно разошлась Лилька, бывший доцент кафедры русского языка и литературы педагогического института имени Ленина, мать-одиночка, бросившаяся в торговлю, как в омут, зажмурилась и прыгнула. Она закрутила такое сложное сочетание, состоящее из одних матерных слов, что все даже замолкли на минутку.
 
     Мы были просто поражены. Доставив в Стамбул триста с лишним человек, и напродавав мест еще на десяток рейсов, жулики не стали дальше заморачиваться, и, прихватив солидную сумму, успешно скрылись, не заплатив даже за аренду самолета, на котором и был осуществлен рейс, доставивший в Стамбул в том числе и нас с Симой.

     Вскоре появился представитель Юника. Это был энергичный молодой человек с весьма сложным именем и фамилией, которые никто даже не пытался запомнить. Все обзывали его попросту Петей. По-видимому, он был гагаузом, представителем небольшого тюркоязычного народа, живущего на самом юге Молдавии. Интересно, что гагаузы, наряду с чувашами, якутами, алтайцами и некоторыми малыми народами Сибири, исповедуют православие. Но, если для северян в этом нет ничего особенного, то для гагаузов чрезвычайно странно, так как говорят они на языке чрезвычайно близком к  турецкому, да и проживали много лет на территории Османской империи.

     Так вот, этот Петя, энергично размахивая руками, поведал нам:

     - Ребята, самолет за вами никто присылать не собирается, все рейсы из Стамбула заполнены практически полностью, сейчас турки в Россию на работу летят после отпуска, поэтому дело дрянь. Но, ряд туристических компаний, чьи туристы застряли в Стамбуле, решили постоянно отслеживать загруженность бортов и при малейшей возможности подсаживать вас. Билеты никому продаваться не будут, только через наших представителей. 

     Поднялся страшный шум, все пытались перекричать друг друга. Петя помолчал, затем, когда шум стих, продолжил:

     - Хоть вы все и кричали одновременно, я понял, что вопросов то у вас не так и много.
Правда? Основные, когда вы улетите? Где будете жить все это время? И на что? Денег то ни у кого не осталось, все в товаре уже уехали. Так, или не совсем?

     Голоса одобрения, подтвердили справедливость его слов. Последовала только одна добавка:

     - Еще вопрос, в какой очередности мы отсюда будем выбираться?

     Наш потенциальный спаситель после этого сообщил столько разнообразной информации, что потребовалось некоторое время, чтобы ее переварить. Оказалось, что руководство Юника приняло ряд решений, и все они оказались в нашу пользу.

     - Первое, Юник проплатит за проживание всех вас в отеле, второе, помимо обычного завтрака вас тут же в гостинице будет ждать обед, третье, на ужин вас будут коллективно вывозить в один из ресторанов, расположенных неподалеку, четвертое, Юник выкупит для каждого из вас билеты на самолет, независимо от его стоимости, то есть, если будут места на регулярные рейсы, которые существенно дороже чартерных, будут приобретаться и они.

     По мере того как он говорил напряженность с лиц туристов постепенно спадала. Оставалось решить очередность вылета. На бурно протекавшем собрании все присутствующие были разделены на три категории: к первой отнесли одиноких мамочек, оставивших своих чад на попечение родственников или даже соседей, было ясно, что они должны вернуться домой как можно скорее. Во вторую вошли те, для кого торговля являлась побочным видом деятельности, и кто имел официальное место работы. В третью, "беззаботных челноков", самую многочисленную вошли и мы с Симой. В каждой группе бросили жребий, чтобы определить порядок вылета среди ее членов, вот так и получилось, что мы с Симой оказались в своей категории во втором десятке, правда, в самом его начале.

     Начались томительные дни ожидания. Единственным развлечением были вечерние собрания в ожидании информации о количестве вылетающих этой ночью туристов из нашей группы. Днем мы маялись бездельем, все взятые с собой книги были перечитаны не по одному разу, мы прочитали и то, что захватили с собой другие туристы, вернее туристки, в основном это оказались дамские романы, турецкое телевидение надоело, единственно, что оставалось, это ходить в гости по знакомым магазинам, поболтать, да чайку попить.

     Наконец, на седьмой день очередь дошла и до нас. В аэропорт мы приехали условно, если бы нам места не хватило, мы должны были бы вернуться в отель и ждать еще целый день. К счастью все обошлось, нам выдали бесплатные для нас билеты, с просьбой обязательно вернуть их в Юник, и мы пошли на посадку. Места оказались в самом хвосте самолета, рядом с нами оказалась девушка из другой туркомпании. История, которую она рассказала, нас немало удивила:

     - Из гостиницы меня выселили, никаких обедов или ужинов, а тем более бесплатного билета на самолет не предоставили. Хорошо я не новичок, знакомые турки одолжили денег и помогли с жильем. По три раза в день я приезжала в аэропорт на перекличку в живой очереди из таких же брошенных своими турагентствами людей, наконец, сегодня мне удалось приобрести билет.

     Мы с Симой только переглянулись, вот нам так очень повезло с туристической компанией.    

     Через день мы приехали в Юник и привезли билеты и посадочные талоны. У фирмы была призрачная надежда на частичное возмещение своих расходов, после распродажи имущества авиакомпании. Но, чем все закончилось, я не знаю.