Инженерная летопись вчера и завтра

Иосиф Брумин
                ИНЖЕНЕРНАЯ  ЛЕТОПИСЬ:  ВЧЕРА  И  ЗАВТРА 

   Основу  любого производства  составляет его инженерно-техническое вооружение.  Оно должно быть современно по своему технологическому содержанию.   Мир  давно стал технологическим, и это его первичные состояние и название, все другие – вторичны.  Именно  технологии  обеспечивают благополучие не только отрасли, но и страны, благосостояние граждан,  безопасность продовольственную и военную.  Специалисты, да и мы потребители, наблюдаем  результаты  все возрастающих  темпов роста  технического прогресса. Новые изделия  морально стареют раньше своего физического износа.  Особенно это стало  проявляться где-то  во второй половине двадцатого века. И сегодня это  можно воспринимать как нормы  жизни.  Интерес к качеству  изделий, их эксплуатации преобладает над заботой о капитальном ремонте. Его содержание  утратило буквальный смысл названия, подменив его только легкой  и быстрой  сменой узлов или их блоков.
   Не остается в стороне и сельскохозяйственное  производство с его обилием операционных технологий и соответствующих им  средств механизации.   Их древнейшая история была многовековой и медлительной.  Пришедшие к нам из глубин  веков в  восемь-десять тысяч лет  мотыга, грабли,  лопата и другие инструменты хотя сейчас обрели   механических двойников, но по прежнему    пользуются спросом.  Общеизвестно, что  труд на земле с их помощью малопроизводителен, применяя, их  земледелец едва в состоянии обеспечить свою семью.  Только с приручением животных, способных к тягловой работе, изменило содержание жизни земледельца.   Наибольшая подвижка  в сельскохозяйственных технологиях произошла поздно.   В середине девятнадцатого века в центральной Европе был изобретен отвальный плужный корпус, а вершиной прогресса явилось создание на границе веков трактора.  Тракторно-пахотный агрегат произвел революцию не только в селе, где он создал избыток рабочей силы, но и способствовал активной урбанизации общества.    В 1897 году в России городское население составляло 15 процентов. Через двадцать лет  его численность увеличилась на три процента, а еще через  «тракторное двадцатилетие» удвоилось. Ни гуманитарии, ни «технари» не замечают этого и не сознают, как обязаны этому непритязательному агрегату.  Выходцы из села построили города, создали  их культуру, науку, производства.     «Поскобли»  любого горожанина он в недалеком прошлом имеет сельские корни.  Автор- горожанин в первом поколении…
    Социальная революция в нашей стране почти совпала по времени с технологической в мировом сельском хозяйстве.  На стыке двадцатых-тридцатых годов минувшего столетия, когда началось колхозно-совхозное развитие, перед страной возникла проблема ее механизации.  До начала первой мировой войны в стране насчитывалось около 38 миллионов лошадей.   В войну и революцию кони раздели горькую  судьбу с человеческой, их погибло около половины.  И хотя поголовье было частично восстановлено, изменились взгляды на развитие сельскохозяйственного производства. И в нищей, полуразрушенной, окруженной врагами стране, по признанию И.Сталина отставшей от Европы на триста лет, началось создание Всесоюзной инженерно-технической службы сельского хозяйства.    Эти инженерные мощности получили название Машинотракторных станций  (МТС).      
   Можно только (да  и нужно!)  дивится тому, как в 1928 году в  Одесской области на базе тракторного отряда совхоза была создана первая МТС.  А уже к 1932 году, не взирая на трагический недород предыдущего года, их насчитывалось 2446, и даже в годы Великой Отечественной войны их численность возрастала.    Ко времени реформации МТС (1956 год) их было уже 8742. Все работы  в колхозах и совхозах выполнялись на основе типовых договоров, тракторные бригады закреплялись  за обрабатываемой территорией на весь сезон.
   Однако МТС – это  не только государственное сельскохозяйственное предприятие, обеспечивающее выполнение полевых механизированных работ, это и гигантская школа подготовки кадров механизаторов из вчерашних конюхов- извозчиков, это еще и университет  технологических знаний,  внедрение первых научных основ земледелия.  Трудно представить себе, как бы без достижений этой ныне лихо оплеванной  трехбуквенной  аббревиатуры  победили в Великой  Отечественной войне.  Как бы обошлись без продукции альянса   колхоз-совхоз и МТС,  без технически подготовленных солдат и командиров из советского села.   
По разному оценивали  торопливое хрущевское  реформирование МТС,  но послехрущевское создание полноценной инженерно-технической службы: общесоюзной, республиканской, областной и районной  -  великое достижение нашей страны.   Её объединяющее название  «Сельхозтехника» с указанием региональной принадлежности пронизало все производство отрасли.  Районные объединения обслуживали все предприятия территории всеми видами технического сервиса: снабжение, техническое обслуживание, ремонт и другие. Многие районные предприятия по технической оснащенности не уступали городским заводам.   Кроме того, была система  заводов капитального  ремонта полнокомплектных машин или отдельных узлов.   Их распределение по области курировалось  ГОСНИТИ, тогда единственный в мире научно-исследовательский институт технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.  Авторитетнейший  НИИ…. Когда впервые делегация советского Минсельхоза по обмену опытом приехала в Англию, им понравилась тамошняя организация ремонта, и они решили ее купить.  На что англичане заявили, что взяли ее из научных отчетов ГОСНИТИ. И бесплатно…
   После августа  91-го началось  разорение инженерной службы Российского села: «Сельхозтехники», колхозов, совхозов, ликвидация стационарных мощностей, уход  рабочих, механизаторов, техников, инженеров.  В феврале 2007 года в Самарской сельскохозяйственной академии состоялась  встреча ученых с     министром сельского хозяйства РФ.   Однако деловая встреча обернулась в межсобойчик   агитации на выборах в Самарскую областную Думу. Все  выступления ученых отменили, а на мою просьбу  об одноминутном выступлении, предложили личную беседу с министром.  Он мне ответил примерно так: пока он министр его  ведомство заниматься инженерно-технической службой отрасли не будет. Сомнения в обреченности Российского села отпали…   Он единственный  из постсоветских министров сельского хозяйства, кто продержался в этом кресле около  десяти лет. На остальных восьми приходится двенадцать лет, что в такой чехарде ждать.  При этом треть министров не имели сельскохозяйственного образования и не успели, очевидно, осилить профессиональный ликбез.  И в этом нет их вины, они жертвы  принятой системы  формирования кадров. В том числе и высших должностных….
   Увядание производства и развал его инженерно-технической службы пагубно отразилось на трактора - и сельхозмашиностроении.  В конце девяностых  в  РСФСР производилось  около 214 тысяч тракторов в год. Вот динамика падения показателей по заводам в последнем десятилетии, годы 2007 и 2010, соответственно:
Владимирский моторотракторный завод  -  2114   и  520  штук;
Волгоградский тракторный завод  -  1311   и   34  штуки;
Алтайский тракторный завод  - 74   и   одна  штука;
Липецкий  тракторный завод   - 946  и ноль  штук;
Петербургский тракторный завод   - 731   и  139 штук.
В  2013 году в России произведено 12396 тракторов  или в 17 раз меньше чем в РСФСР.
  Ежегодно  осенью на базе Поволжской машиноиспытательной станции в поселке Усть-Кинельском Самарской области проходит  зональная сельскохозяйственная  выставка-ярмарка, где демонстрируется и техника. В  2014 году   Беларусь выставила  среди других машин новые комбайн, тракторы, в том числе уникальный гусеничный.  Россия выставила  только трактор   «Кировец». Его производство началось в 1962 году, а создателем является  генеральный танковый конструктор Жозеф  Яковлевич  Котов, автор самых  крупных и совершенных танков военных лет  ИС  (Иосиф Сталин)  и  КВ  ( Климент Ворошилов).  К 2014 году  в тракторном ассортименте нашей страны кроме машины, созданной конструктором еще военных лет, выставлять было нечего.  Зато в России, как слаборазвитой стране, налажена только сборка  тракторов Минского тракторного завода.  Аналогично положение и в сельхозмашиностроении.  На сколько лет мы отброшены назад?
      В  статье «Извечные санкции»  («Литературная газета», №48, 2014 год)   профессор   СПбГУ  И.Фроянов пишет, что к запретным санкциям  против России запад  прибегал издавна.  Еще в начале тринадцатого века  Ватикан  запрещал ввозить  на Русь «стратегические» по тем временам материалы.  От папы  римского не отставали и светские власти.  И так на всем протяжении истории отечества  Запад питал к России неприкрытую ненависть. Только со временем это приобретало все  более жестокое и кровавое содержание. Задачу захватить  Россию до Зауралья и расчленить  ее ставил перед собой еще Наполеон. В начале двадцатого века вновь заговорили о необходимости разрушения Российской империи. Эти коварные планы вынашивали Англия, Франция, а также Германия.  Германия собиралась стереть с политической карты  историческую Россию.  И даже наши антигитлеровские союзники поздно открыли второй фронт и не для того, что бы помочь Красной Армии, а чтобы не допустить ее до берегов Ламанша…. И любые поздние увещевания  о прекращении «холодной войны» против России имели цель притупить бдительность страны, нажиться на этом.
   Притупили и нажились…
   В  сельскохозяйственном производстве России численность машинотракторного парка  снизилась: тракторов - в 4.2 раза, зерноуборочных комбайнов в - 4,9. Почти так и по нашей Самарской области  (3,6 и 4,8).  При этом затраты на импорт только тракторов составили  в 2008 году 4,25 миллиарда долларов, а в 2010 - 3,1   миллиарда.  Вот «санкционированные»  утраты только по одной линии машин и только одной отрасли.
   В нашей области функционируют два  аграрных  научно- исследовательских института, есть еще какие-то подобные силы.  По инженерно-технической части отрасли ничего нет. Если при советской власти ученые инженерного факультета сельхозвуза активно привлекались к решению инженерных проблем, ныне в этом нужды нет….  Где-то в семидесятых годах Куйбышевский обком  и областное управление сельского хозяйства  привлекли кафедру «Эксплуатации машинно-тракторного парка» к разработке проектов инженерно-технических служб районов и отдельных  предприятий.  И эта работа, вначале навязанная, а потом полюбившаяся, открыла нам всю важность проектирования   инженерных служб для такой области, как наша, с ее  3,5  миллионами гектаров пашни в 25 (тогда) районах.  Позже были созданы бригады  из ученых всех факультетов вуза и каждая закреплена за своим районом.
   До развала Союза во всех республиках были свои  Научно-исследовательские институты механизации и электрификации  сельского хозяйства. Самарская область не меньше некоторых  административных участников Союза,  но ей НИИ не  позволителен. Может быть, стоит создать хотя бы отраслевую лабораторию  на базе инженерного факультета Самарской сельскохозяйственной академии….
   Ныне машинно-тракторный парк формируется по случайному принципу, отсюда  технический абсурд:  избыточная многомарочность при недостатке машин.  Мировая многомарочность создает проблемы с нехваткой ходовых запасных частей и их долгое ожидание из дальних закордонных пределов.  На упомянутой выставке меня привлекла сеялка ,выставленная Сызраньсельмашем.  Мой восторг пресек один из сопровождавших ее: сеялка из  Австралии….
   Если на взлете государственного самосознания после  Крыма-Севастополя и других событий мы вправе ожидать шаги к возвращению Отечества,  к её достойному месту в мире, то в числе этих действий должно быть возвращение государственного участия в свершении судеб российского села. Уровнять  продовольственную безопасность с военной. Наряду с другими, возможно опережающим, должно быть возрождение Российской государственной  инженерно-технической службы сельскохозяйственного  производства. Расточительно не воспользоваться собственным уникальным опытом выхода из куда более драматической ситуации.  Система не должна копировать прошлый опыт, она должна только его учитывать.
  Если же учитывать его  (я остался последним проектантом той советской поры), то это система должна быть ориентирована на освобождение фермера и других  производств от забот технического сервиса и организации  полевых работ.  Фермер  и другие землепользователи должны   заниматься организацией хозяйства, технологий, экономикой, перспективой и др….  В числе государственных дотаций должно быть и выполнение полевых и других механизированных работ. И вся система должна быть ориентирована только на  использование отечественных сельскохозяйственных  машин и тракторов,  что даст движение к восстановлению отечественного  производства, активизации научно-конструкторской работы, в том числе и на кафедрах инженерных факультетов. Она должна быть привлекательной  в организационном отношении и выгодной в экономическом. Она должна одолеть интерес к зарубежным машинам. Ну, а те, кто сохранит к ним интерес вправе приобретать любые, но и сами организовывать их техническую эксплуатацию и не ждать государственных дотаций. За два десятка  дистрофичных постсоветских лет мировое машиностроение ушло вперед. И все же основная масса отечественных машин  в состоянии обеспечить достаточное качество выполнения полевых и других работ. Кроме того, как это было и не раз, возврат государственного интереса к оснащению своего сельского хозяйства  своей же техникой позволит поднять ее качество до мирового уровня. Техническую сторону проблемы опережает социальная: развивая свое машиностроение – создаем «рабочие места», возвращаем своим согражданам не только источники благополучия, но и чувство достоинства рабочего и специалиста, так преступно оплеванной самозваной идеологией. Это должно быть  единое Государственное Аграрное объединение: сельскохозяйственное  производство во всем разнообразии, сельхозмашиностроение, научно-исследовательские и конструкторские  силы. Без различия форм собственности, повязанные  едиными законами (если нужно - дополнительными) и правилами.
  При нынешнем наличии научных сил и еще живых председателей колхозов  и директоров совхозов советской поры, с их гигантским трудовым и горьким опытом система может быть создана рациональной, действенной, гарантирующей Российскому селу процветание, развитие промышленности, а стране продовольственную безопасность.
  У нас для этого все есть: пашня в различных природно-климатических условиях  и бесценный сельский житель-труженник, кого не смогли сломить ни оккупация, ни война, ни революция, ни «перестройка»…

  Иосиф Брумин, кандидат технических наук, доцент.