Возвращение в синюю даль

Эмма Татарская
               

 
    Володя Климов прилетел из Америки, где он работал по контракту программистом, на юбилей отца - 60 лет. Вёз подарок - айфон последнего поколения.
Отец ко всяким юбилеям относился равнодушно, и даже на свой полтинник укатил в Сибирь, сплавляться на байдарках по довольно опасной реке.
"Может опять удрать куда-нибудь", - опасался Володя.
Но юбилей всё-таки отметили, скромно, в домашней обстановке.
Володя приехал в Москву не только на юбилей. Незадолго до отъезда, ему прислали по электронной почте приглашение на вечер встречи одноклассников - пятнадцать лет, тоже, можно сказать, юбилей. А значит, он может увидеть там Наташу. В глубине души он сознавал, что это главная цель его приезда.

   На вечер встречи он опоздал - отвык от московских пробок.
Встречались на квартире у классной руководительницы - Галины Степановны. Квартира просторная, последнее время она жила одна - дети разъехались, муж умер.
Володя сразу начал искать глазами Наташу, но её не было. Его обступили, начали расспрашивать о тамошней жизни, мешали. Наконец, он не выдержал: - Где Наташа? Почему её нет?
Отвечали коротко - болеет, отводили глаза, уходили от расспросов.
Он хотел сразу же поехать к ней, но неудобно перед ребятами.
Галина Степановна всегда всё понимала, за что и была любима учениками. Она отвела его в маленькую комнату: - Пойдём, Володя, поговорим.
Включила свет, сели напротив друг друга.
- Наташа в Кащенко. Я была у неё два раза, на большее, честно скажу, сил не хватило. Она не узнала меня, не сказала ни одного слова. Похудела очень, одни глаза остались. Разговаривала с врачом, он сказал, что дела плохи. Отпускали её домой, но у неё была попытка суицида, едва спасли - вены резала. Вот уже четыре месяца она там.

   Володя почувствовал сильную боль в груди - сердце или душа? Горло сжало.
- Как же так? Почему?
- Что у вас с ней не получилось? Такая любовь была! Вы ведь прожили лет пять, кажется?
- Да, пять лет. Я много раз предлагал ей расписаться, а она ни в какую. И ребёнка не хотела, сердилась, когда я на эту тему заговаривал. У неё не ладилось с защитой диссертации - нужен был прибор, а он только в Питере, и очередь на год вперёд. Директор института закрыл её тему - не захотел ждать год, а ей предложили другую, ерунду какую-то - она отказалась. Переживала очень, в ту тему она всю душу вложила, работала на износ.
Как раз в это время меня пригласили в Америку по контракту на два года. Я обрадовался - уедем и она забудет, отвлечётся. А она отказалась ехать, сказала, что должна доделать работу. Съездила в Питер, как-то договорилась, что её поставили на очередь. Как она сумела, без письма из института, ума не приложу.

   Я уехал один. Это была ошибка! Чудовищная ошибка!
Мы разговаривали каждый день по скайпу, я умолял её приехать, она отказывалась.
Я ничего плохого не замечал. И вдруг, через полгода, она заявила, что выходит замуж! Надо ли говорить, что я чувствовал? Это был шок!
С трудом упросил шефа отпустить меня на неделю в Москву. Прилетел, стал искать её. Оказалось, что с работы она уволилась, из квартиры переехала. Даже её родители не знали, где она. Они считали меня виноватым, что уехал, бросил её.
Но ведь не так всё было!
   Всё-таки я нашёл её. Наташа сказала, что полюбила другого, у неё новая жизнь, чтобы я не звонил и забыл её поскорее.
Но я почувствовал - что-то не то!
- Это неправда! Ты всё придумала! Расскажи мне всё!
Я держал её за руки, не отпускал. И тут подошёл мужчина, очевидно её муж, взял её под руку и увёл. Оглянулся и сказал: - Оставьте нас в покое.
   Я побрёл домой, сидел в темноте, плакал. Потом напился. А на следующий день улетел.

   Помолчали. Потом Галина Степановна сказала:
- Я знаю больше, чем ты. Когда ты уехал, да ещё эта история с диссертацией, Наташа поняла, что с ней творится неладное. Сны кошмарные, депрессия, она почти не спала, боялась снов. Обратилась к психиатру. Врач, тот самый мужчина, что ты видел, начал лечение и полюбил её.
Наташа ведь необыкновенная! И дело даже не в её внешности, что-то в ней особенное, обаяние какое-то.
Она согласилась выйти за него замуж, я думаю, просто хотела, чтобы рядом был врач. Но она любила тебя и вскоре ушла от него.
А ей становилось всё хуже. Она пришла ко мне, совсем потерянная, не знала, что ей делать. Тогда она ещё контролировала своё состояние. Я советовала ехать к тебе.
Позвонить, рассказать всё. Но она повторяла, что ты её не простишь.
Я тоже виновата. Надо было позвонить тебе. Почему я этого не сделала! Как я виню себя!
А потом была попытка суицида, после которой она и попала в клинику. Условия хорошие, палата одноместная - этот врач, бывший муж, платит за всё. Ты сходи к ней завтра.

   Володя ушёл, ему надо было побыть одному.
Дома вызвал по скайпу шефа и попросил месяц за свой счёт. Шеф, темнокожая машина с Гарвардским образованием, сказал, что разрывает с ним контракт и отключился.
 "Пошёл ты к чёрту", - подумал Володя, ему было всё равно. Дожить бы до утра. Не спал ни минуты. Утром вызвал такси, поехал.

   Зелёные бумажки - хорошие пропуска. Его пустили в палату. Он едва узнал её.
Наташа сидела на кровати, равнодушно посмотрела на него. Он присел рядом, обнял, прижал к себе, говорил, как её любит, как скучал, что больше никуда не уедет, не оставит её никогда.
Она не реагировала на его слова, только освободилась от объятий.

   Вошла медсестра:
- Я буду её кормить, а вас ждёт врач.

Врач - пожилой, солидный, внушал доверие. От денег отказался.
- Что с ней? Шизофрения?
- Нет, я не ставлю такой диагноз. Склоняюсь к МДП - маниакально-депрессивный психоз. Наследственность плохая, но есть надежда на благоприятный прогноз.
При определённых условиях, конечно.
- Я больше не уеду, буду с ней. А почему Вы сказали про наследственность?
- Мать её страдала душевной болезнью и покончила с собой после родов. А Наташу удочерила вторая жена отца. Девочка ничего не знала, узнала случайно, когда училась в институте, очень переживала. Тогда и начались пока ещё слабые проявления болезни. А ваш отъезд всё усугубил, уж простите меня, но это так.
- Можно мне забрать её домой?
- Пока нет. Приходите, гуляйте, разговаривайте с ней, обнимайте её. Касание близкого человека очень благотворно действует. Сейчас погуляйте в парке до обеда.

   Володя стал приезжать утром и уезжал вечером, когда она уже засыпала.
Много гуляли. Стояла ранняя весна, снег растаял. Вскоре на припёке уже цвела мать-мачеха. Наташа узнала его через неделю. Он вдруг почувствовал - что-то изменилось.
Она посмотрела на него осознанно, глаза наполнились слезами.
- Ты приехал...
- Да, навсегда. Теперь будем вместе.
- Увези меня отсюда! Сегодня же! Или давай сбежим!
Врач разрешил, и в тот же день они уехали домой.
   Володя устроился на работу, программистом на дому. Наташа хлопотала по хозяйству и выглядела совсем здоровой. Но почему так сжималось сердце и к горлу подступал комок, когда он смотрел на неё?  Боязнь срыва мешала быть счастливым.

   Как-то отец сказал:
- Я думаю, вам лучше пожить на даче. Наташе нравилось там
раньше, да и ягоды скоро пойдут.

Она обрадовалась, любила эту дачку, в той жизни. Переехали.
Однажды они стояли на вершине холма - внизу речка, домики, как игрушечные.
Она сказала:
- Перед твоим приездом, мне приснился сон - я взлетаю на этот холм, он весь зелёный и небо синее-синее, вот как сейчас!
  Они постояли, обнявшись, и со смехом побежали вниз.