Мы продолжаем Россию

Татьяна Сопина
Сейчас, когда в полной мере разворачивается предвыборная компания, и из телевизора рвутся призывы-обещания разных партий, исполнение которых весьма сомнительно (а лучше не слушать – разве что для развлечения), меня «зацепило» высказывание:
…- Считается хорошим тоном издеваться над строками некогда популярной комсомольской песни: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». А что в этом плохого?
 (Редактор популярной в 90-е годы вологодской газеты посмеивался: «Прежде думал о Родине, а теперь о себе». Не ошибся – разбогател, живёт припеваючи в южных краях… сдавая в аренду присвоенное в те годы вологодское имущество).


Михаил Николаевич Сопин о Родине думал много. Говорят, что чуть ли не треть его стихов посвящено теме Родины (я думаю, больше – кто считал?). И ещё: поэт много думал о смерти, часто видел её близко. И писал об этом.
В главном его сборнике «Спелый дождь» есть стихотворение:

В каком это будет году?
Буранами,
Яровью ль синей
Я прежней Россией пройду,
Представ перед новой Россией.
Упрека не выскажу я,
Свободный от плеток,
От клеток.
Я клял тебя -
Раб пятилеток.
Я был им.
И жил не живя.
Привет тебе, век, исполать,
Приветь меня, вечного мима!
О чем же мечтать, что желать? -
Все мимо:
Ни дома, ни дыма.
Бог с ним, двум смертям не бывать.
Успеть бы к родимой купели.
Не стоит меня отпевать.
Еще в колыбели отпели.
Дождями прибьет лебеду.
Домой,
Через степь,
По туману
В простор на закат я пойду
И степью туманною стану.







Сборник составляли мы вместе. И этот вариант вошёл согласно пожеланию автора. У него могло быть много вариантов - изменял, мне кажется, не всегда в лучшую сторону (а чаще – что-то с каждым возвращением к тексту добавлялось новое, что-то уходило).
В первом, почти молитвенном варианте, варианте было:



Снегами прибьёт лебеду.
И следом,
По ярови синей
Я тихо в Россию войду
И молча пройду по России.
Поднимется к небу душа.
Веленью Вселенной послушна.
Не надо меня утешать -
Прошу, утешений не нужно…

Кончалось стихотворение строчками:

Мне каждую осень, клубясь,
Летать над равнинною синью.
Не мы открываем себя.
Но мы продолжаем Россию.

И мне жаль, что эти две последние строки не узнает читатель «Спелого дождя»,  а мне кажутся очень важными.  Это концепция, где значимы каждое слово, каждый оборот. Особенно это актуально сейчас, когда массы молодых людей, стремясь реализовать себя, рвутся из России в разные страны, где, что и говорить, и технические возможности побольше, и платят богаче.

Михаил Николаевич видел себя иначе. Каждый из нас, конечно, должен открыть себя, реализовать оптимально. А то и жить неинтересно. Но всё-таки мы, рождённые в этой стране, не откроем себя в полной мере вне России. Сначала – она, потом – я. Я в ней, и она будет жить, только если мы её продолжим.

И снова – о свободном выборе. Тысячи талантливых молодых людей, цвет нации, сегодня делают выбор в сторону Запада. Имеют право. Пусть будут счастливы.

Фото Алексея Колосова