Н. С. Гумилёв. Память

Странница Востока
Из моих размышлений...
(Памяти Н.С. Гумилёва)

Помимо творческой жизни, у нас у каждого есть ещё и личная жизнь, которая, увы, не всегда удачно складывается...Этому способствуют и внешние факторы в виде исторических коллизий - революция, война, социальная напряжённость и прочее, прочее.
Именно это всё вкупе и стало одной из причин гибели Марины Цветаевой...

В пору, когда Николай Гумилёв только начинал свой творческий путь в литературе, будучи  в Париже он пришёл к Зинаиде Гиппиус, которая была с Андреем Белым, и начал читать свои стихи, - они его высмеяли...
Но от этого Гумилёв не стал менее знаменитым...


Николай Гумилев
«Мои читатели»

Старый бродяга в Аддис-Абебе,
Покоривший многие племена,
Прислал ко мне черного копьеносца
С приветом, составленным из моих стихов.
Лейтенант, водивший канонерки
Под огнем неприятельских батарей,
Целую ночь над южным морем
Читал мне на память мои стихи.
Человек, среди толпы народа
Застреливший императорского посла,
Подошел пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.

Много их, сильных, злых и веселых,
Убивавших слонов и людей,
Умиравших от жажды в пустыне,
Замерзавших на кромке вечного льда,
Верных нашей планете,
Сильной, весёлой и злой,
Возят мои книги в седельной сумке,
Читают их в пальмовой роще,
Забывают на тонущем корабле.

Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать что надо.

И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас,
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелит взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю,
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно Его суда.

* * *
Из драматической поэмы "Гондла"

...Обманули меня. Насмеялись
Над горбатым своим королем.
А когда-то друзьями казались,
Дом их был мой единственный дом.
Вой все ближе, унылый, грозящий,
Гаснет взор, костенеет рука,
Сердце бьется тревожней и чаще,
И такая, такая тоска!
Но зачем я стою у порога,
Если прямо средь дымных полей
Для меня протянулась дорога
К лебединой отчизне моей?
Только стану на берег зеленый,
Крикну: лебеди, где вы? Я тут! —
Колокольные ясные звоны
Нежно сердце мое разобьют.
И, не слушая волчьей угрозы,
Буду близкими я погребен,
Чтоб из губ моих выросли розы,
Из груди многолиственный клен.
А потом лебединая стая
Будет петь надо мною всегда
Про печальную девочку Лаик,
Что моей не была никогда....

*

Вы знаете сами,
Смерти нет в небесах голубых,
В небесах снеговыми губами
Он коснется до жарких моих.
Он – жених мой, и нежный и страстный,
Брат, склонивший задумчиво взор,
Он – король величавый и властный,
Белый лебедь родимых озер.
Да, он мой, ненавистный, любимый,
Мне сказавший однажды: люблю! —
Люди, лебеди иль серафимы,
Приведите к утесам ладью.
Труп сложите в нее осторожно,
Легкий парус надуется сам,
Нас дорогой помчав невозможной
По ночным и широким волнам.
Я одна с королевичем сяду,
И руля я не брошу, пока
Хлещет ветер морскую громаду
И по небу плывут облака.
Так уйдем мы от смерти, от жизни.
– Брат мой, слышишь ли речи мои? —
К неземной, к лебединой отчизне
По свободному морю любви.


* * *


«Моё прекрасное убежище»


Моё прекрасное убежище —
Мир звуков, линий и цветов,
Куда не входит ветер режущий
Из недостроенных миров.
Цветок сорву ли — буйным пением
Наполнил душу он, дразня,
Чаруя светлым откровением,
Что жизнь кипит и вне меня.
Но также дорог мне искусственный,
Взлелеянный мечтою цвет,
Он мозг дурманит жаждой чувственной
Того, чего на свете нет.
Иду в пространстве и во времени,
И вслед за мной мой сын идет
Среди трудящегося племени
Ветров, и пламеней, и вод.
И я приму — о, да, не дрогну я! —
Как поцелуй иль как цветок,
С таким же удивленьем огненным
Последний гибельный толчок.

=================

1921 год

3 августа - арестован на основании ордера Петроградского ГубЧК в связи с делом "О заговоре Таганцева"

6 августа - Допрошен Таганцев, чьи показания решили участь поэта...

9 - 23 августа - Допросы в ГубЧК. Признал свою вину "по отношению к существующей в России власти в том, что в дни Кронштадского восстания был готов принять в восстании, если бы оно перекинулось в Петроград..."

24 августа - Постановление ГубЧК о расстреле "явного врага народа и рабоче-крестьянской революции"
В тот же или на другой день расстрелян.

1 сентября - В газете "Петроградская правда" опубликован список расстрелянных участников "Таганцевского заговора" (61 чел.) Под списком номер 30 фигурировал "филолог, поэт, член Коллегии издательства Всемирная литература, бывший дворянин, бывший офицер - Гумилёв Николай Степанович.

1986 год - Реабилитирован посмертно.

=================================

"...в его лице революция пристрелила ненужную ей поэзию..."
(Владимир Вейдле - литературовед, историк искусства, современник Н.С.Гумилёва)


-----------------

25 августа 2016 года