Волга судоходная

Ольга Фер
      40 лет назад таких крупных речных судов не было. Были двух- и трех-палубные, маневренные,  свободно помещающиеся в шлюзовые камеры не по одному. Не было проблем и с осадкой судна. Волга достаточно для них глубока. Последние лет пять все чаще и чаще говорят об обмелении Волги. Вроде как невозможно проплыть на лайнере до самой Астрахани беспрепятственно. Разберемся. Ибо не соглашусь с таким однозначным мнением.
     Волга река вольная и разнообразная в своем течении, в своей ширине и глубине. На ней много порогов, поворотов, отвесных берегов и мест весеннего половодья, которые местами сохраняются и до сих пор. 40 лет назад. Суда, провозящие пассажиров миниатюрные, но кажутся большими и удобными. Тогда еще нет избалованных заграничным комфортом туристов. Считается большой удачей проплыть большое расстояние не бегая по аэропортам и вокзалам, получая удовольствие и от проплывающей природы и от того, что не надо готовить, удобно детям показать новые города. Помню, тогда в качестве сувениров в каждом городе и местечке покупали значок. Так и накапливалось в семье, порой, на целую стену.
     Суда делились на теплоходы на небольшие и длинные расстояния и прогулочные катера. В качестве катеров большой популярностью пользовались "метеоры" и на воздушной подушке(последние несколько позже).
     К сожалению, от Ленинграда на Волгу до Волгограда или до Астрахани доплыть не было возможности. Теплоходы ходили от Москвы. По каналам в Волгу и далее, минуя в том числе, интересные во всех отношениях Городецкие шлюзы. Как плавали до создания системы шлюзов и до водохранилищ не знаю, но исторически этот путь представлял сложности - приходилось преодолеть около сто шлюзов, шлюзиков и порогов.  Кое-где суда тянули лошадьми (времена после исчезновения бурлаков) вдоль берегов без пассажиров.
     Итак. Суда были небольшие и удобные, осадка их небольшая относительно глубины реки. Проблем прохождения Волги не было. Что же теперь? Последние лет пять каждую навигацию панически обсуждается "наводненность" Волги.
      Мне так представился этот вопрос. Прежде всего, забывается тот момент, что суда, бороздящие великую русскую реку серьезно видоизменились. Дополнительно к малым для 21 века теплоходам пришли большие и громадные по своей площади теплоходы, лайнеры. Естественно, осадка у новых судов гораздо больше, чем у привычных маленьких. Значит, даже при обычной наводненности Волги, есть места сомнительной проходимости для лайнеров. А уж при сезонном обмелении и тем более. Так что сейчас причины для сложности путешествия из Петербурга до Астрахани (например) могут разниться.
И говорить о том, чтопо Волге невозможно проплыть от Петербурга до Астрахани, не верно, не честно.
                Продолжение...