Национальная идея - побороть коррупцию

Андрианов Владимир 2
Среди всех должностных преступлений взяточничество является самым древним из известных человечеству.

Как писал еще в средние века английский философ материалист Томас Гобс (1588-1679): -  «коррупция есть корень, из которого возникает во все времена и при всех соблазнах презрение ко всем законам».

Как и в других странах мира на Руси коррупция процветала во все времена. Веками многие жители России ориентировалось в своем стремлении к благополучию и благосостоянию не на зарабатывание денег и материальных благ своим трудом, а на получения дохода и привилегий от должностного положения.

Особенно пышно расцвело взяточничество в период действия на Руси так называемой «системы кормления», при которой должностные лица, представители центральной власти и местного самоуправления содержались за счет незаконных поборов с населения.

Официально система кормления была упразднена  лишь середине XVI века, однако  это кардинально не уменьшило число совершаемых преступлений такого рода.

В дореволюционный период «лихоимство» было распространено в таком масштабе, что классики художественной литературы не могли его обойти своим вниманием. Теме коррупции и взяточничества были посвящены многие художественные произведения русских писателей.

В частности, великий русский писатель Н.В. Гоголь на заре позапрошлого века писал, что «бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже для таких людей, которые не рождены быть бесчестными».;

О взятках писали не только в прозе, но и поэтическим языком. Так известный русский писатель, поэт и драматург Капнист Василий Васильевич (1758– 1823 гг.) написал комедию «Ябеда», в которой в язвительной форме высмеивал беззаконие и безнравственность, царившие в судах.

Комедия была поставлена на сцене одного из московских театров в 1798 г. В спектакле есть замечательный эпизод,  в котором пьяные судьи с чванливой гордостью поют о собственном «лихоимстве»:

Бери, большой тут нет науки,
Бери, что можно только взять.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать.

По своей яркой обличительности продажности чиновников комедия была близка известному произведению Н.В.Гоголя «Ревизор» и после четырех показов была запрещена царской цензурой.

Следует отметить, что после октябрьского переворота в 1917 г. и образования Советского Союза проявления коррупции сохранились, но были не столь масштабны и имели несколько иные формы.

Согласно законодательству взяточничество в СССР считалось серьезным уголовным преступлением и предусматривало  наказание  вплоть до смертной казни.

Однако, невзирая на столь суровое наказание, дары и взятки чиновники продолжали брать. В частности, в 80-90–е годы прошлого столетия в СССР прошел ряд громких уголовных процессов, которые имели, в том числе и показательный пример. 

Наиболее известные из них были так называемое «хлопковое дело» или «узбекское дело» - собирательное название о серии уголовных дел об экономических и коррупционных злоупотреблениях в Узбекской АСС, «рыбное дело»,  «елесеевское дело» и др.

Наибольший резонанс в обществе имело осуждение Ю.В. Чурбанова, бывшего зятя Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, бывшего Первого заместителя министра внутренних дел СССР.

В 1987 г. Ю.В. Чурбанов, проходивший по «узбекскому делу», был арестован по подозрению в коррупции  и  приговорен за это преступление в к 12 годам лишения свободы.

Суровое наказание за коррупцию понес директор Елисеевского магазина в Москве Ю.К.Соколов и другие высокопоставленные  чиновники .

После распада Советского Союза в 90-е годы прошлого столетия, когда начались так называемые рыночные реформы, масштабы коррупции в современной России росли в геометрической прогрессии и приобрели угрожающие масштабы.

По общепризнанному международному индикатору определения масштабов распространения коррупции - индексу восприятия коррупции (ИВК), который, начиная с 1994 г. ежегодно публикует международная организация «Транпэренси Интернэшинал», Россия в течении последних двадцати лет относится к числу наиболее коррумпированных стран мира.

И, наоборот, в «индексе стран взяткодателей», который «Транпэренси Интернэшинал», начала публиковать с 2002 г.  Россия находится в первых рядах.

Рынок коррупционных услуг в России этой организацией в начале текущего столетия оценивался в сотни миллиардов долларов.

Как показывает мировой опыт, наличие широкомасштабной коррупции свидетельствует о той или иной степени дисфункциональности экономики, т.е. о серьезном нарушении в деятельности органов государственной власти и системы управления экономическими процессами.

Проявления коррупции в современной России разнообразны, но все они тесно связаны с противоправным использованием должностными лицами своего служебного положения в личных или групповых корыстных целях.

Невозможность заработать на жизнь честным трудом из-за низких зарплат чиновников, галопирующей инфляции, резкого имущественного расслоение общества толкала многих чиновников на путь нетрудовых доходов.

Для отдельных российских чиновников занимаемая должность стала источником первоначального накопления капитала как непосредственно в денежной форме, так и в форме участия в приватизации и приобретении  государственной собственности на льготных условиях.

Очень образно и достаточно точно о взятках в современной России написал в 1995 г. известный российский поет Виктор Боков:

Около жаток
Не берут взяток!
Потому что на ладонях не рубли,
А мозоли!
Кто позволит?!
Взятки берут в конторах,
У тех, у которых
Денег большая мошна,
И никакая взятка не страшна!

В современной России коррупция пронизывает практически все структуры исполнительной и законодательной власти.

Среди наиболее коррумпированных сфер деятельности в России можно выделить следующие: органы исполнительной и законодательной власти; таможенные и налоговые органы; медицинские учреждения и организации;  службы ДПС; судебные и правоохранительные органы; образовательные учреждения; кредитно-банковская деятельность; лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности; государственные закупки и заказы и др.

С начала экономических реформ в России широкое распространение получила как административная коррупция, так и коррупция, связанная с «пленением» или захватом государства.

Происходит это тогда, когда размер взяток предпринимателей государственным чиновникам и криминальному миру начинают превышать получаемую ими прибыль.

Достаточно вспомнить какое сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные или как их называли «назначенные  олигархи».

Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере в народе эта ситуация получила название «семибанкирщина».

Именно в тот период в России начались процессы сращивания власти с бандитскими и мафиозными структурами, формирование олигархического капитала – самой благодатной почвы для расцвета коррупции. Новоиспеченные  олигархи оказывали сильное влияние на исполнительную и законодательную власть.

Процветает коррупция в России и на бытовом уровне, в том числе при оформлении и получении различных документов, при устройстве ребенка в детский сад, школу, при сдаче ЕГЭ и поступлении в высшее учебное заведение, в медицинских учреждениях, при общении с сотрудниками правоохранительных органов и др.

Коррупция является одной из причин появления и функционирования теневой экономики, что привело к резкому увеличению  имущественной дифференциации общества.

Коррупция ослабляет государство, не давая выполнять свои прямые обязанности по защите граждан. Неспособность государства охранять правопорядок создает вакуум, который заполняет организованная преступность.

Когда власть и юридическая система становятся настолько коррумпированными, что не могут обеспечить выполнение принятых законов, единственной силой, способной навести порядок, становится мафия.

Рост масштабов коррупции, в том числе и в силовых ведомствах сопровождался процессом сращивания власти с бандитскими и мафиозными структурами.

В этом смысле организованная преступность рассматри¬вается и как источник, и как результат растущей коррупции.

В настоящее время  коррупция в России является одной из наиболее острых социально-экономических проблем. Коррупция превратилась в серьезную угрозу верховенству закона, демократическим преобразованиям и правам человека, привела к тяжелейшим социальным последствиям.

В условиях, когда государство самоустраняется от контрольных функций в регулировании экономических процессов, коррупция становится реальной угрозой  национальной безопасности страны.

Полностью искоренить коррупцию, как показывает мировая практика, до сих пор не удалось ни одной стране. Между тем противодействие и профилактика коррупции стала важнейшей задачей мирового сообщества и суверенных государств, многим из которых удалось значительно снизить масштабы проявления коррупции.

Анализ практики противодействия коррупции в отдельных странах мира показал, что для успешной борьбы с коррупцией необходимы следующие предпосылки и условия:
• политическая воля руководителей государства и последовательность в реализации антикоррупционной политики;
• общественный антикоррупционный консенсус;
• утвержденная национальная стратегия противодействия коррупции и план ее реализации;
• законодательная база по борьбе с коррупцией соответствующая международным нормам;
• специализированный государственный орган, ответственный за борьбу с коррупцией;
• гласность и прозрачность в борьбе с коррупцией.

Анализ основных мер по противодействию коррупции в современной России, с учетом мировой практики, показал,  что они мало эффективны, имеет свои национальные особенности и подчас носят декоративный характер.

Ключевым элементом в процессе противодействия коррупции является политическая воля руководства страны. Если государство в лице представителей высших руководящих органов будет не на словах, а на деле заинтересовано в борьбе с коррупцией, то сокращение ее масштабов, а в последствие и возможное искоренение, как показывает положительный опыт отдельных стран, вполне решаемая задача.

Что касается наличия политической воли высших руководителей российского государства противодействовать коррупции, следует отметить, что долгое время такая воля у руководства нашей страны и его окружения фактически отсутствовала.

Весьма показательна в этом отношении история с разработкой и принятием в современной России закона «О борьбе с коррупцией».

В частности, Верховный Совет РФ в период с 1993-1997 гг. подготовил несколько вариантов закона «О борьбе с коррупцией».

Последний вариант Закона был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ, однако так и не были подписаны Президентом РФ Б. Ельциным до окончания срока его полномочий как главы государства и, соответственно, не вступили в силу.

В период первых двух сроков президентства В. Путина кроме деклараций о необходимости противодействия коррупции и создания декоративных комиссий по борьбе с коррупцией практических шагов в этом направлении не предпринималось.

Скандальное уголовное дело в отношении руководства нефтяной компании «Юкос» больше похоже на передел собственности и предупреждение другим непокорным олигархам, чем на реальную борьбу с коррупцией.

В феврале 2008 г. на экономическом форуме в Красноярске, будучи Первым заместителем Председателя Правительства РФ и кандидатом в Президенты России Д.

Медведев впервые официально заявил о необходимости разработки и принятии комплексного плана по борьбе с коррупцией

После избрания Президентом РФ Д. Медведев подписал Указ об утверждении Национального плана противодействия коррупции, который в частности  обязывал органы законодательной власти доработать и в кратчайшие сроки принять злополучный Федеральный закон «О противодействии коррупции». 

В конце концов, после почти пятнадцатилетнего обсуждения на различных уровнях в новой редакции злополучный Закон был все таки принят и вступил в силу 25 декабря  2008 г.

После принятия Закона в соответствии с  международными обязательствами России в 2010 г. была подготовлена  и утверждена Национальная стратегии противодействия коррупции.

Был также принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другие антикоррупционные законы.

В частности, в 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно-правовых актов».

Таким образом, можно констатировать, что  с принятием указанных документов в Российской Федерации в основном сформирована нормативно-правовая база противодействия коррупции в целом соответствующая международным нормам.

Однако следует отметить, что,  несмотря на принятые законы,  в России кардинального усиления борьбы с коррупцией в России не произошло.

В частности, к такому выводу пришли специалисты Научного центра противодействия коррупции НИИ Российской правовой академии (РПА) при Министерстве юстиции, проанализировав последние данные криминальной и судебной статистики, о количестве преступлений, связанных с коррупцией и наказаниями за них.

Таким образом, несмотря на принятые законодательные акты и действия правоохранительных органов, коррупция по-прежнему в России серьезно затрудняет нормальное функционирование всех государственных и общественных и институтов.

Коррупция препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, ведет к деградации социума, политических и социальных отношений.

Как показывает мировая практика, эффективная борьба с коррупцией невозможна без специального государственного органа с широкими полномочиями по противодействию коррупции, закрепленными законодательными актами.

В частности, такими органами в системе исполнительной власти Сингапура является Агентство по борьбе с коррупцией  (АБК), в Гонконге - Независимая комиссия против коррупции (НКБК), в Китае - Государственное управление по предупреждению коррупции, в Республике Корея - Комитет по борьбе с коррупцией (КБК),  в Италии в Антикоррупционном ведомство по борьбе с мафией (DIA).

Многие из указанных органов законодательно были наделены чрезвычайными полномочиями, от возможности несанкционированных выемок любых документов, до применения моратория на принцип презумпции невиновности в отношении  подозреваемых.

Некоторым антикоррупционным специализированным органам были делегированы даже карательные функции.

К сожалению, несмотря на многочисленные предложения общественности в России до сих пор не создан специализированный государственный орган, ответственный за борьбу с коррупцией, что значительно снижает эффективность противодействия коррупции.

Очевидно, что с использованием лишь карательных мер с коррупцией не справиться, поскольку это серьезная социальная проблема, которую можно решить лишь системными мерами и мобилизацией всех слоев общества на ликвидацию этой раковой опухоли на теле государства.

Без общественной инициативы и гражданского контроля снизить масштабы коррупции в России не удастся. В современной России дееспособность институтов гражданского общества, объявивших своими целями борьбу с коррупцией, за редким исключением, мало эффективна.

Отдельные неправительственные организации антикоррупционной направленности либо вовлечены в процесс противоборства различных групп влияния, в том числе олигархических, и используются ими как средства давления на конкурентов, либо занимаются собственным бизнесом, не имеющим ничего общего с противодействием коррупции.

Достаточно широко распространенное пренебрежительное отношение к общественным институтам со стороны правоохранительных органов не способствует вовлечению общественности в реальный механизм антикоррупционного противодействия, побуждает их к имитации деятельности, путем организации  различных разовых пиарных компаний.

К сожалению, до сих пор в России не сформировался общественный антикоррупционный консенсус между властью, национальными элитами и гражданским обществом.

Если государственная власть общественные и политические организации, институты гражданского общества, средства массовой информации единым фронтом не объявят войну коррупции надеяться на положительный результат бессмысленно.

В обществе должна сформироваться атмосфера нетерпимости к взяточникам. Необходимо создать условия,  когда брать взятку будет не просто страшно, а неприемлемо по экономическим и морально-этическим соображениям.

Чиновник должен понимать, что, приступив закон, он может разрушить свою будущую жизнь, карьеру, лишиться пенсии, других привилегий государственных служащих и накопленных материальных благ.

Важный аспект борьбы с коррупцией социально-психологический. Дает и берет взятку конкретный человек, который имеет свои взгляды на жизнь свои ценностные ориентиры, свою философию, понятия о нравственности и морали.

Поэтому честность и порядочность характеристика личностная, субъективная, которая зависит от воспитания, от тех ценностей и идеологии, которые культивирует государство и общество.

В государстве, где проповедуется культ потребления, насилия, беззакония, где основными героями для подражания стали бандиты, олигархи, проститутки, продажные чиновники и попирающие закон сотрудники правоохранительных органов о духовных ценностях говорить не приходится. Для  процветания коррупции это самая благодатная почва.

Если судить по количеству публикаций в СМИ, борьба с коррупцией в России идет довольно эффективно. Действительно в последние годы в России значительно повысилась гласность и прозрачность в борьбе с коррупцией,

Однако зачастую «независимые антикоррупционные расследования» носят заказной характер, осуществляемых на средства финансово-промышленных и иных групп влияния, призванных разоблачить или очернить экономических или политических конкурентов.

Вызывает в российском обществе серьезную тревогу и  недоверие граждан к государственным органам власти.
Выдающийся итальянский мыслитель, писатель и политический деятель Николо Макиавелли (1469-1527) коррупцию сравнивал с болезнью, например, чахоткой: «Вначале ее трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и коррупция в делах государства. Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, если же он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет».

Описанная аллегория удивительным образом напоминает ситуацию в современной России. Очевидно, что побороть коррупцию в ближайшее время в России вряд ли удастся, однако необходимо хотя бы  уменьшить масштабы ее проявления и мобилизовать общество на борьбу с этим злом.

При этом эффективно противодействовать коррупции можно только системными методами, постепенно вытесняя коррупционные схемы из политической и общественной жизни, экономики и сферы управления.

Как говорил великий древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) – «Самое главное при всяком государственном устройстве - устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Поэтому важным направлением противодействия коррупции должно стать  повышение эффективности государственного управления, которое в свою очередь во многом зависит от таких понятий как политическая стабильность, степень бюрократизации государственной власти, способность государства контролировать коррупцию, качество предоставления государственных услуг населению, приоритет закона при принятии административных решений и др.

Проведенный анализ показал, что если страна имеет высокий показатель качества и эффективности государственного управления, то она, как правило, относится к числу наиболее благополучных стран в мировом рейтинге по противодействию коррупции.

К таким странам, прежде всего, относятся Финляндия, Швейцария, Дания, Сингапур, Швеция, Канада, Норвегия  и др.

Эти же страны по версии американского журнала «Ньюсвик» признаются «лучшими странам мира», а согласно опросам мирового агентства «Гэллап» именно в этих странах живут самые счастливые люди.

Таким образом, очевидно существует устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость между эффективностью государственного управления, качеством жизни в той или иной стране и масштабами распространения коррупции.

Самая сложная задача это изменения менталитета в широких слоях общества без этого победить коррупцию невозможно. Только практическими мерами и гласностью по противодействию коррупции можно разрушить представления большей части населения России о том, что коррупция будет существовать вечно.

Успех в противодействии коррупции во многом зависит от того, насколько высшие лидеры страны, региональные руководители, руководители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти отождествляют себя с обществом, насколько они готовы мыслить и действовать в категориях общественного блага и личного примера, насколько они способны на самоотверженность и самопожертвование.

Очевидно, что начинать нужно с себя. Большинство нынешних руководителей во всех ветвях вертикали власти современной России очевидно не готовы на такие жертвы.
Радикальные экономические преобразования и возрождение России невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора.

Однако любые экономические преобразования не могут быть абстрактными и должны проводиться исключительно в интересах своего народа.
Реформы не ради реформ, а во благо человека, это в полной мере относится к борьбе с коррупцией, ликвидации бедности, сокращению дифференциации доходов, повышению эффективности государственного управления и др.

В этой связи, хотел бы привести слова выдающегося русского ученого, к сожалению, малоизвестного, Юрия Крижанича (1617–1683), сказанные более 300 лет назад, которые не утратили свою актуальность и вполне могут быть обращены к нынешним руководителям страны: «Править так, что бы это было во благо тем, кем правят; осуществлять всякие преобразования так, чтобы жизнь становилась «непременно счастливее», а народ богаче; искать свой путь и верить в счастливую звезду России, которую Господь не оставит без своих милостей».;

Россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах.

Идея Великой России как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах демократии, социально-рыночного хозяйства, концепции устойчивого развития и создания открытой саморегулирующейся экономики настолько универсальна, что могла бы объединить государственные интересы, интересы предпринимателей, национальных элит, интересы различных политических партий и движений.

В противном случае в новом тысячелетии Россия так и останется страной «вечно зеленых помидоров», которая в течение длительного исторического периода не смогла реализовать во благо своего народа огромный природный, трудовой, научно-технический и духовный потенциал.

Для реализации национальной идеи необходимо начать реальные экономические преобразования и обеспечить решение следующих важных первоочередных задач:
• кардинально сократить масштабы коррупции;
• создать систему стратегического управления, долгосрочного и среднесрочного планирования;
• диверсифицировать экономику на инновационной основе и повысить ее глобальную конкурентоспособность;
• улучшить деловой и инвестиционный климат;
• повысить качество и эффективность государственного управления;
• ликвидировать бедность и снизить уровень дифференциации   доходов населения;
• повысить экологическую ответственность и энергоэффективность
       экономики.

Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, экономические санкции против России, относительная политическая стабильность в России, наличие природных, трудовых, интеллектуальных и финансовых  ресурсов являются объективными предпосылками для реализации национальной идеи по противодействию коррупции и построения  современного социально-ориентированного государства.