Уникальные долгожители планеты - Николай Амосов

Андрианов Владимир 2
Хотя официально Николай Михайлович Амосов не является долгожителем, поскольку до 90 лет не дожил одного года, однако его уникальная личность заслуживает особого внимания.

Как правило, до глубокой старости доживают физически и социально активные люди. Яркий тому пример сторонник здорового образа жизни  известный советский хирург, академик Николай Михайлович Амосов (1913 – 2002).

Вплотную проблемой старения академик занялся после выхода на пенсию. И не только теоретическими исследованиями, он провёл на себе уникальный эксперимент по преодолению старости. К тому времени ему было уже почти 80 лет.

Эксперимент академика длился почти десять лет, поэтому остановимся на нем подробнее, с его и нашими комментариями. 

Активно заниматься физкультурой Н.М. Амосов начал достаточно поздно. Его известный так называемый «Режим ограничений и Нагрузок (РОН)» он придумал и разработал в 1954 г. Тогда ему было уже за 40 лет и у него возникли проблемы с позвоночником.

В основе этой системы не было ничего необычного. Она состояла из трех элементов. Первый – еда с минимумом жиров, второй – физкультура и третий – управление психикой.

Регулярно заниматься бегом академик начал еще позже в 1971 г., в возрасте 68 лет,  когда завел собаку.

В 1985 г. у него возникли сердечные проблемы. Бег прекратил, ограничился гимнастикой. В 1986 г. ему сделали первую операцию. Вшили электрокардиостимулятор, после чего  бег он возобновил.

По словам самого академика, наступление старости почувствовал в 1992 г., в возрасте 79 лет, когда перестал оперировать.

Ученый начал задумываться о механизмах старения и пришел к выводу, что одно из проявлений старения выражается в сокращении массы мышц, что ведет к уменьшению физической силы и переносимости нагрузок, что в свою очередь ограничивает дееспособность старика.

«Получается так: старость – это меньше движений, меньше мышц, меньше силы, и следствие всего этого – новое ускорение старения».

Все выключенное из действия обречено на вырождение и гибель. Атрофия наступает от бездействия! Академик считал, что разорвать этот порочный круг нужно усилием воли, заставив себя значительно(!) увеличить физические упражнения, чтобы усиленной тренировкой остановить атрофию мышц.

В рамках своего эксперимента он утроил обычную ежедневную физическую нагрузку. В частности,  дистанцию бега удлинил до 5 км, а гимнастические упражнения увеличил до 3000 движений, половину – с гантелями весом 5 кг. 

Как считал ученый, результат был, старость отступила. Два с половиной года он чувствовал себя хорошо. В этот период была написана книга «Преодоление старости» и несколько научно-популярных брошюр.

Однако аортальный порок давал себя знать, появилась одышка, а потом возникла стенокардия. Гимнастику продолжал делать с осторожностью, но уже не бегал и меньше ходил.

Медицинское обследование Н.М. Амосов проводил регулярно. Очередное обследование показало, что  сердце, раз от раза увеличивалось в размерах.

Потом стало совсем плохо. Как говорил ученый: «Ясно - природу не обманул, нужно собираться на тот свет. Был спокоен: казалось, всё уже в жизни сделал. Даже воспоминания под занавес написал: «Голоса времен».

В мае 1998 г., когда академику было уже 85 лет, его дочь, кардиолог по профессии, а также ученики предложили ему поехать  в Германию и сделать операцию на сердце. В родном институте таких стариков не оперировали.

Известный немецкий хирург, профессор Рейнер Кофер вшил Н.М. Амосову искусственный аортальный клапан и наложил два шунта на коронарные артерии.

Операция дала отличный эффект для сердца, хотя ещё целый месяц его мучили разные осложнения.

После операции неутомимый ученый снова начал постепенно заниматься физкультурой. Сначала довёл гимнастику до тысячи движений, потом возобновил ходьбу – до часа.

Однако выздоровление шло медленно, мучили головные боли, сохранялась шаткая походка, но ученый терпел и не сдавался. Постепенно восстановился интерес к науке, появилось желание жить.

В возрасте 85 лет вновь решил возобновить прерванный эксперимент. К гимнастике добавил гантели, увеличил ходьбу и гимнастические упражнения до 3000 движений (1200 – с гантелями).

Осторожно бегал 1–2 км, старался под гору. Когда натренировался, бег удвоил и немного увеличил темп. Упражнения, бег и ходьба все вместе занимали примерно 3 часа, из них два часа совмещал с просмотром телевизора или прослушиванием радиопередач, чтобы «не терять время». Как написал потом Н.М. Амосов: - «старость вновь отступила».

К началу мая 2001 г. батарейка электрокардиостимулятора истощилась, и аппарат автоматически перешел на аварийный режим, стал давать постоянную частоту 60 импульсов в минуту.

Этого было недостаточно для обеспечения больших физических нагрузок, но достаточно, чтобы жить без заметных ограничений движений.

В июне 2001 г. Н.М. Амосову сделали операцию по замене  электрокардиостимулятора, которая прошла успешно.

Гимнастические упражнения возобновил со второго дня после операции, ограничив упражнения с гантелями. Снова начал осторожно бегать. Постепенно восстановил бег и объём гимнастики с гантелями. Шаткость походки, к сожалению, осталась.

В своих заметках академик отмечал: «Победить старость не удаётся. Однако умственная работоспособность сохраняется. Эксперимент продолжается. Живу активной жизнью: пишу статьи и книги, подключился к интернету.

Прохожу обследование каждые полгода: пока всё благополучно. Анализы отличные. Сердце уменьшилось в размерах до уровня начала эксперимента.
Нет, старость не исчезла: движения всё же скованны, особенно по лестницам. Но в городе хожу быстро, когда разойдусь, и в транспорте езжу свободно».

По истечении семи лет, анализируя результаты эксперимента писал: «Уверен, что при здоровом сердце большие нагрузки обеспечат активную жизнь до 90 лет. А счастливым (или несчастным?)- и до 100. Но советовать - остерегусь. Опыт мал. Пожалуй, это и всё».

В последние годы Н.М. Амосов сильно болел, перенес тяжелую операцию, но продолжал писать книги и открыл персональный сайт, где разместил о себе такие слова: «Мне 88 плюс плохое сердце (стимулятор, протез клапана, шунты на коронарах). Правда, я провожу эксперимент по преодолению старости: два часа гимнастики, час ходьбы, диета, но перспективы сомнительны. Размышляю о науках из интереса, пишу и печатаю из потребности самовыражения, без притязаний на приоритеты и признание».

Ну и наконец, последние оценки самого Н.М. Амосова о своем эксперименте: «Вот этим я и недоволен – «старение как процесс не остановилось, преодолеть мне его не удалось. Идешь по лестнице и думаешь, куда бы ногу поставить, автоматически ходить уже не получается. Идти по прямой дорожке или бежать мне совсем нетяжело, а по неровной – ничего не выходит. Вот такая она, горькая стариковская специфика".

Совет опытного пациента: расслабься и терпи. Для стариков - вообще нет проблем - испытал на себе то, что знал раньше по пациентам: умирать не страшно. Природа защищает психику умирающего от излишних страданий».
Умер Н.М. Амосову 12 декабря 2002 г. от сердечной недостаточности в возрасте 89 лет.

                *             *             *

Основной вывод, который можно сделать из эксперимента Н.М. Амосова – это удивительные возможности человеческого организма, его способности адаптации к значительным физическим нагрузкам даже в преклонном возрасте и даже с патологиями сердечно-сосудистой системы.

Однако, на наш взгляд, по всей видимости, изначальная посылка Н.М. Амосова о том, что с возрастом физические нагрузки должны увеличиваться, не совсем верна.

Многие ученые на основе проведенных экспериментов считают, что с возрастом снижается способность организма адаптироваться к значительным физическим нагрузкам, поскольку изменяются характер обмена веществ и состояние основных систем организма.

Поэтому значительные физические нагрузки, спокойно переносимые взрослыми людьми, могут вызывать необратимые нарушения у пожилых и старых людей.

Возможно, если бы Н.М. Амосов в преклонном возрасте не увеличивал, а дозировал физические нагрузки, то у него было бы меньше проблем с сердечно сосудистой системой, и возможно, он прожил бы дольше. Однако так же, как и в истории, в отношении здоровья человека не может быть сослагательного наклонения.

По моему мнению, с возрастом нужно не увеличивать физические нагрузки, а стараться их не сокращать, а сохранять на оптимальном уровне  и стараться увеличивать подвижность.