Хорошие они были, добрые, немцы эти

Станислав Климов
Памяти бабушки Татьяны,
Носенковой Татьяны Ивановны

Бабушка моей супруги Марины, Татьяна Ивановна Носенкова, была «голубых кровей», из большой семьи зажиточного кулака, Донского казака. Проживали они, да и проживают сегодня в Ростовских и Волгоградских степях. Бабушка Таня ушла в мир иной, будучи при полной памяти и в чине прапрабабушки в девяносто четыре года, год назад. Сколько помню её, всегда при очень хорошей памяти обо всей своей долгой и насыщенной жизни. Помнила она и раскулачивание казаков в двадцатые, помнила и бегство из родного дома всей семьи, под покровом южной ночи, помнила и то, как женила на себе «безпортошного» Сергея и жила за ним, как за каменной стеной до середины девяностых. Помнила и войну, оккупацию немцами Донских станиц и хуторов. Многое помнила бабушка в свои девяносто лет…

Однажды мы с Мариной попросили рассказать бабушку о том случае, когда немцы жили в их селении, хуторе Советском. Уж больно она любила свою нелёгкую казачью молодость и умела чётко и подробно обо всём рассказывать…

Бабушка Таня поправила на седой, аккуратно подстриженной «под Мирей Матье» голове, белый чистый платок, смахнула слезу и чинно, по-купечески, усевшись на диване, поведала нам рассказ:

«Перед самой войной у мамки Василисы нас было шестеро, четыре девки и два парня. К маю сорок первого мне было двадцать, Валентину девятнадцать, Елене восемнадцать, Анютке только стукнуло двенадцать, Виктору всего одиннадцать, а Галка и вовсе в сороковом родилась…

С первых же дней мобилизации отца и Валентина призвали в армию. Оставили обоих здесь, на южном направлении, родные хутора и станицы защищать. А немец быстро шёл к Сталинграду, мы только и слышали сводки по радио, как он занимает город за городом, почти всю Украину взял и уже начал ступать на Дон. Мы с Сергеем моим недавно поженились и к приходу немцев в хутор, в апреле сорок второго, он был на фронте, а я на сносях. Под сердцем я двойню девчонками носила. Сергей, уходя на фронт, уже знал это и велел мне назвать их Галкой и Тамарой…

Немцы пришли в наш хутор, расположились по хатам, завели комендатуру. Народ не сильно пугали, вежливые были, обходительные. К нам в дом, бывало, зайдут, увидят, сколько ртов, один малей другого, и ничего не отбирая, уходят. С малыми разговаривать пытались на своём, да разве мы разумели ихню речь. А мы бедненько жили, хотя, небольшое хозяйство отец перед войной держал. Больше для прокорма семьи. А тут один парень с нами остался, Виктор. Так с хозяйством девкам малым управляться приходилось. Мамка моя в одно время со мной ещё дочкой беременна была.

Однажды к нам в хутор офицер ихний заехал. Так он ходил по домам и там, где много детей, раздавал шоколад и печенье, хлеб и игрушки. Вообще про немцев в хуторе ничего не могу сказать плохого, по доброму к нам относились.

Мимо хутора по дороге целые колонны ихние громыхали. Пыль поднимали, на Волгу шли. А однажды, когда они совсем подошли к Сталинграду, там шли бои и постоянно громыхали взрывы, случилась бомбёжка нашего хутора с самолётов. В округе уже сады цвели и огороды в зелени стояли, середина мая подходила. Жарко было. Не знаю, что ему взбрело в голову кидать бомбы на своих, живших в хуторе, но случилось.

Лена пошла к колодцу за водой. А он стоял вдалеке от огорода, почти за околицей хутора. С ней двухгодовалая Галка увязалась. Я-то беременная тяжело ходила, а тут уже и роды должны быть, я дома лежала. Анька около меня, мамка тоже с животом в доме. Витька где-то шастал. Тут пролетал над домом самолёт и вдруг, взрыв недалеко от нас. У меня схватки начались от испуга, а здесь ещё Витька забегает с огромными испуганными глазищами и орёт на всю хату:
- Мамка! Там Ленку и Галку бомбой убило! Тикаем! – и обратно на улицу выскакивает.
Нам делать нечего, все за околицу, через колодец, в степи, как можем. А он уже около Галки сидит и плачет во всю степь. Мы увидели, что Лена, вся юбка в крови, с ведром лежит возле колодца и стонет, а метрах в двух от неё нога, её нога в ботинке.
- Жива, - первые слова мамки и бегом к ней.
А у меня схватки сильней и сильней. Плохо мне. А тут ещё один самолёт летит и опять бомбу бросает. Взрыв рядом с домом, откуда мы только выбежали. За спиной у нас что-то загорелось и мы врассыпную, кто куда от страха…

Я уползла в воронку от бомбы и боли меня такие одолели, что ни двинуться, ни крикнуть. Лену мамка беременная и Анютка тянут ко мне. Приползли, упали на дно и не знаем, чего делать, а уже слышим ихню речь:
- Ругаются, что ли? – спрашивает мамка.
Анютка высунула головёнку с воронки, смотрит, как они кого-то ищут и орут по-своему. А потом увидели её и к нам…

Очнулась я на койке, в немецком полевом госпитале. Вокруг белые халаты и карболкой пахнет. Схватки прекратились, а я начала задыхаться. Помню только, как дали чего-то понюхать и сразу очнулась. А он мне кричит по-ихнему и показывает на подол. У меня даже стыд пропал, поняла, что плохо всё со мной и детками. А он мне пытается объяснить, что бы я тужилась, а то помрём все. Ребёночек первый головку высунул немного и застрял, дух из меня вышел весь, потуги кончились.
Гляжу, он щипцы здоровенные берёт и куда-то в тазик макает. А потом ко мне, между ног пристраивается. Я хотела закричать, ноги сжать, да сил нет. А он спрятал голову свою ко мне под подол и орудует там. Вдруг, раз! И мне так легко стало, дышать сильно начала и потуги снова пошли. Я почуяла, как что-то из меня выходит и неожиданно крик раздался! Родился, значит, здоровенький! И я потеряла сознание…»

…Слёзы покатились из бабушкиных выцветших глаз. Платочек, который она весь рассказ теребит в морщинистых ладошках, скомканный и влажный, вытирает глаза.
- Бабуль, может не надо дальше? – Марина подсаживается на диван, обнимает её и  гладит по спине.
- Да, ладно, чего уж там, - бабушка вытирает нос и продолжает…

«…Это потом мне мамка сказывала, что вынимали первенца щипцами за голову, потому, что он застрял и все нам не давал дышать. Немецкий врач спас меня и Тамарку, которая шла второй. Первенец из-за травмы головы от щипцов умер сразу… Лене оторвало бомбёжкой ногу и ей сделали операцию. Она осталась с одной ногой, но живая. Галку же убило той бомбой, что самолёт сбросил возле колодца. Немцы сильно ругались, их лётчик перепутал хутор. А второй сбросил бомбу за первым. Хорошо, что остальные остались живы. Не стало только маленькой Галки…»

Бабушка промокнула платочком увлажнившиеся глаза, тихо и спокойно, видимо, за семь десятков лет память уже вылила все мокрые потоки по погибшим и искалеченным…

Прошло больше полувека после того трагического случая в большой казачьей семье беглого кулака, хорошего семьянина и работяги. Не вернулся с войны Валентин, расстрелянный немцами под Сталинградом и два его дядьки, братья Василисы. Отец пришёл без единой царапины и дожил до семидесятых. Их мама пережила его лет на двадцать.

Старшая дочь большой казачьей семьи, наша бабушка Татьяна, ушла в мир иной только год назад, 29 июля 2015 года. Её младшие сёстры, увечная с пятнадцати лет Лена, Аня и родившаяся в июле сорок второго Юля, живы и по сегодняшний день. В кругу большого семейства, среди своих детей, внуков, правнуков и праправнуков живут они в городе Боевой Славы Калаче-на-Дону. Тихий Дон и сегодня омывает прибрежные степи и луга, хутора и станицы казаков, до сих пор смывая кровь русского люда с могил и крестов погибших за свою землю, промакивая солёные слёзы ныне живущих…

А сколько ещё таких семей живёт на Руси Великой, чьи жизни и смерти туго переплелись с той далёкой уже, но не забытой нами сегодня войной. Пока живы воспоминания в их умах и пока жива память в чьих-нибудь строках, все будут живы в наших сердцах…

Вечная им память…

20 августа 2016 года