Как я была на сцене

Светлана Гукова

Ох и люблю же я сцену! Не потому что показать как-то себя хочу, или внимания какого-то там к себе,  а просто  здесь всё и выявляется, что у тебя там внутри скрыто.
Первый раз я попала на сцену в 7 лет. В Детском ДК был концерт музыкальной школы, и мне было поручено объявлять номера. Сначала я боялась, потом мне понравилось, а потом всё и началось... Короче, где и когда я приобрела привычку говорить "тьфу", если ошибалась, не помню. Ну, это как "блин " у наших детей. Мама всё ругалась и так возмущалась, как будто я что-то страшное сотворила и делала выпученные глаза. Конечно, я внимания не обращала. Но тут вот на этой сцене я вдруг ошиблась и тут на весь зал это "тьфу"  прозвучало. Когда я поняла, что сделала, то впала в величайшую печаль. Зал, конечно,  смеялся, но впечатление праздника было испорчено. Да и дома ещё мне досталось.  К 11 годам меня вообще от мысли, что надо куда-то выходить, просто трясти начинало, но экзамены-то в музыкальной школе всё равно на сцене были. До сих пор помню, как играла Чайковского " Бабу Ягу". У меня не только пальцы тряслись, но и зубы стучали. В общем, вот таким вот запуганным существом и попала я в лагерь "Колонтаево" на очередную смену. Вела я себя тихо, никого не трогала, но тут на утренней линейке  объявили, что вечером будет конкурс "А ну-ка девушки!". Я на это внимания не обратила, но  после тихого часа наши девочки тихо и торжественно отвели меня в комнату  нашего вожатого Олега Боцкалёва, и он объявил, что я иду на этот конкурс как представитель отряда. Вот так прямо и объявил. У меня  от страха ноги задрожали, сердце в живот провалилось. Дело в том, что я ничего не умела делать по хозяйству. Только картошку чистить и жарить. Но Олег меня успокоил, сказал, что я со всем справлюсь. Приближался вечер. Я вспомнила Хому Брута из "Вия" Гоголя. Вот именно, что бояться, ведьм-то не будет.
Вот так с прилепленным к желудку сердцем я и вышла на сцену. Играла музыка. Начальник лагеря объявил начало праздника. Нас было несколько девочек. Выделялась одна маленькая девчушка, похожая на Янину Жеймо из сказки "Золушка". Двигалась она уверенно, голову держала прямо. А я тогда была худая, платье на мне было от кого-то доставшееся, волосы были длинные, невзрачные... Ну, кошмар сплошной.
Объявили первый номер.
- На этом столе разложены цветы, - объявила ведущая. Вы должны подойти, выбрать их и составить букет, а потом всем рассказать, как он называется, и почему вы его хотите подарить.
Все стали подходить к столу. Когда подошла я, то пришла в ужас, там остались увядшие стебли клевера, колокольчика, какая-то ещё трава. В общем, я что-то собрала. И вот с этим что-то нужно было двигаться к микрофону. Двигаться нужно было всё равно, и говорить тоже что-то было нужно.
- Мой букет называется "Сюрприз" - пролепетала я, глядя на метёлку поникших трав. Зал просто грохнул от смеха.
- Я думаю, каждому хотелось бы получить такой же букет, - продолжила я говорить, не обращая внимания на свист с задних рядов. Теперь мне  стало всё равно. Наверное, сейчас всё закончится, вздохнула я с облегчением. И тут объявили второй номер.
- Наверное, все вы дома помогаете маме по хозяйству - продолжала ведущая. И сейчас мы посмотрим, кто это делает лучше всех. Сейчас вы будете солить капусту!
У нас дома не солили капусту. Вот уже больше полугода, которые прошли  после тяжёлого гипертонического криза, который случился после товарищеского суда с соседями, когда нас собирались выселить в маленькую однокомнатную хрущёвку, мама приходила с работы  и ложилась отдыхать. Мы даже на дачу перестали ходить. Я  решила спросить у других девочек, как же её солят.
- Берёшь капусту, морковку, соль и выжимаешь всё, чтобы сока побольше было,-  по деловому сообщила мне девочка, стоящая рядом.
Так мы стояли  в один ряд и жали её на тарелках
-Долго ещё?- спросила я
- Жми, жми, хуже не будет
 Я так и не поняла, понравилась ли моя капуста, но с того времени, я квашеную капусту не покупаю. В любое время года и из любого сорта выжимаю сколько надо сока и не задумываюсь, понравиться ли это кому-нибудь. Едят всегда.
Но на этом мои мучения не закончились. Они решили узнать, что мы скажем, если выиграем конкурс, или если проиграем. Так мы вновь стали в очередь к микрофону. Та маленькая хорошенькая девочка, похожая на актрису Янину Жеймо радостно сообщила, что она от всей души будет радоваться своей победе. Но если проиграет, то (мне уже никогда этого не повторить) то, как Иосиф Виссарионович Сталин скажет: "Будет и на нашей улице праздник!"
Пока я стояла и думала, что же мне сказать, в меня стали бросать огрызки яблок. Стало обидно, но я проснулась, и мне удалось что-то пролепетать. К счастью, объявили следующий конкурс. Надо было станцевать, спеть песню или прочитать стихотворение. Я вспомнила, что 2 года назад моя мама дала мне в руки какую-то книгу или журнал, показала напечатанное там стихотворение и сказала, что мне его обязательно надо выучить.
- Зачем? Спросила я - На что мама ответила, что оно мне обязательно пригодится... Я послушалась. Мама плакала, когда я его читала дома. Автора я не помню. К этому возрасту я знала немного поэтов, писавших о войне. Я решила, что они знают меньше. Набравшись  смелости, я вышла к микрофону и громко проговорила:
-Лев Ошанин. Баллада о красном знамени.
Суть этого такого важного в моей жизни произведения состояло в том, что красный командир, умирая, оставил знамя полка деревенскому мальчику и завещал сохранить его. Мальчик тайны не выдал и был замучен фашистами. Помню, там были такие строки:
-Избили мать до полусмерти у мальчугана на глазах,
-А он стоял, душою светел, весь в кровоточащих рубцах.
Ну, совсем, как первые христиане в период правления Диоклетиана. В общем, когда я закончила, в зале стояла тишина. Потом были аплодисменты, а Олег Боцкалёв стоял в сторонке и улыбался, как будто знал, что так всё  и случится. Со сцены я ушла совершенно другим человеком, чем поднялась на неё. С тех пор я всегда делаю то, что боюсь,  выдавливая страх из себя, как заглатываемый случайно воздух.
И всё-таки у меня была настоящая сцена!
В институте на четвертом курсе у меня образовалась общественная работа. Тоже случайно. Позвала меня моя знакомая к себе на заседание профкома. ( Я девочка серьёзная была, в гости ходила по учреждениям). Вышла я оттуда, уже, будучи членом профбюро, возглавляющим культурно-воспитательную комиссию. Пока я выясняла, что это такое,  мне дали билет на новогодний студенческий вечер. Тогда институт арендовал залы гостиницы "Турист", которая находится на Ленинском проспекте. И вот на этом вечере выступал ансамбль "Цветы". Они вышли на сцену, спели несколько песен и объявили лотерею. Сказали, чей номер назовут, тот на сцену и выйдет. И тут я поняла, что наступает время "Ч", а сапоги у меня старые, да и на голове не очень что приличное. Все эти  мысли пролетели у меня в голове за несколько секунд, пока эти номера называли. Тут, конечно же, мой номер прозвучал и я пошла. На сцену. Надо сказать, что после того, как я вышла с профбюро председателем культурно-воспитательной комиссии факультета, моё сознание несколько изменилось. Поэтому дяденьку лет 40, который на сцене пел, я воспринимала исключительно, как соратника по культурному цеху. Нас было 5 или 6 человек. Нам сказали, что будем петь песню " на недельку до второго я уеду в Комарово". Девочка с хвостиком предложила петь  " в Конаково", так как там была наша студенческая база. Он согласился. Мы стояли лицом к залу, а  затылком я ощущала шевеление инструментов ансамбля "Цветы". Грянула музыка,  и мы запели. Наверное, я пела громче всех,  потому что дяденька с микрофоном посмотрел на меня с большой надеждой и бросился ко мне, приближая микрофон к моему лицу. Отступать мне было некуда - сзади был барабанщик со своей ударной установкой. Я глянула дяденьке с микрофоном в глаза - они говорили только одно: Пой! Это была самая длинная музыкальная фраза в моей жизни. Всего лишь припев песни.  С этого момента я поняла цену слова. Потому что,  когда тебя услышат, значит, услышат, и не должно быть ничего лишнего, потому что другого такого случая уже не будет, да ещё много разных «потому что» можно назвать. И самое главное, что я поняла,- это когда ты доверяешь Жизни  и поступаешь по послушанию старших, беды не будет уж точно, какая бы странная сцена из твоей жизни не разыгрывалась,