Творческая ниша авторов и даже писателей

Валерий Казанцев
О том, что состояние культурного творчества в текущей жизнедеятельности человечества напрямую характеризует степень его духовного развития, говорить много не приходится в связи с очевидностью этой формулировки. Однако по факту жизни получается картина маслом, как говорят у них в Одессе. Творчество-то творчеству оказывается рознь! Ведь одно дело звуки, воспринимаемого человеческим слухом, спектра акустических частот, которые воспроизводит музыкальное искусство, другое – гармония красок и их оттенков, уложенная рукой мастера (чаще с приставкой «почти») на холст, и вообще новый взгляд на сущность бытия, выражаемый грамотным автором. Тут можно вспомнить и про скульпторов, дизайнеров (одежды, ландшафта и т. д.), архитекторов, «киношников», «театральщиков» и прочих любителей широкого спектра красивого.

Насколько эти виды культуры и искусства соприкасаются с собой? Есть ли в них что-то общее? Какие направления можно считать приоритетными? Как социум сегодня оценивает их с точки зрения перспектив развития?
На эти вопросы автор и попробует ответить с высоты своего видения проблемы в данном эссе.

Итак, оценим сначала степень близости различных видов искусств с точки зрения общности решаемых задач. Конечно же, все они предназначены для создания «прекрасной» атмосферы в своем спектре деятельности. Гармонизация оптических и звуковых восприятий является приоритетной задачей всех их. Как и в любом виде творчества есть классические направления, и в силу дуальности нашего реального мира им противостоит соперник в лице креатива. Зачастую этот креатив уродлив и мерзок, но его живучесть не подвергается сомнениям в силу именно противопоставления классическим началам (например, вспомните «Квадрат Малевича» и проч. направления подобного толка). 
Таким образом, общность всех видов искусств сводится, как к общности интересов (развивает чувство прекрасного, что может соотноситься в известной степени к духовному развитию), так и к структурному сходству (классика и новые направления).
Но этого очень мало, так как именно различия выделяют их из общей области культуры и искусства. Эти-то различия и вызывают особый интерес автора данного эссе в контексте приносимой пользы и коммерческой выгоды. Вот тут-то и вскрываются все перекосы в развитии духовности общества очень наглядно.

Для того, чтобы объективно оценить важность отдельных направлений искусств (литература, музыка, изобразительное искусство, скульптурное творчество, дизайны всех видов, включая архитектуру и проч.) достаточно обратить внимание на два аспекта – образование и капиталоемкость потребительских рынков.
Вспоминая школьную программу, автор может с уверенностью сказать, что литературе в программе среднего образования придавалось (и сейчас придается) очень важное значение. Особенно хорошо это видно, если увязать вместе два таких предмета как русский язык и, собственно, литература. Эти два предмета школьного образования даже в общем перечне (взять хотя бы дневник школьника) всегда стоят в первых строчках. Получается, что люди, отвечающие за образование нашего общества, хорошо понимают приоритеты. Но, что же происходит потом?! То есть, как изменяется картина этого понимания, когда дело доходит до коммерческой ипостаси? А ведь именно потребительские рынки, формируемые, кстати, не спонтанно, определяют со всей наглядностью степень важности для человека тех или иных видов культуры и искусств.

Совершенно очевидно, что литература перестает играть первостепенную роль в обществе. Даже скажу жестче, она выкинута на задворки искусств сегодня. Потребителю уже не интересно читать, он хочет смотреть. Кроме того, интеллектуальная нагрузка «шедевров» перестала считаться достоинством, ведь человек хочет воспринимать искусство как определенный вид отдыха. А свой досуг нужно проводить в состоянии расслабленного восприятия информации, так как динамичный современный мир располагает к особой организации своего восстановления после активной трудовой деятельности. Автор во многом утрирует, тем более что вкусовые пристрастия (речь не о кулинарии, а по теме эссе – шутка юмора) определяются уже не самими потребителями, а, именно, технологиями продаж. Заметьте, кстати, что социальная иерархия сегодня в большей степени стала сообразовываться с уровнем доходов (не образованием, происхождением, интеллектуальным уровнем и т. д. – как раньше), что и позволяет говорить в этой связи именно о потребительских рынках. То есть, все мы являемся не самодостаточными личностями в настоящее время, а потребителями. И вот тут-то и наступает момент истины. Литераторы попадают в неликвидный рынок. Причем и он очень плотный и управляется не самыми демократичными инструментами.

Любой начинающий автор попадает автоматически в разряд «планктона», который питает и наполняет общую культурную среду, но никак не может реализоваться в коммерческой ипостаси, так как продвижение продукции требует значительных первоначальных капиталовложений. Ведь этот спектр потребительского рынка не работает на общих условиях конкуренции, которые должны бы по самому определению зависеть напрямую от качества продукции. Отсюда и происходит невиданное доселе негативное направление развития самого интеллектуального и значительного из всех видов искусств – современной российской литературы. И это ее угнетенное положение никак нельзя будет изменить без активного вмешательства государства. Союз писателей России, где же ваша работа на государственном уровне?! Кто, как не вы, должны радеть за свое детище?! Вопросы не риторического толка!

Кстати, коротко об интеллектуальной составляющей литературы в сравнении с другими видами искусств. Разве не смешно сравнивать с этой точки зрения авторов литературных произведений с деятелями даже изобразительных искусств или музыкантов. Не переходя на личности, всем и так понятно, что художник, например, или его аналог от музыкальной сферы деятельности - композитор - по самому определению при прочих равных условиях (академическая формулировка, уравнивающая шансы сопоставляемых сторон, для чистоты эксперимента) уступают в этом аспекте мастеру слова - писателю. Но всем очевидно, что коммерческая ценность их работ (картин или музыкальных композиций) намного выше, чем автора текстов. Талант писателя становится невостребованным по причине «горя от ума»? Казалось бы, что люди, владеющие самим словом, должны управлять умонастроениями общества по самым объективным соображениям. Но происходит невиданное – их как бы не замечают. Возможно, скоро все будут писать сценарии для фильмов и рецензии на картины. Как избежать этой бездны безумия?!

Сначала мне казалось, что наш горячо любимый сайт «Проза.ру» является настоящей деловой площадкой для реализации талантливых авторов литературных произведений. Но сейчас я уже довольно четко понял, что данный портал больше похож на сайт знакомств по интересам, что тоже не плохо, если бы не одно «но». А причем здесь Союз писателей России тогда и все их конкурсы и т. д.?!

Не хочется заканчивать данное эссе на депрессивной ноте, а потому скажу о своих надеждах на светлое будущее и без пафоса так – нужно нам самим наполнить литературный потребительский рынок таким достойным материалом, что бы у других уши сгорели от зависти. Или еще круче – сформировать широкий потребительский спрос высоким качеством продукции, когда даже нынешние инструменты регулирования рынков не смогут ничего противопоставить самой правде жизни. Представьте себе картину, когда молодой человек на выходной будет планировать не поход в кино, например, а прочтение какой-нибудь интересной книги. А ведь это реальнее, чем может показаться на первый взгляд. И в пользу этого, кстати, говорит и формирование сегодня у молодого поколения виртуальных наклонностей. А где, как ни при прочтении произведений художественной литературы, может работать воображение на максимуме своих возможностей?! Возможно, что литературу еще ждет впереди свой «золотой век», а авторы соответствующих текстов еще получат свой шанс.

И еще напоследок…. Есть премудрость, а есть прелесть. Да услышат меня имеющие уши!

Да, чуть не забыл обратить внимание читателей на один очень показательный факт. Всех музыкантов, художников, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, актеров, режиссеров, модельеров и иже с ними во все времена обучали и обучают сейчас в специальных учебных заведениях, что говорит о трепетном отношении к цеховой принадлежности, а также о неких правилах игры. А теперь подумайте, почему же на квалификацию писателей не распространяется данная норма. Авторству нигде не обучают в рамках профессии, так как филологическое образование в ВУЗах и школьная программа по литературе и русскому языку никак не относится к этому понятию.
А ведь это говорит о многом. И не только о второсортном положение литературы в нашем обществе, но и том, что данному ремеслу обучает только Сам, так как талант и гений автора текстов, если убрать условности, носит практически сверхъестественную природу. Именно в нем воплощено Слово. Об этом нужно всем очень хорошенько задуматься!