Трудники Святого Валаама

Николай Белавинский
 Так получилось, что я снова оказался на Валаамской земле, но уже в качестве трудника. Я слышал об этих людях, добровольных помощниках братии, но это, пожалуй, и все что я мог бы рассказать о них еще месяц назад. Что же это за люди? Как они живут на острове? Чем занимаются? Чем отличаются от волонтеров?
 Каждый из нас приходит разными путями к Богу, но конечный результат у нас всех один. И этот результат будет зависеть от многих вещей: как ты относился к ближнему, своим детям, чисты ли были твои помыслы и дела, откровенен ли был на исповедях, вкушал ли кровь и тело Христовы.  Именно таких людей я встретил на теплоходе «Святитель Николай» вместе с которыми я отправился трудничать на остров. Истории, которые я услышал за время своего прибывания на острове настолько разнятся друг от друга, что иногда это просто в голове не укладывалось. Общаясь с такими же трудниками как и я, мне стало понятно что к Богу мы приходим через наши скорби. Скорби которые мы несем через нашу жизнь, это и есть наш крест. Брат Михаил остался без жилья, и не потому что его не было, а потому что он оставил его своей жене при разводе. Он до сих пор общается с ней, в августе она приезжает на Валаам, брат Михаил подробно узнал все для нее: как доехать, где остановиться. Разве это не любовь, к ближнему? Именно она, в самом своем ярком проявлении. Еще один брат спасается на острове от алкогольной зависимости, в нашем разговоре он мне сказал «я не могу жить в городе, там постоянная суета, друзья постоянно зовут выпить». Есть, люди, которые остались без работы и решили, что не стоит тратить время своей жизни впустую, а посвятить его труду во Славу Божию. Есть братья, которые ездят по обителям России, благодаря им я узнал о Дивеево, Соловках. Много ли нас таких в России? Я бы ответил так: все мы. Многие из нас в своих скорбях ожесточаются, закрываются. Но еще больше людей находят свой путь, открывают свои таланты, становятся добрее и чище.
 Тяжело ли быть трудником? Может быть для некоторых тяжело, но я ни одного такого человека не встретил. Все, кто приезжает трудиться во славу Божию прекрасно понимают для чего они сюда приехали.
 Сейчас трудников расселяют в детском саду, так как в светлый праздник Пасхи случился пожар в зимней гостинице, где до этого размешали трудников, никто не пострадал. Но не смотря, на это братия монастыря не отказывает мирянам в их желании потрудиться во славу Божию.
 Мы просыпались в половину пятого и начинали готовиться к полунощнице-одна из служб суточного богослужения, которая начиналась в пять часов. Во время службы нам раздавали тетради и записки с именами, мы читали сорокоуст о здравии-ежедневное молитвенное поминание. Число сорок очень значимое, оно часто встречается в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провёл в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего. Русская Православная Церковь установила правило совершать поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день. В течение сорока дней душа усопшего проходит испытания на мытарствах, а на сороковой день совершается частный суд. Предполагается, что как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и безкровные жертвы по усопшим, помогает им силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное. Так же есть сорокоуст "о здравии". Сорокоуст можно заказывать и на более продолжительное время. Когда я читал незнакомые мне имена, где то, в глубине души я радовался, наконец то я начал молиться не только за своих близких и знакомых, но и за совершенно чужих людей. Список с именами довольно таки большой, особенно мне запомнилось что люди пишут имена заключенных, а это значит, что за них молятся, о них помнят.
 
 В девять часов у многих начиналось послушание. У некоторых послушания были в другое время, кто то, работал в котельной, ночью, готовил в трапезной. Мое же послушание было в Верхнем саду. Сколько раз я не был на Валааме, но в сады я никогда не заходил. Надо отметить что на острове есть много мест куда «вход не благословляется», это означает что туда ходить нельзя. На усадьбе есть три сада: нижний, средний и верхний. Как я уже написал выше, послушался я верхнем саду, за которым смотрит матушка Фотиния. В понедельник был дождь, я забыл взять с собой дождевик и резиновые сапоги. Матушка сразу же это поняла и без всякой укоризны выдала мне эти вещи, что бы я не заболел. Так произошло мое знакомство с этим замечательным человеком. Я никогда в своей жизни не общался с матушками, особенно для меня было непонятно как женщина может давать послушание в мужском монастыре. Но потом я понял, что это совершенно не те вопросы, которые человек должен задавать сам себе находясь в монастыре. Основной смысл послушания состоит в том, что ты исполняешь его, не задавая каких либо, вопросов, нравится тебе или нет, в послушании ты приобретаешь смирение, это очень важная составляющая часть в человеке. Все мы так или иначе в нашей жизни сталкиваемся с такой чертой характера как гордость или гордыня, очень многих эта черта приводит к нехорошим последствиям: ссоры, разводы, раздел имущества, обиды, которые у многих затягиваются на года, некоторые начинают пить. Смирение, которому я научился на Валааме очень помогает мне в жизни: я стал более спокоен, не раздражаюсь, перестал осуждать. Конечно это тяжело, когда кто то, делает тебе нехорошие и неприятные вещи, а ты в ответ не отвечаешь злом, но к этому можно прийти, главное желание. В нашей келье жило двенадцать человек, некоторые храпели, когда спали, но никто из остальных не сделал им замечание или укор, что, бы человека не поставить в неловкое положение и не дать ему почувствовать себя виноватым что, он не дает брату спать в тишине, это тоже часть смирения.
 Перед началом послушания Матушка Фотиния читала молитву: молитва перед началом всякого дела. Сначала я собирал «паденки» - яблоки которые осыпались с яблонь, затем я варил варенье на печи, которая стоит у пруда в саду. На печь ставится большая кастрюля и твоя основная задача, подкидывать дрова в печь и перемешивать варенье. А еще было послушание делать яблочный сок, мне приносили яблоки, и я выдавливал в соковыжималке из них сок в банки. Еще очень важно отметить то что время послушания связанного с приготовлением пищи надо читать молитву: так делают на ферме, в трапезной, в садах. Так проходило мое послушание.
 Заканчивали мы в двенадцать часов заходили в нижний храм: прикладывались к иконам и мощам.

 В час дня, начиналась, обеденная трапеза, трудники питаются в братской трапезной, я не буду ее описывать так как она похожа на трапезу в Никольском скиту (которая была описана в предыдущем рассказе).

 С двух часов до пяти послушание продолжается. Затем мы уходили в наши кельи. Трудники-это люди, которые помогают братии обеспечивать жизнедеятельность монастыря и в связи с этим могут быть дополнительные послушания – общие послушания, такие как: разгрузка корабля или разгрузить питание из прицепа трактора на склад. В шесть часов вечера вечерняя трапеза, а затем до девяти часов свободное время.
 
 Существуют определенные келейные правила или уставы, причем в разных монастырях они могут быть различны. Обычно они включают в себя "Утренние и вечерние молитвы", чтение Евангелия, апостольских посланий, Псалтири, акафистов, канонов, выполнение определенного количества поклонов.
 Утренние молитвы мы читали в келье, после того как просыпались. А вот вечернее правило у нас начиналось в девять часов вечера. Все трудники становились в коридоре в два ряда, друг напротив друга, а в самом начале стоял комендат, и читал Евангелие или апостольские послания. Затем мы по очереди читали «молитвы на сон грядущим», каждый из нас всегда берет с собой молитвослов. В прошлую мою поездку, один из волонтеров - Мария Шаповалова подарила мне свой молитвослов, теперь он со мной в любой поездке. Спасибо сестра Мария. Очень важная составляющая в вечернем правиле – чин прощения. Мы обнимаем друг друга по кругу и просим друг у друга прощение. Образовывается своего рода замкнутая цепочка обнимающихся братьев. Скорее всего со стороны это не понятно, но когда ты принимаешь участие то, чувствуешь прилив радости, что то, светлое и чистое, ложишься спать со спокойной совестью и чистыми помыслами.
 Моя поездка совпала с православным праздником, который был 19 августа Преображение Господне - описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас).  Для верующих происходит послабление в употреблении постных продуктов. Славяне верили, что до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Также в этот праздник, девушки гадали на суженого, а хозяйки пекли пироги, варили яблочное варенье.
 Полным, но приятным для меня совпадением стал еще один праздник в эту поездку – День всех Святых на Валааме просиявших.  Поскольку Валаам, это место для меня особенное, близкое и целебное для моей души, этот день для меня тоже стал особенным. Раньше я всегда удивлялся жизни Святых, но в течении определенного времени пришло понимание, что это такие же люди как мы, только образ жизни сделал их святыми: непрерывный молитвенный подвиг и труд во славу Божию, полное отречение от своей воли, мирских страстей. Когда то, описание жизни святого Николая Чудотворца я читал как художественную литературу. Но затем я понял, что это не рассказ о жизни человека ставшего святым, а руководство и к моей тоже жизни, так же, как и описания жизни других Святых. И уже в дальнейшем такие труды я стал читать по – другому: смотрел могу ли я что то, применить относительно себя, задумываться о том, что я делаю хорошего, какую пользу приношу ближнему, всегда ли я благодарю в конце дня Господа нашего Иисуса Христа, за то, что имею, за прожитый день, за то, что мои близкие живы и здоровы, часто ли исповедуюсь и принимаю кровь и тело Христовы. Именно для этого пишутся эти книги, и именно поэтому мы должны их читать, что бы, всей своей сущностью, душой стремиться именно к такому образу жизни.
 Не только в молитве и послушании проходят дни у трудников Валаамского монастыря. Братия также заботится и о культурном просвещении, организовывая экскурсии на скиты монастыря, а также по самой усадьбе и на колокольню. 
 И в заключении своего рассказа мне хотелось бы поблагодарить за теплый и радушный прием братию монастыря, особую благодарность хочется выразить послушникам гостиничной службы и коменданту, который несет послушание и отвечает за трудников. Ваши имена я не называю, так как знаю, что не всем это нравится, но когда я печатаю эти строки, я вспоминаю вас только хорошими словами. Каждый из вас лицо и будущее Валаамской Обители.      
Николай Белавинский
Остров Валаам, август 2016