Милочка глава 3 Серёжа часть 1-22 умерла мама Викт

Дудко 3
На фотографии – Олег, Стэлла, Рита – сестра Виктора и его мама – Вера Николаевна Дудко (Покровская).
Снимок сделан во время поездки Виктора и детей на Украину на день рождения Веры Николаевны в 2000 году - последнего года её жизни.


МИЛОЧКА

ГЛАВА  3  СЕРЁЖА

ЧАСТЬ  1-22    УМЕРЛА МАМА ВИКТОРА


  2000 год
   
  Новый век не принес облегчений. Казалось, всё неприятности, не уместившиеся в прошлом веке - перекочевали в 21-й ВЕК, ВЕК ВОДОЛЕЯ.

  У Виктора случился в этом году - инсульт, оправившись от которого, он окончательно ушел на пенсию.

  А в конце года - 25 декабря умерла на Украине его мама. Когда она стала часто болеть, Рита (сестра Виктора) перевезла её из Каменец-Подольского к себе в Полонное. Потом она ослепла и Рита ухаживала за ней до последних её дней.

  Накануне вечером она позвонила нам в Москву, рассказывала, что упала и кость руки выскочила через кожу наружу: это мол не лечится и вставить её обратно не могут. (Мы же не знали, чем ей помочь... Это она прощалась с нами...). А утром позвонила Рита...

   Как видно, все наши поездки теперь ограничиваются необходимостью посещать родных, чтобы проводить их в дальний последний путь... или навестить места их упокоения.

   Умирала она очень тяжело. Боли были такие, что она кричала, не переставая. За долгую жизнь она часто болела. Говорят, старость не лечится. Но если к старости прибавить тяжёлый недуг, то это просто ужасно...

  На похороны ездил Витя.
   
  Вспоминает Виктор...

   Меня собрали, купили билет, собрали деньги и продукты, посадили в поезд и рано утром я был уже в Полонном. Меня встретили. У гроба, он стоял в большой комнате, где до этого все три дня читали молитвы.

 На следующий день были похороны. Собралось довольно много народа. В основном, учителя. Пешком мы дошли до центрального кладбища (это несколько кварталов). В церкви при кладбище, прошло отпевание, а затем сами похороны.

(Кладбище уже давно закрыто и как только Рите удалось получить там место?!)

Могилка расположена на городском кладбище на краю высокого холма (холмика высотой в метр - полтора, но с него открывается вид в обе стороны на центральную улицу), на сухой песчаной почве. Оттуда ей видно далеко - далеко...

 Может быть и нас видно... На поминках было много народа. Но на Украине в сельской местности принято в память об усопшем произнести тосты только три раза, после последнего все дружно встали из-за стола и ушли (это меня больше всего удивило...).

 Итак, мы с сестрёнкой остались одни и по русскому обычаю подняли ещё несколько тостов. Я побоялся ночевать в большой комнате. И мне постели в маленькой - рядом с Ритой, а И.С. спал в большой.

А рано утром 28 или 29 меня посадили в поезд и я отправился домой.
   
     
  Больше на Украину нам съездить не удалось. Тем более, что Витя один уже ездить не может, только с кем-нибудь в компании. Но на могилку к маме он всё-таки собирался съездить.

  Деньги на памятник в следующем году мы Рите переслали. Памятник установили. Но нам при жизни уже, вероятно, не удастся побывать на могилках наших родных, которые волей судьбы оказались в разных странах: на Украине - в Каменец-Подольском и Полонном, В Белоруссии - в Бресте, в Средней Азии - во Фрунзе и Уч-Кургоне.

 И только в Москве и Подмосковье дети нас ещё сопровождают на могилки близких...