На расстоянии вытянутой руки. 1 часть

Оля Сома
1.
Был обычный весенний день. С утра все порядочные дети находились в школе. Конечно, мне следовало бы написать «учились в школе», но я не люблю врать. Кто-то учился, а кто-то и просто находился в школе.
Учебный день был в разгаре, мы готовились к очередному уроку труда. Мне всегда было спокойнее в кабинете труда, так как там не было мальчишек – наших одноклассников. Труд у них вел другой преподаватель и совсем в другом месте. Здесь на перемене перед уроком не нужно было быть постоянно настороже, ожидая, что в тебя может прилететь грязная тряпка, предназначавшаяся кому – то другому. Не нужно было быть готовым спрятать под стол свои учебники и тетради на случай, если мальчишки побегут друг за другом по партам… да мало ли чего они могли еще придумать. Сначала меня возмущало такое их поведение. Потом, наблюдая, как несколько лет подряд все наши учителя пытаются их превратить из дикарей в людей, я поняла, что это бесполезно. И просто стала воспринимать их как данность – дикари, временно попавшие в мою жизнь.
На уроках труда я от них отдыхала. Но вдруг случилась полная неожиданность. Одна из моих одноклассниц, девочка довольно наглая, с которой мне обычно и поговорить не о чем было, подошла ко мне и стала требовать отдать ей мою вещь (что именно – не помню, т.к. это была абсолютная мелочь, то ли стирательная резинка, то ли катушка ниток…). Внутренне меня взбудоражила такая наглость как ее требовательный собственнический тон. Нет – сказала я довольно четко. Она, не меняя выражения своего лица, вырвала из моих рук эту вещь и пошла к себе за парту, усмехаясь надо мной. Как раз в эту минуту прозвенел звонок и вошел учитель. Она была уверена, что весь урок до перемены сможет дразнить меня.
Я была очень тихой. Никогда не вмешивалась в разборки между классами и вообще не интересовалась общением среди учеников как в школе, так и в нашем классе. Мне было не до этого. Это было очень скучно для меня. Я приходила в школу «отматывать срок» обучения и была тихой серой незаметной мышкой. Меня никто не трогал, я была никому не интересна. И это очень устраивало меня. Никто не зная какая я… возможно, этого не знала даже я сама.
Все удивились, когда я встала, подошла к ней и забрала обратно свою вещь. Класс молчал. Нельзя было вставать, нельзя ходить по классу во время урока, за такое могли вызвать родителей в школу! Учитель смотрела на меня, как и все одноклассницы, открыв рот. Я спокойно пошла к своему месту и села, как ни в чем не бывало. Вероятно, учитель решила, что произошло что-то исключительное между мной и той девочкой. И так как продолжения не последовало, она просто начала урок.
Весь урок я чувствовала на моей спине взгляд. И понимала, что стоит только начаться перемене, как все продолжится. Но страха не было, я была не самой слабой. По физкультуре в моем дневнике были только хорошие и отличные отметки.
Как только учитель вышла из кабинета после звонка, я услышала злобное дыхание над своим ухом. Нахалка заявила, что я ее опозорила перед другими девчонками (действительно, ее имидж хулиганки был подорван моим пофигизмом). Она внутренне кипела, мне было пофигу. И тут она схватила меня за руку и когда я встала, заломила мне руку за спину с такой неожиданностью и силой, что я чуть не ударилась носом о парту, успев подставить вторую руку.
- Извиняйся! – сказала она.
- Не дождешься! – стиснув зубы, сказала я.
Она еще сильнее рванула мне руку и я почувствовала, как немеют кончики моих пальцев.
- Извиняйся! – повторила она, радуясь что имеет надо мной власть в этой ситуации.
- Извини, что ты такая дура! – стараясь не заплакать от боли выдавила я.
Рука дальше не заворачивалась и она решила пнуть меня коленом.
- Извиняйся! – уже не скрывая явной радости, повторяла она.
Посчитав, что до звонка и спасительного возвращения учителя еще не меньше 5 минут, я вдруг осознала, что проще сказать это злосчастное слово, чем наблюдать за тем, как все дальше и дальше немеет рука, и слушать, что она еще придумает. И я сказала.
Она довольная своей победой, отпустила мою руку. Я не могла сжать кулак, но схватила учебник другой рукой и наотмашь попыталась ее ударить. Она отскочила, дразня меня, выкрикивая – Тебе еще мало? Могу добавить еще!
Я была в шоке от того, что к числу дикарей относятся и девочки. Мне было так плохо. Только что при всех мне чуть не вывернула руку какая-то дурочка, которая на «тройки» учится, пнула меня, да еще и заставила извиниться перед ней!
Я стояла у своей парты, медленно выходя из шока. И даже не заметила, как прозвенел звонок и вошел учитель. Садись – сказала учитель мне, села за свой стол и раскрыла тетрадь, приготовившись что-то диктовать. В голове моей вдруг пробежала одна мысль – это было начало всего, перевернувшего мою жизнь -
- А ведь в жизни еще много раз придется встретиться с такими вот дурами. И что, каждая будет заламывать тебе руки и издеваться, выставляя на посмешище окружающим?!
Полностью «выпав» из реальности и решив хорошенько обдумать эту мысль, я неторопливо собрала в сумку свои вещи и, как будто так и надо, вышла из класса. Повергнув в тишину весь класс. Второй раз за день. В коридоре я столкнулась с учителем физики. Его боялись все. Он строго спросил меня –
- Почему не в классе?
Я молчала, не зная, что ответить. Но в том состоянии я почему-то даже не волновалась, хотя, как и все дети школы боялась даже задать ему вопрос на уроке физики. Не то, что соврать!
- Тебя отпустили? – продолжал он своим строгим тоном
- Нет – ответила я правду
Он был в недоумении, и наверное удивился что со мной, так дети этой школы с ним не разговаривали.
- Что-то случилось? – предположил он
- Да – ответила я и пошла спокойным шагом к выходу.
В коридорах было пусто, шли уроки. Меня больше никто не остановил и не окликнул. Я вернулась домой. 

2.
С тех пор мои мысли главным образом занимала только одна проблема – как научиться давать отпор идиотам? Как быть готовым к их выходкам? Чего вообще можно от них ждать? Есть ли предел идиотизму? Неужели и во взрослой жизни так – кто сильнее, тот и прав? Тогда почему нас не учат в школе драться? Ведь это пригодилось бы в жизни больше, чем та же органическая химия!  (да простят меня уважаемые биохимики, именно эта наука мне не пригодилась в дальнейшей жизни никак… впрочем, как и ряд других наук).
Мой мозг судорожно искал ответ на вопрос – как и где я могу научиться драться? Двор не годился, там только наполучаешь синяков, толку никакого. Замечу, что шел 1994 год – время без интернета, видеомагнитофоны были далеко не у всех, а у нас и телевизор сломался к тому времени. Чтобы починить этот тяжеленный ящик с разноцветной надписью «Горизонт», его нужно было допереть до ремонтной мастерской. Мы жили втроем – мама, младшая сестра и я. Никто из нас не мог похвастаться умением переносить тяжести практически равные своему весу. Поэтому «Горизонт» долгое время просто стоял в углу в качестве подставки под цветок. Перебрав все доступные мне варианты, я направилась… в библиотеку! Перерыв там все стеллажи школьного отдела, мне удалось найти несколько книжек – «Восточная гимнастика Цигун», «Ушу для начинающих» и «32 формы пьяного кулака». Забрав все это богатство, счастливая, я пошла домой.  У меня было чувство, что я несу самый ценный груз, который есть в мире. Крепко сжимая пакет с книжками двумя руками, я шла и думала, как за лето освою секретную технику восточной борьбы и в сентябре спокойно пойду в школу, ничего не опасаясь.

3.
Между тем, до конца учебного года оставался еще месяц! Еще месяц надо продержаться. Я твердо решила, что буду оставаться спокойной в любых ситуациях, не буду реагировать ни на что. Я – камень!
Слухи в нашей школе распространялись очень быстро, и уже на следующий день все знали о том инциденте в кабинете труда, и о том, что я самовольно ушла с урока, но особенно обсуждался мой разговор с учителем физики. Ко мне не подходили с вопросами, не смеялись надо мной, просто шушукались по углам глядя в мою сторону даже задиристые ребята. А видавшие виды хулиганы с усмешкой смотрели на меня. И по взгляду понятно было, что они мне очень не завидовали. Из шушуканий я уловила, что на следующей перемене учитель физики о чем-то громко разговаривал в учительской с нашим учителем труда. Вероятно, он злился на меня, решив, что я его обманула. И у всех в голове были только несколько слов: - Учитель физики, я, экзекуция. Что ж, я приняла это как «дано» в очередной задачке. Какое будет решение этой задачи?... Моя уверенность и решимость оставаться спокойной не дрогнули. 
Вдруг в коридоре стало тихо, все замолчали. Я поняла, что из учительской вышел ОН. Обычно так на него все и реагировали.
- Сома! – достаточно громко и сердито произнес он мою фамилию.
Я обернулась, не выдавая волнения.
- Иди-ка сюда – он махнул мне рукой, показывая, что я должна зайти в его кабинет.
Я пошла быстрым уверенным шагом мимо ребят, молча и очень внимательно наблюдавших за нами. Было такое чувство, что меня провожают на эшафот. Я шла и думала – ну не убьет же он меня… наверное. Дверь за мной закрылась так же в полной тишине. Могу поспорить, что в этот момент весь коридор неслышно рванул к этим дверям подслушивать наш разговор.
Я стояла посреди класса, худая 15 летняя девочка с косичкой. А прямо передо мной стоял ОН – «великий и ужасный» учитель физики, которого боялись все без исключения.  Нашкодить и попасть в кабинет директора школы считалось не так опасно, как сказать слово «поперек» ЕМУ. Он смотрел на меня сверху вниз, я заметила, как рука в кармане его пиджака сжалась в кулак. 
- Ну, и как это понимать? – громко выпалил ОН, хлопнув ладонью другой руки по краю парты.
- Что именно как понимать? -  переспросила я, не моргнув глазом.
- Ты издеваешься надо мной? – закричал он, снова стукнув по парте  – Ты вчера сбежала с урока, наврала мне в глаза, а сейчас стоишь тут и смотришь на меня наглыми глазами?!
Почему то его злость стала вселять в меня дикое спокойствие. Я четко увидела решение этой задачи – просто по порядку рассказать всю правду. Всё как было.
- Вас когда-нибудь унижали при всех? – спросила я спокойным тоном, опустив глаза в пол… не дождавшись ответа я продолжила свой рассказ, без эмоций. Говорила минут 5, потом подняла на него глаза и спросила –
- Вы взрослый человек, мой учитель. Скажите мне, почему люди поступают так жестоко? Где граница этой жестокости? Почему чтобы тебя слушали и уважали, обязательно нужно, чтобы тебя боялись?! – и неожиданно замолчала, заметив, что в последней фразе говорю и про него тоже.
ОН молча сел на стул. В его глазах читалось удивление. Он ожидал от глупого подростка, какими считал всех в школе, глупых отговорок и очередного вранья. Мои слова заставили его задуматься. Видимо, ОН решил, что вчера я поступила не так уж глупо, как казалось сначала.
- Нет предела человеческой жестокости… и глупости – вдруг в полголоса начал ОН.
Первый раз в жизни я слышала его голос таким!   
- Не стоит «прогибаться» перед каждым дураком. Но если твоя правда – нужно уметь «держать удар». Иди. – спокойно сказал Он, направляясь к своему столу. - Да, и еще, не стоит всем знать об этом разговоре… тебя все-равно не поймут и не поверят, а за спиной будут распускать разные слухи. Скажи, что я тебя наказал, и уже завтра все забудут об этом. Иди.
Перед дверью я обернулась, ОН проверял тетради. Я вдруг почувствовала, что даже здесь, в ЕГО кабинете мне  спокойнее, чем там за дверью - в «джунглях» школьных дикарей.  Повторив мысленно ЕГО слова:  Не стоит «прогибаться» перед каждым дураком. Но если твоя правда – нужно уметь «держать удар», я открыла дверь и вышла в коридор с лицом, не выражающим ничего.
Вокруг меня опять шушукались, посмеивались. Они мало что слышали, большая часть разговора была слишком тихой. Вокруг бурно обсуждали ЕГО крики в начале разговора и громкие хлопки. Наконец, один старшеклассник спросил издалека таким тоном, как будто ему не очень и интересно:
- Так что там было? Что Он тебе сделал?
Я сочла ЕГО совет разумным, и с видом, как будто это обычная будничная ситуация, не замедляя шага и бросив быстрый взгляд на того кто спросил, сказала:
- Наказал... слышали удары?... вот, побил.
Не знаю о чем там заговорили, хорошо что кабинет,  в который мне нужно было спешить находился на другом этаже. Порадовало во всей этой ситуации даже то, что среди наблюдателей этого фарса не было моих одноклассников. Им, конечно, опишут все в красках, но вряд ли они поверят. А сейчас «серая мышка» вернулась в свой класс, заняла свое место, урок начался.

4.
Дни последнего месяца этого учебного года шли неторопливо. С утра я была занята школой, а после обеда изучала свои драгоценные книжки. Вскоре я поняла, что картинки с нарисованными в них разными позами стоек и передвижений мне ничего ровным счетом не дают. Моя мечта рассыпалась в ладонях. Освоила я только несколько типов дыхания из Цигун, их чередование и длительность составляли дыхательный комплекс восстановления сил. В книге говорилось, что такой 15 минутный комплекс заменит несколько часов сна, и тем самым  восстановит силы. Мне не терпелось проверить. Но нужно было устать по-настоящему, чтобы понять – действительно это помогает или нет, и не стоит тратить на это время.
В то время у нас был садовый участок, добирались до которого мы на электричке. Точнее, 25 минут на автобусе до вокзала, 40 минут на самой электричке, и потом еще 40 минут пешком до самого садового участка… и обратно та же история. Путешествие довольно утомительное, поэтому при словах мамы – «поедем завтра в сад», мы с сестрой начинали искать повод остаться в городе. Так вот, однажды возвращаясь из сада, поработав там весь день и протопав до остановки 40 минут, я еле доползла до скамейки в электричке. Чувствуя себя совершенно измотанной, вдруг вспомнила про свой дыхательный комплекс Цигун. Заранее предупредив маму о том, что со мной все в порядке и что отвлекаться мне сейчас будет нельзя, я поставила локти рук на колени, головой навалилась на ладони и занялась комплексом. Внешне ничего не менялось, но мысли мои постоянно работали, сменяя один тип дыхания другим, выполняя все требования книжки. Надо сказать, что со временем я поняла свою ошибку – каждый тип дыхания и других внутренних упражнений должны были длиться определенное количество времени. А часы были на руке. Видеть их я не могла, нельзя было выходить из этого состояния. В общем я выполнила все кроме временных промежутков, в итоге когда я поднялась и взглянула на часы, выяснилось, что прошло около получаса. Книжка оказалась права! Я действительно была полна сил и дальнейшая дорога до дома стала для меня легкой прогулкой. В тот день я убедилась, что книжки иногда бывают полезны.
Сказать по правде, сейчас во взрослой жизни, когда я сильно устаю, то предпочитаю просто поспать.

5.
Стала замечать за собой такую странность – я полюбила уроки физики. Собственно, ранее я не боялась вызова к доске и факта вероятности получения «двойки». Боялась, наверное как и все в школе, приблизиться к учителю физики на небезопасное расстояние и отвечать на его строгие вопросы, пытаясь вспомнить точный ответ. Других ответов Он не принимал. Исправлять «двойки» по этому предмету тоже было тем еще испытанием (как рассказывали старшеклассники). Но сейчас мне было уже не страшно выйти к доске и встать рядом с учительским столом, ведь не так давно Он стоял в полуметре прямо передо мной, и Его горячее дыхание рассерженного великана могло обрушиться на меня. В обычной спокойной обстановке поводов для страха я больше не видела.   
И вот, на первый после всей этой шумихи урок физики я шла спокойно. В кабинете на доске было написано «Лабораторная работа». На партах лежали коробки с проводами, лампочками, переходниками, выключателями… всё, что я любила делать больше всего на этом уроке.
Небольшое отступление. В возрасте 6 лет, отец подарил мне набор примерно с таким же содержимым. Будучи мастером по всякой электронике, он видел в этом замечательную игрушку. Я быстро научилась собирать все предложенные набором вещи, в том числе светофор, электрический звонок и радио. Надо ли рассказывать, насколько ерундовой мне казалась в 15 лет простейшая схема из лампочки, выключателя и 3-х проводов с вилкой!
Пока все усаживались за парты, я планировала, чем займусь в свободные 40 минут урока. С соседкой по парте у нас была договоренность – я соединяю провода, она пишет за нас двоих все в тетрадках. Вот оно, маленькое школьное счастье.
Прозвенел звонок, в класс вошел учитель физики. На меня он не обратил никакого внимания. Точнее, объявляя тему урока и лабораторной работы, Он смотрел больше в центр класса и на задние ряды (которые, как и положено задним рядам, могли позволить себе поболтать… но только не в этом кабинете!) Мое же место было не первой парте с самого краю, которое попадало в поле зрения учителя не часто. Задание было дано, все приступили к делу. Я уложилась в 2 минуты и решила подождать ради приличия еще минуты 3. Обернувшись назад и подперев голову рукой, скучая, наблюдала, как идет работа у класса. Потом решила, что уже пора поднять руку и признаться, что работа выполнена. Развернувшись, я поймала Его взгляд. Вокруг развернулась бурная работа и шуршание. Никто этого не видел. Слава богу. Он смотрел на меня с осуждающим взглядом. Я тут же подняла руку, вскочила и сказала, что цепь готова. С недоверчивым взглядом Он подошел, включил рубильник цепи, все работало.
- Цепь осталась от предыдущего класса? – строго спросил Он.
- Нет, я ее только что собрала.
- Так быстро?
- Да, она простая.
- Пойдем ка в лаборантскую, я дам тебе другую.
Я последовала за Ним. Лаборантская оказалась не большой комнаткой за дверью рядом с кафедрой. Чего там только не было! Приборы, провода, лампы и огромное количество подписанных коробок на стеллажах до самого потолка. В центре стоял стол с телевизором и открытой задней крышкой. Мой нос залез везде (конечно тайком), я бы там пожалуй осталась до конца урока, если бы мне разрешили! Он рассматривал коробки и наконец выбрал одну. Но развернувшись ко мне, Он не отдал ее, а положил рядом на стол. Глубоко вздохнув, Он пытался сделать сердитый вид, сдерживая улыбку. Сделав шаг в мою сторону Он негромко спросил очень сдержанным голосом:
- Так ЧТО я с тобой, говоришь, сделал?
Мои щеки вспыхнули румянцем. До Него дошли мои слова, брошенные тому парню. Вот сплетники! Я так глубоко вдохнула, чтобы ответить, но все слова куда-то пропали. Вакуум моей головы не давал мне шанса на вразумительный ответ.
Видя мой ступор, Он наконец позволил себе улыбнуться. Вручая коробку с деталями, так же спокойно продолжил:
- Не шути так больше, над нами вся учительская смеется. Иди.   

6.
К нам в гости приходил отец. Мама уговорила его починить телевизор. Как он кряхтел в углу, нацепив очки и дымя паяльником, это отдельная история. Меня больше интересовал итог – наше «окно в мир» снова работало! И пусть этот огромный чемодан показывал всего 3 канала, но и по ним мы с сестрой жадно ловили почти любую новую для нас информацию. Меня, как вы уже наверное догадались, на тот момент интересовали боевики… ну и новости, если там засняли как кто-то дерется. Сестра смотрела все – от мультиков до ужастиков и научных передач. И вот еще один момент, подтолкнувший меня к переменам. Показали фильм с Брюсом Ли! Я чуть с ума не сошла от радости, что такое чудо возможно в жизни! Он стал для меня полубогом. После просмотра фильма я мечтала, что если бы я родилась не здесь, а в Китае, то непременно умела бы вот так же крутить те суперские палки на веревочке («нунчаки» - как выяснилось позже). Порасстраивавшись пару дней от того, что родилась не там и не в то время, я решила, что это глупо. Ведь этого не изменить. Мысль научиться владеть нунчаками как Брюс прочно засела в моей голове. Книжек о том, как сделать их самостоятельно нигде не было. В июне мое терпение лопнуло, разорванное в клочья фантазиями!
Меня отправили пожить в саду с бабушкой на некоторое время. Моя любимая бабушка не заставляла меня делать ничего, она только иногда спрашивала – может поможешь мне прополоть грядки или починить забор? И я довольная, что не надо полоть, бежала чинить забор! В принципе из любого выбора грядки оказывались в проигрыше. Я таскала воду в бочки, поливала, постоянно что-то чинила – пилила, заколачивала, вкручивала и красила. Собственно поэтому без особого труда мне и удалось сделать себе подобие нунчак. Со временем они доделывались и совершенствовались. Забегая вперед скажу, что за несколько лет мною было сделано около 10 разных нунчак. Но первые остались самыми любимыми.
Наш сад был на краю садоводства, сразу за забором росли невысокие сосны, а под ногами постоянно находили грибы маслята. Наступил вечер. Спрятав свои нунчаки под футболку, я сказала бабушке, что пошла за маслятами. Трава между сосен была совсем низкая и больше походила на ковер спортзала или на те пейзажи из китайских фильмов. Вообразив, что нахожусь в Китае, я приятно полной грудью вдохнула сосновый воздух ставший уже прохладным. Вытащив спрятанные нунчаки я подумала, что когда то давно вот так же начинал свою первую тренировку Брюс Ли. Окончательно поверив в это и почувствовав себя китайцем, я начала изучать свою новую игрушку. Несколько движений я запомнила из фильма и теперь повторяла их снова и снова. Сначала пришлось сбегать за отцовским плотным строительным подшлемником… потом за курткой с длинными рукавами и перчатками. Но они все равно не сильно спасали от синяков мою голову и руки. Не обращая внимания на эти мелочи, я была на седьмом небе от счастья. Здесь я смогу тренироваться все лето когда угодно, хоть с утра до вечера. Я справлюсь с этой чудо штукой китайского происхождения! Уже начала справляться.
Несмотря на то, что со временем на палки нунчак были натянуты куски разрезанной велосипедной камеры, веревка соединяющая их была пропитана клеем ПВА, а крепления усилены, синяков становилось все больше. Каждый день я требовала от себя все большего – быстрее вращение, быстрее перехваты. От многодневного и многократного повторения мои движения стали уверенными. Теперь я уже не боялась случайно попасть себе по затылку или локтю. Тогда началась игра в бой с тенью ))) Вспоминая кошачьи движения и прыжки, я подражала им как могла.
В августе меня с трудом утащили в город из моего рая. Нужно было готовиться к школе.