Магический реализм Мартины Хоффманн

Тина Гай 2
Магический реализм Мартины Хоффман оставляет ощущение странное: змеи, животные, люди птицы - всё есть. Почти по Чехову: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни...»


Но если у писателя это картина запустения, то у Мартины Хоффман – торжества Жизни, яркой, разнообразной, мистической, непонятной, священной и тревожной. Своими предшественниками она считает Уильяма Блейка и Гюстава Моро, родоначальников магического реализма. Сегодня она - одна из самых ярких представительниц этого направления, которому обучает всех желающих в студиях Испании и Америки.


Она уверена, что любого можно научить писать картины, потому что в каждом присутствует частичка того Единого Духа, который творит все земное и небесное. Каждый может визуализировать свои сокровенные чувства и ощущения, предъявив их миру. Картины самой Мартины - результат общения с необычными людьми: шаманами, мистиками, монахами, визионерами.


Они дают ей импульс к размышлению о мире, внутренних комплексах, женском начале в мире и многом другом. Творчество для нее - синоним дыхания, то, с помощью чего она изменяется и изживает страхи, поэтому неважно, чем заниматься, главное, чтобы это было творчество. Без него она лишается самого главного - энергии жизни.


Творческий процесс – это глубокая форма медитации, позволяющая войти в пограничное состояние сознания, подобное сновидениям, и заглянуть во внутренние пейзажи своей души. Только в эти моменты она вступает в контакт с самой собой, своей сокровенной сущностью, рождающей  богатые образы, символы, эмоции, проступающие сквозь волнообразные узоры.


Дух в ее картинах - сила, объединяющая всё и всех, независимо от религии и культуры. Только объединившись, можно преобразовать нашу планету, а с помощью искусства усовершенствовать реальность до красивого и сильного состояния.


Основную часть  жизни художница провела в Камеруне и Африке, среди народов, не тронутых западной цивилизацией и навсегда сохранила любовь к их жизни, древним верованиям, обычаям,  богам. Они вдохновляют ее и задают ту систему координат, в которой Мартина Хоффман творит. Все эти тотемы, экзотика, маски, яркий и необычный стиль – оттуда.


Перечисление названий только некоторых ее картин («Дух ветра», «Древо познания», «Земля», «Дух леса», «Трансмутация», «Трансмиссия», «Богиня», «Голубая Мадонна», «Черная Мадонна», «Оракул», «Огненный шар», «Огненная рыба», «Феникс» и т.д.) достаточно красноречиво говорят о том, что ее волнует и  чем она живет.


Главным шедевром ее достаточной долгой творческой жизни является картина «Богиня Треугольник», состоящая из девяти картин. Картину сопровождает медитативная музыка и звуками внутриутробных сердцебиений младенца. На этом фоне голос художника произносит имени Богини на разных языках.


Здесь показано как рождается новая жизнь, как женщина вынашивает ее, как возникает эмоциональная связь матери и ребенка. Мартина пишет образ современной женщины-Богини, в которой живет древний образ священной Матери. Она - воплощение женского принципа, взявшего на себя ответственность за продолжение жизни на земле.


Четыре Богини - мудрость, благодать, жизненная сила и сила психического знания – изображены в виде огня, яйца, змеи и спирали, древними символами рождения, цикличности жизни, воскрешения и трансформации. Эту композицию она называет  алтарем женского начала, которое буквально пронизывает все творчество Мартины Хоффман.


Своим тотемом она считает змею, олицетворение женственности и мудрости; все картины - напоминание о тех временах, когда жизнь была священной, а женщина отмечена чудом. В центре своей картины мира она помещает Мать, вокруг которой создает интимный космос, где Богиня вступает в брак со священными и фантастическими существами.


Своими картинами художник подчеркивает, что поскольку женское начало в истории человечества было в какой-то момент подавлено, очень важно донести до сознания современного человека красоту и силу женской энергии, восстановить нарушенный баланс между мужской и женской силой.


Последние работы Хоффман «Древо познания», «Вознесение иностранца», «Дух ветра» созданы после  встречи с шаманами Южной Америки. Во время этой встречи она почувствовала, как в нее вливается  энергия исцеления, любви и трансформации. Этого шаманского опыта ей хватило, чтобы вдохновиться на создание многих картин.


После пережитого, она скажет: «Мир богаче, чем мы думаем, он не ограничивается только одним опытом, в нем есть много других». Картины Мартины отнюдь не благостны, они скорее тревожны, особенно глаза, которые она часто пишет на своих холстах. И все, что она изображает, это  символы более глубоких явлений.


Говоря о своем творчестве, Мартина Хоффман скажет: «Магический реализм делает видимыми тонкие состояния нашего существования, кодирует их в виде символов и карт нашего сознания и подсознания. По мере того, как мы проявляем их на холсте, они становятся частью человеческого поля, формируя нашу культуру».


Родилась Мартина Хоффман в Германии, детство провела в Африке, воспитывалась в двуязычной франко-немецкой среде. Вернувшись в Европу, окончила образование по специальности, связанной с искусством. Потом уехала в Париж, оттуда - в Испанию, где встретилась  с Робертом Венозой, родом из США. Он вдохновил ее на занятия живописью.


Художники решили навсегда остаться в Испании, хотя и в Америке, и в Испании создают свои студии. Мартина Хоффман, помимо живописи, занимается дизайном в области фэшн-моды, создает очень необычные ювелирные украшения, делает обложки и фотографии для журналов, дисков и книг.  Себя она считает в первую очередь «переводчиком» видений, став ярким и самобытным художником магического реализма.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/magicheskiy-realizm/