8. Стать лучше себя

Сестры Ивенс
- Дети мои! – удивилась вернувшаяся старшая сестра. – Вы все еще ломаете копья и карандаши на пустом месте? Все еще судите бедную Гурченко? А как же «не судите, да не судимы будете?»

- Ну что ты! – возмутилась младшая сестра. – Мы просто рассуждаем о природе таланта на примере биографии артистки Гурченко.

- Вы смешиваете мухи со щами. Талант – это духовный дар. Жизненный путь – это реальный набор личных ошибок и побед.  Ошибка Люси, которая не дает вам покоя, на самом деле встречается у каждого. В народе она называется «не тому дала». Ну а в интеллигентной среде – «потерянное достоинство».

- Отсюда поподробней, - попросила младшая. -  Поподробней, раз уж начала.

- Ну, чувство собственного достоинства, в этом нет сомнения, присуще каждому человеку. Без него личности нет. Личность и достоинство – это как аверс и реверс у монеты. Естественно, под достоинством понимается сознание человеком ценности своей личности и уважение к себе. Для некоторых людей  самооценка является важнейшим элементом в структуре собственной личности. Такой, я думаю, была  Гурченко,  таким же был и тот человек, с которым свела ее судьба.

- Это какого персонажа ты имеешь в виду? – с интересом спросила сестра размышляющая.

- О! Его-то в фильме нет. Его нет и в ее автобиографии. Его имя – тайна. Он есть только в ее сердце. Именно для него она писала свою книгу, именно для него она блистала на экране. … Только для него. … Чтобы оправдать себя. … Чтобы получить прощение. … Чтобы вернуть тот момент в своей жизни и переиграть его. …  Но это, увы,  не-возмож-но.

- Да о чем ты говоришь, дорогая? Скажи проще, мы все свои!
- Сказать могу только о себе, не о Гурченко…
- Ну?
- … может, через меня вы и ее поймете. А может, поймете, что я ошибаюсь…
- Давай-давай. Объясни, что значит «не тому дала».

- Я была тогда молодая …, - начала свой рассказ старшая сестра, - энергичная, чистая, пылкая, как наша младшенькая сейчас, - улыбнулась она. – Жила в молодом городе, участвовала в «могучей, кипучей» грандиозной стройке века. Какие молодые новые люди появлялись тогда! … Однажды моя знакомая, вовсе не из моих кругов, пригласила меня покататься на катере и намекнула, что на этой прогулке со мной хочет познакомиться один молодой человек. Мне тогда все было интересно.

И вот я оказываюсь на катере в узком кругу совершенно незнакомых мне людей, людей высшего, не моего круга. Пригласившая меня дама тут же исчезла, словно растворилась в воздухе. Я осталась одна, сама с собой. Никто не подходил ко мне, хотя все издали проявляли ко мне пристальный интерес, наблюдая за мной, как за диковинным зверьком. Я не знала, что мне делать. Мое достоинство подвергалось неимоверному давлению. А куда  деться с «подводной лодки»?

И тут нашелся один человек, который сжалился надо мной: проходя мимо, он предложил мне бокал шампанского. Надо ли говорить, что я вцепилась в него, как в спасательный круг.

Мы разговорились. Он оказался простым, остроумным человеком, легким, уступчивым  и приятным в общении. На холодное  унижение бездушного общества я тут же ответила  роскошью своего общения с незнакомцем. Здесь были и кокетство и обольщение, и острословие и игра ума. «Ах, вы так? – думала я с горечью.  - А мы так!». И все добавляла и добавляла красок в свою игру.

Бедный мужик! Что я с ним сделала! … Да, я играла. И не заметила, как превратилась в  скомороха на королевском балу. Мы стали центром всей компании. Веселые шутки и смех сопровождали каждый наш шаг. Правда, как-то мельком я заметила испуг в глазах пригласившей меня дамы, но остановиться я уже не могла. Талант мой бил фонтаном.

Потом, в машине, мы возвращались с этой дамой домой. Она была явно огорчена поездкой. Я тоже: фейерверк угас, остались лишь огарки.

- Что-то я не заметила молодого человека, желавшего со мной познакомиться. Разве его волной смыло? – спросила я.
- Как же, станет он с тобой знакомиться, если ты весь вечер развлекалась с его шофером?
- Так это был его шофер? – опешила я. – А кто же он?
- Теперь это уже не имеет никакого значения. Ты так опустила его …, такое не прощается.
- Да что я такого сделала? – не понимала я.
- Разбирательства теперь ни к чему. Извини, я выхожу, - ответила она.

Озадаченные, сестры долго молчали.

- Да-а, некрасивая получилась история, - наконец произнесла эмоциональная младшенькая. – Ты об этом никогда нам не рассказывала. А он – кто был?
- Большой человек. Имя его, как вы понимаете, я никогда не назову.
- Ну а сама, сама ты узнала его имя? Или только предполагаешь?
- Узнала.… Скольких трудов мне стоило вытащить его из моей знакомой! Когда я поняла, наконец,  что в тот вечер я уронила не только свое достоинство, обесценив себя до дешевой субретки, но и его …  А ведь он так поверил в меня, что рискнул преподнести своим друзьям, как редкий алмаз, а оказалось,  - как камень придорожный…

- А может, он хотел просто посмеяться над тобой?
- Да нет. Не такой он человек. Но достоинство свое уронил…. Такой «прокол»  самому себе простить невозможно. Никогда.  Я, конечно, позвонила ему  с извинениями. Он сказал «Забудь».

Да … Уроненное достоинство не то же, что уроненное кольцо. Достоинство нельзя поднять. Как нельзя поднять солнечный зайчик. «И вся королевская конница, и вся королевская рать/ Не могут Шалтая-Болтая поднять»…

- А Гурченко?
- А Гурченко, думаю, тоже с кем-то «прокололась», а потом всю оставшуюся жизнь пыталась доказать ему, что все было совсем не так, что он неправильно все понял, и она другая. Думаю, даже автобиографию написала, доказывая, какая она есть на самом деле. Может, и правду написала. Но это ее правда. У каждого своя правда. И ее правда его правды не изменит. «Забудь».

- Ладно, «правда». Но талант?

- А что «талант»? С чего вы начинали свои рассуждения? – «Талант – это дар Божий человеку». Дар не в виде консервного ножа или молотка, а в виде невиданного инструмента для работы НАД СОБОЙ.
 
Сущность таланта не в том, чтобы стать лучше других, а в том, чтобы стать лучше себя. И если, подводя итог своей жизни, ты сам можешь сказать о себе, что да, я стал чуть-чуть лучше, и люди тому свидетели, - значит, ты использовал свой талант по назначению. Вот и все.