Психология юности. Биогенетическая теория

Лекторий
         Психология юношеского возраста или психология развития – один из важнейших разделов возрастной психологии. С конца Х!Х века психологи всего мира искали ответ на вопрос – КАКИЕ ИМЕННО ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕР ПРОТЕКАНИЯ  ЮНОСТИ? А также, обязательно ли юность является кризисной? Речь шла о проблемах биологического, социального и биографического порядка.
         Существуют зарубежные концепции, за которыми стоят крупнейшие теоретические школы и институты.  Остановимся на четырех основных.

                План.

1. Биогенетическая концепция (С.Холл, Э. Кречмер, Э.Йэнш, К.Конрад, А.Гезелл).
2. Концепция персонологической (личностной) ориентации(Э.Штрангер, Ш Бюлер.).
3. Социально-психологические теории (К.Левин, Ж.Пиаже).
4. Теория юности как объект психоанализа (З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон и другие).


              Биогенетические теории на первый план выдвигали биологические детерминанты развития, из которых проистекали социально-психологические свойства.
              Родоначальником биогенетического направления является американский философ Стэнли Холл (1884-1924). Возрастные социально-психологические свойства он соотносил с главными стадиями филогенеза. ФИЛОГЕНЕЗ - процесс развития органического мира в целом или отдельных его форм с момента возникновения жизни. 
              Индивидуальное развитие – ОНТОГЕНЕЗ, по его мнению, повторяет главные стадии филогенеза.  Младенчество воспроизводит животную фазу развития, детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство. Период о т 8 до 12 лет, который иногда называют предподростковым, соответствует и началу цивилизации, а юность, охватывающая период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет) эквивалентна эпохе роментизма. Это период «бури и натиска» внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека проявляется
«чувство индивидуальности».

                В итоге, основываясь на поверхностных  аналогиях, Стенли Холл сформулированный им закон биогенетической «рекапитуляции» возвел в ранг главного закона психологии развития.

                Признавая огромный вклад ученого, сведшего воедино большой фактический материал, я в тоже время не могу не присоединиться к критике его концепции со стороны психологов, указывающих, что «внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения*. Это также не позволяет понять закономерности психического развития.

                Существуют и другие варианты данной концепции, выявляющие взаимосвязь физического и психического развития. Существует целое направление немецкой «конституциональной психологии», представленное Э.Кречмером, Э.Йеншем, которые разрабатывали проблемы типологии личности на основе физико-биологических факторов. В частности, особенности психического развития человека связывались с типом его телосложения. Исходя из этого Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легковозбудимый, неустойчивый по настроению), а на другом – шизоидный (замкнутый, эмоционально скованный) типы. Последователь Кречмера К.Конрад стремился применить эти характеристики к возрастным стадиям. Так, предподростковый возраст с его бурными вспышками он считал «циклоидным», а юность с ее тягой к самоанализу – шизоидным периодами.
Несмотря на постановку столь сложной проблемы и огромную работу по изучению взаимосвязи и взаимозависимости физического и психического развития человека, вышеуказанные авторы все же недооценивали роль социальных факторов развития.

              Другой, на мой взгляд, интересный подход в рамках биогенетической концепции выдвинул американский психолог Арнольд Гезелл(1880-1961). Ориентируясь вслед за Холлом на биологическую модель развития, он считал, что приобщение индивида к культуре никогда не сможет пересилить влияния полового созревания. На основе длительного многолетнего изучения 165  подростков Гезелл подробно описал различные аспекты развития, объединенные чисто хронологически. Он выявил особенности биологического созревания, интересов и поведения детей каждого возраста.

                Весь юношеский возраст, как период  от детства к взрослости, продолжается , по Гезеллу с 11 до 21 года. Первые пять лет от 11 до 16 особенно важны. Именно с 11 лет начинается перестройка организма и ребенок становится импульсивным, подверженным частой смене настроений, бунтует против родителей и ссорится с сверстниками.
Главные черты 12 лет: разумность, терпимость, внимание  к представителям противоположенного пола и некоторая автономия подростка от семьи.
Ведущее свойство 13-летнего – обращение внутрь, подросток становится более интровентированным, склонен к уходу в себя, становится самокритичным и избирательным.
В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, стремится осознавать себя личностью и одновременно активно идентифицируется с героями кино и литературы.
В 15 лет – дух независимости, причем жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. В 16 лет наступает эмоциональная уравновешенность.
               Недостатком данной концепции является смазывание индивидуальных различий и социальных условий воспитания в пределах разработанной возрастной периодизации.


              Таким образом, перенос на психическое развитие подростка соотношения между онтогенезом(индивидуальным развитием организма) и филогенезом(историческим развитием организмов) и утверждение, что в онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человечества, - неправомерны. Эти биогенетические концепции ведут к признанию предопределенности хода психического развития человека  и игнорированию конкретно-исторического характера этого развития, его зависимости от форм и способов взаимоотношения с окружающим миром, характером и содержанием собственной деятельности. 

______________________________

*Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. – м., !989. – с. 33.

Далее: "Концепция персонологической (личностной) ориентации (Шпрангер, Ш.Бюллер)". http://www.proza.ru/2016/08/25/309