Сила слова

Алексей Маклахов
      

      Подкатившая к дому повозка остановилась. На крыльце, вытирая платком, пот со лба, стоял Василий Михайлович - известный в округе лесник. Он только что завершил осмотр пчелосемей, смахивал с одежды назойливых пчел, потирал на руках места, которые "облагородили" укусами пчелы.
Как кстати, мы прикатили, - заметил Кондрат, отведаем свеженького медку, в этом году еще не приходилось себя баловать ароматным медом.
- Марусь, обратился лесник, - накрывай на стол, гости к нам!
Со двора, поправляя фартук, вышла обаятельная, средних лет женщина.
- Добро пожаловать, сказала она, - сейчас, Вася, накрою, подождите маленько! Маруся быстро зашагала в дом.
     Прибывшие гости спешились, поправили измятую одежду, попросили водицы или березового кваса, зная, что у лесника он всегда есть.
       Василий Михайлович крикнул сына Леньку, попросил принести дорогим гостям кваску. Лёнька сбегал в дом, взял чайник и направился в подвал, где в дубовых бочках хранился холодный, терпкий квас. Не прошло и пяти минут, как Лёнька забежал в подвал, раздался душераздирающий крик, шум упавшей металлической посуды. Дверь подвала резко отварилась, из него не выбежал, а вылетел без чайника Леня. Слезы градом катились из глаз, он, рыдая, мямлил
- Змея, змея, там, показывая на подвал. Леньку трясло!
На крик выбежала Маруська, обнимая сына и успокаивая его, обратилась к сыну
- Лёша, что случилось? Вытирая слезы, он произнес
- Мам, змея упала на меня, прямо на шею.
- Вот гады ползучие ребенка напугали, осмотрев шею сына на предмет укуса, она направилась в подвал.
   Приехавшие  шумно, весело, по-доброму отгостили, отведав не только свежего меда, но и хорошего первача. Долго обсуждали насущные проблемы, положение в лесхозе, районе.
     Случившееся с Леней никто не вспоминал, а точнее сказать, в суете встречи просто забыли. Пока гости отдыхали, набираясь впечатления и сил, Ленька, Шура, Коля ворошили разбросанное у дома, не очень хорошо высохшее сено.   Леня успокоился, случившееся с ним приключение, ушло на задний план, забылось, быстро выветрилось из памяти.

- 2 –

     Прошло   две – три недели, приближался очередной учебный год. Скоро Леньке предстояло вновь усесться за школьную парту, познавать окружающий мир, осваивать точные науки. Он днями бегал с ватагой сверстников по Лутицкому поселку: играли в футбол, лапту, прятки. В один из таких августовских дней, вечером, вернувшийся с улицы, Леня стал кривляться, так подумала баба Женя. Он не мог говорить, заикался, растягивал слова. Пригрозив ему наказанием, бабушка пошла во двор, надо было загнать в хлев скотину, запереть ворота. Войдя в избу, она предложила внуку перед сном выпить по чашке чая. Лёнька молча смотрел на бабушку, а по щекам катились слезы.
- Леня, что произошло?  с тревогой спросила бабушка.
-  Не... не... не знаю, едва вымолвил Лёнька и заплакал. Только теперь бабушка поняла, что внук не претворяется,  что- то с ним происходит.
- Не собака тебя напугала?  Или ребята что сотворили? - спросила бабушка. Лёнька отрицательно кивал головой, смотрел на бабушку широко открытыми глазами, молчал, по щекам катились слезы.
- Нежданно, негаданно пришла беда,- вымолвила,  раздосадовано,  бабушка и стала успокаивать внука, укладывая его спать.
- Ничего, Леня, утро вечера мудренее, может к утру все пройдет, - наставляла бабушка.
Но, к утру не прошло, заикания усиливались, особенно когда Леня старался четко произносить слова. Он перестал выходить на улицу к ребятам, так как мог подвергаться насмешкам, в основном находился дома, помогал бабушке. Приехавший из леса отец, работавший лесником местного лесничества, был крайне озабочен, встревожен случившимся. Они долго советовались с бабушкой о причине недуга, пытались расспрашивать Леньку, но тот с большим трудом говорил, частенько переходя на слезы.
- Слушай, мам, обратился Василий Михайлович, отец Леньки, а как мы его в школу отправим, ведь издеваться сверстники начнут, надо что-то делать. Бабушка с отцом ломали голову, обсуждали сложившуюся ситуацию, пытаясь понять причину случившегося и как поступить. Не найдя выход, не поняв причины, решили, что отец завтра свозит сына к врачу. Врач сельской больницы Бибиков Иван Яковлевич, опытный, умудренный жизнью врач, давний друг Василия Михайловича, измерив температуру, пощупав пульс, осмотрев язык, развел руками и сказал,
- что с таким явлением он встречается впервые, что надо везти в район, а может быть, я Вам, Василий Михайлович, этого не говорил, но просто как давнему товарищу-другу, вымолвил он, поищите бабушку-знахарку. Этот случай до крайности странный, - сделал заключение врач. Еще раз, обратив внимание, что этого совета он не давал, а то, не дай Бог,  на работе узнают, проблем будет "море".
Вернувшись от врача, отец попросил свою мать Евгению Вединиктовну поискать бабушку, чтобы помочь Леньке.
- В район пока не повезем, думаю, что Иван Яковлевич правильную мысль высказал насчет бабушки.
    Знаешь, Вась,  повезу ка  я Леньку в Светово, там у меня давняя подруга есть, она от многих болезней помогает людям, а может и нам пособит. Только мне будет нужна лошадь, да пару литров меда, кусок сала, бутылка самогона, она не берет денег. Хорошо, мам, все эту завтра будет, поезжай с Богом, а вдруг, да и поможет.
На следующий день, собрав нехитрый скарб, бабушка Женя, усадив Леньку, подгоняя серого в яблоках коня, направилась в соседнюю деревню, где проживала известная в округе женщина, знахарка Варя, которая оказывала помощь от различных заболеваний.
   Встретившись подруги,  расцеловались, так как давненько не встречались и сели пить чай. Ну, Алгиняка,  (так меж собой звали подруги бабушку Женю ) обратилась Варя,   рассказывай, что за проблема тебя привела.
- Да знаешь, что - то произошло с моим внуком - Ленькой, он стал заикаться. Ну, что же надо будет помыслить, уверенным тоном ответила Варя. Знать так, садись напротив иконы, обратилась она к Леньке, будешь держать банку с холодной водой, я сейчас принесу растопленный воск, начнем искать причину твоей хвори.  Да, Алгиняка,  а он у тебя крещеный? - Спросила бабка Варя. Конечно, разве можно не крестить ребятню, у них еще вся жизнь впереди, ответила Алгиняка, поглаживая внука по голове.
   Лёнька внимательно смотрел на икону, держа в руках банку, а бабушка Варя, читая молитвы, тонкой струей лила воск в банку с холодной водой, которую держал Леня. Завершив процедуру чтения молитв, посмотрев на опустевшую емкость из под расплавленного воска, баба Варя пригласила Алгиняку  посмотреть на причину побудившую внука заикаться. Слив воду, Варя показала рисунок, образовавшийся на дне банки. Он напоминал змею, свернувшуюся кольцами. Так, подруга, твоего внука напугал ползучий гад! Торжественно изрекла баба Варя. Надо будет еще парочку,  раз приехать и все пройдет, вот так! И действительно, после нескольких сеансов заикание улетучилось.
    Уже дома, сидя с бабушкой и отцом за чашкой чая, Леня вспомнил как некоторое время назад, по поручению отца, он ходил за квасом в подвал, где на его упало что-то холодное и скользкое. Он бросил чайник, пулей вылетел из подвала весь в слезах, объяснив отцу, что там змея. Год был действительно обильный на ужей, змей. Отец тогда успокоил Леню, а за квасом пошла мать, которая ни каких змей не увидела. На этом все происшедшее постепенно забылось и только через две- три недели с Леней стали твориться чудеса, он стал заикаться.
      Пройдя курс  лечения - терапии у бабушки Вари,  Леня вновь уверенно заговорил, а с годами стал неплохим оратором.